локо поебота
Эта статья посвящена тому, как следует вести себя после того как вы будете задержаны сотрудниками милиции. Возможно, кому-то советы, данные в этой статье покажутся смешными, кому-то это поможет. В любом случае прочитать ее стоит каждому.
Начнем с самого начала. Итак, тебя хотят забрать. Оптимальный вариант – дать взятку. Думаю про то, насколько наши мусора падки до денег, рассказывать никому не надо. Отпустили – хорошо. Но, предположим, что откупиться не получилось и вот ты в кабинете оперативника и он пишет объяснительную. Теперь перед тобой стоит следующая задача. Тебе нужно оценить, насколько серьёзна тема, по которой забрали, и, каковы могут быть ее последствия.
Если ты чувствуете, что дело будет плёвое и все, что будет грозить это административка, то сидите спокойно, и не дергайтесь. А вот если чутье подсказывает, что дело принимает серьёзный оборот, стоит знать следующее. Перед тем как взять объяснительную, тебя должны ознакомить со Статьей 51 Уголовно-Процессуального кодекса РФ. Обычно «забывчивые» мусора не делают этого. Но нам об этой статейке забывать нельзя, тем более, что в объяснительной ты подписываешься, что ознакомлен с ней. По этой статье ты имеешь право не давать показаний против себя и своих близких. То есть в бланке объяснительной должны быть написаны слова, что я такой-то такой-то согласно статье 51 УПКРФ отказываюсь от дачи объяснений. Точка подпись. Всё. К слову, именно этой статьей пользуются Ходорковский, Шахновский и даже НБПшники задержанные по разным громким делам. Основным минусом того, что ты отказываешься давать показания, является то, что после этого тебя, могут задержать на срок от 1 до 3х суток.
По личному опыту могу сказать, что большинство информации они вытягивают как раз из этой объяснительной. На ее основе дорабатывается и уголовное дело. Поэтому хорошо подумай что лучше: поиметь срок (пусть даже и условный) или чуток попариться в отделении.
Мусора сильно не любят когда им попадаются люди, шарящие в законах и, естественно, будут давить на то, чтобы ты «быстренько обрисовал чего, как там было, а потом домой пойдешь». Помни: у мента с тобой абсолютно разные задачи – ему надо за счет тебя побольше дел раскрыть, а тебе – не дать ему этого сделать. В разных вы лодках плывете.
Предположим, ты отказался от дачи показаний. К обычным, рядовым приемам используемым для получения показаний относятся: отборный мат (если жертва из «интеллигентов» или женщина); избиение; угроза изнасиловать (даже имитация твердого намерения это сделать); угроза расправы с близкими; обещание самого сурового наказания по суду (вплоть до пожизненного заключения или расстрела); обещание посадить «в т-а-а-кую камеру», где вы сами повеситесь от нелегкой жизни (а если не решитесь, то вам помогут сокамерники-уголовники); пытки электротоком или удушением.Вот, пожалуй, основные приемы психологической ломки. Заранее приготовьтесь к ним и поступайте по принципу: «Делай, что должно, и будь, что будет!». Твоя задача молчать, молчать, молчать, пока не доставят к следователю.
Кончено, если менты начали беспредельничать, и ты понимаешь, что больше не вытерпишь, то не надо строить из себя Зою Космодемьянскую. Начинай давать объяснения, но постарайся внести туда как можно больше всякого бреда. Называй не правильное время (предположим – ты встретился с другом в 15.00 а на самом деле в 15.00 ты был на лекции где тебя видело 40 человек и препод), часто употребляй слова «четко не уверен», «мне кажется», «я не могу сейчас точно сказать, скорее всего» и постарайся внести их в протокол. Это сильно поможет твоему адвокату доказать, что это было выбито из тебя под давлением. Когда ты будешь подписывать его постарайся поставить подпись, не похожую на свою настоящую, но будь готов, что ее надо поставить в 4х местах, и, кроме того, написать фразу «с моих слов записано верно, мною прочитано».
Вообще-то говоря, объяснительная не является доказательством, она может быть использована лишь в качестве дополнительного материала. Только протокол допроса у следователя является официальным документом, но при сильных расхождениях с объяснительной и если не подавать заяву о давлении, это вызывает дополнительные вопросы у судьи.
Менты, когда бьют в отделе, стараются наносить удары по ушам, в живот, так, чтобы не оставлять следов. Вот один из вариантов того, как с этим бороться. Этим способом пользовались лимоновцы, думаю их опыту можно доверять. Так вот, когда после одной из акций их начали пиз..ить в отделе, один из участников сам начал ставить себе синяки на руках и постарался разбить нос. Когда мусора поняли, что на нем останутся следы и им реально грозит превышение полномочий, (дело было громкое) они подсели на очко и быстренько согласились с тем, что статья 51 существует. Хотя это и не совсем приятный, чисто физически, вариант.
Если удастся, каким либо способом выбить из ментов разрешение на звонок, то не стоит тратить его на звонок, девушке, братве, на деревню дедушке. Постарайся найти кого-либо, имеющего отношение к ментовским структурам, а в идеале адвоката. Вообще, полезно иметь в телефоне номер адвоката, потому как в жизни случается всякое. Можно даже быть с ним не знакомым. Достаточно, знать на кого можно сослаться, позвонив ему.
Теперь немного о том, как стоить отношения с самим адвокатом. Понятно, что при первой встрече тебе будет не важно, что ты подписывал и сколько ему платишь, лишь бы он тебя вытащил. Но все-таки надо помнить несколько аспектов:
· Его работа разделяется на досудебную и судебную часть, причем, когда ты вносишь деньги, он должен отметить в договоре за что именно он их берет. Лучше договариваться с адвокатом об общей сумме: и за досудебное и за судебное дело, так как в этом случае у него не будет стимула затягивать процесс
· Обязательно потребуй у адвоката оригинал или копию договора об оказании юридических услуг, в котором и прописывается сумма и срок (досудебный или судебный).
· При заключении договора обязательно обсуди с ним то, какие перспективы он видит в этом деле. Если, например, все, чего он думает добиться - это немного скостить срок, то, в принципе, нах он нужен? С другой стороны человек, который обещает сразу и все снять, тоже вызывает подозрения.
· О деньгах. Конечно, здесь все зависит от тяжести твоего конкретного случая. Но реально практика показала, что за не громкие дела среднему адвокату можно предлагать 6000 рублей за досудебное и 4000 рублей за судебное. Хотя может здесь я и ошибаюсь.
Теперь хотелось бы добавить несколько советов на тот случай если твои проблемы перешли в такую стадию, когда уголовное дело уже завели, а в качестве меры пресечения выбран арест. Возможно, кое-что покажется лишним, но не пренебрегай этими правилами. По крайне мере до того, как пообщаешься со своим адвокатом.
Каждый, кто окажется с тобой в камере сразу после задержания, наверняка стукач. Во всяком случае, запомни правило: нет такой камеры в России, где отсутствует стукач.
Он положен по правилам ведения агентурно-оперативной работы. В многоместной камере стукачей несколько. Веди беседы исключительно на нейтральные темы, жалуйся, что тебя с кем-то спутали. Задача стукача не только выяснить какие-то тайные сведения, но и фиксировать твое настроение, выискивать слабину и «болевые точки». Не вздумай передавать записки или просьбы к близким через сокамерников – это «подставы».
Попав на допрос к следователю, немедленно требуй адвоката, нанятого именно твоими родственниками или друзьями. Не соглашайся на присутствие адвоката «мусорского», назначенного следователем. Этот «защитник» – второй следователь или оперативник. Укажи в письменном заявлении о своем горячем желании дать исчерпывающие показания по делу, но только в присутствии защитника, которого пригласят такие-то лица (телефон, адрес). Это твое право. Любые уловки следователя пропускай мимо ушей и тверди с упрямством: «Я дам показания, но лишь в присутствии защитника которому могу доверять!». В конечном итоге твое требование будет исполнено.
Не верь таким обещаниям: мол, дадите показания в присутствии «мусорского» адвоката и пойдете домой. Тебя просто разводят! Если нет оснований брать свидетеля (подозреваемого) под стражу, то его отпустят без особых условий. Если существует указание взять под стражу – не поможет ничто, никакие показания.
Кстати, по действующему УПК РФ, допрашивать без защитника тебя не могут, если ты подозреваемый или обвиняемый. Суд такие показания не примет как доказательства по делу. «К недопустимом доказательствам относятся показания подозреваемого, обвиняемого и, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, включая подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде» (п. 1, ч. 2, ст.75 УПКРФ).
Не вздумай играть со следователем в процессуальные игры, тебя обставят в два счета. К примеру, ты знаешь требования закона: показания, данные в отсутствии защитника, суд признает недопустимым доказательством, если ты от них откажешься. Потому, ты сам сознаешься в том, о чем просит следователь. Мол, сейчас выгадаю время, быть может, получу свободу, сохраню здоровье, – а в суде подставлю козу, откажусь от всего. Дело в том, что твои признательные показания станут юридически ничтожными лишь в суде. Но до суда, в период всего срока предварительного следствия, эти показания останутся вполне законными, имеющими силу. На этих показаниях следствие будет строить свою работу – производить обыски, аресты, экспертизы, вести наружное наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и помещений, контроль почтовых отправлений. Следователь обязан получить разрешение на осуществление всех этих мероприятий либо у прокурора, либо у судьи. Предъявив твое признательное интервью, следователь вполне обоснованно и без проблем добьется необходимых виз. Выполнив комплекс оперативно-розыскных мероприятий, он получит столько новых улик, что отказывайся от чего угодно – на обвинительный приговор потянет. Если, к тому же, арестуют твоих товарищей – ты не отмоешься от клейма предателя. Учтите, твои признательные показания будут демонстрировать другим фигурантам дела и психологически их ломать. Вот, мол, этот сознался, и теперь все препирательства бессмысленны! Такой дешевенький прием действует почти безотказно – все сознаются. С этой точки зрения категорически неправильное мнение: «В отношении себя говори что хочешь, но товарищей не выдавай». Следователей подобная позиция чрезвычайно устраивает.
Даже если ты не намерен давать признательные показания, не отказывайся от участия в допросе. Пусть следователь задает свои вопросы по одному, а ты последовательно отказывайся отвечать на каждый вопрос в отдельности. Зная вопросы, которые интересуют следствие, ты сумеешь понять: что известно врагам и чего надо опасаться. Вопросы и ответы должен фиксировать адвокат и передать запись допроса вашим товарищам.
Старайся запомнить как можно больше информации: кто задержал, кто бил, где бил, кто и чем угрожал, кто ведет следствие и т.п. Все эти сведения передай на волю через адвоката в виде жалобы на имя прокурора – такой документ не изымут, не имеют права.
До суда – никаких признаний. Как бы ни били и чем бы ни угрожали. Завершится предварительное следствие, ты познакомишься со всеми собранными материалами, и тогда, не спеша, посоветовавшись с защитником и друзьями, выработаешь взвешенную линию поведения. Показания давать при этом не возбраняется: «Не был, не состоял, не участвовал, не виновен».
В начале статьи я коснулся такого аспекта как административное правонарушение. Естественно, что никто не будет вмазывать в это дело никаких адвокатов. Но небольшой совет по этому поводу. В протоколе об административном правонарушении (который составляет мент) есть графа «Объяснение задержанного». Сразу ее не видно, она находится на обратной стороне. Так вот, обязательно заполни ее.
Ну и напоследок, лирическое отступление. У меня была такая история: мент составляет протокол, что, дескать, я находился в состоянии алкогольного опьянения. На это я написал следующее: «выпил бутылку пива «Балтика №3», пьяным себя не считаю, обязуюсь больше не пить». Ну и вариации на эту тему. Правда, вести себя при этом надо корректно.
Чтобы доказать, что ты и вправду являешься пьяным, они обязаны заставить тебя подышать в трубочку и взять кровь на анализ. Естественно никто этого делать не будет, к чему лишний геморрой. А без этого все их обвинения просто «филькина грамота».
На последок, хотел добавить еще один момент, часто от многих на секторе и не только можно услышать фразы, что, дескать, аудио и видеосъемка не является доказательством – бред. Для того чтобы она стала доказательством ее надо санкционировать, а получить санкцию можно даже на основании простого заявления, которое можно даже оформить задним числом. Больше того все эти байки про прослушки мобильных телефонов тоже реальность, сам столкнулся с тем, что одному моему знакомому на допросе мент предъявил распечатку переговоров по мобильному телефону за интересующий день. Неприятно. Хотя все и окончилось хорошо
Мне кажется, что все изложенное здесь, может пригодиться кому-нибудь. Тем более, что тема конкретного общения с ментами редко освещается в фан–прессе, а вот столкновения с подобными ситуациями происходят всё чаще и чаще. Ну и напоследок хочется пожелать, чтобы никому и никогда не пришлось применять это на практике.