“Выход из темноты” – название для релиза громкое, почти эпическое. Вполне под стать артисту, под чьим именем вышел данный рэп-альбом.
Фигура Смоки Мо, для российского слушателя, пожалуй, наиболее культовая и таинственная из отечественных артистов бита и микрофона. У редкого слушателя жанра, едя в вагоне метро, не кружилась голова в экстазе от психоза “Кара-тэ”, а Герман, Патрик и Антон стали для многих почти родными персонажами.
Тем не менее, людям свойственно меняться, тем более – творческим. Первой переходной станцией в отношениях “старого” Смоки Мо и “нового” стала “Планета 46”, а вовсе не “Выход из темноты”. Если играть метафорами, что вполне свойственно Морфину, давайте представим три его альбома в виде леса, а их участников – условно примем за деревья. Окей?
Так вот, Кухня запись, а значит и все те люди, которых мы могли слышать на первом альбоме Смоки – густой бор с достаточно ровным составом исполнителей (деревьев), при этом “ровный” и “однотипный” в данном случае выступают отнюдь не в виде синонимов. Скорее они дополняли друг друга, кронами своих веток составляя зеленый щит над Питером.
Что было дальше? “Потом моё crew дало трещину и волшебства не стало, значит так было угодно всевышнему”…(с)
Говоря на нашем языке – лес вырубили. По крайней мере, его не стало в том виде, котором он существовал ранее. Остался лишь “Лес иллюзий, лес прелюдий, лес дерьма…”. Осталась одна само достаточная и крепко вросшая в сцену ель. Вы поняли, о ком я? Смоки Мо на “Планете 46” хоть и не обошелся без приглашенных гостей, а Крипл и Струч и вовсе перекачивали на второй альбом с дебютного. Но это уже был не единый организм, а одинокостоящее дерево с приятными, но всё же не ключевыми, дополнениями. Здесь Молла позволяет себе не один трёхминутный полноценный трэк, с глубокими размышлениями и взвешенным взглядом на окружающие вещи, порой при этом доходя и до беседы один на один с собой.
Новый лес рос долго, мучительно. Только так может быть на выезженной земле, где неизменной осталась лишь вековая ель с нарубленными на стволе инициалами С и М. Но некоторых её собратьев выкорчевали не до конца, так например из полуживого пенька Струча, выросло хоть и свежее (Fresh boy), но уже совсем другого пошиба деревце.
Смоки Мо – несомненный лидер Def Joint. Группировки, чье присутствие на российской рэп-сцене, однозначным назвать язык не поворачивается. Есть здесь и близкие по своему статусу к мерилу молодого и разношерстного леса, но так же часто попадаются липовые липы, дубовые дубы, различные кустарники и не по размеру выросшая трава. Обошлись, как видите, без имен. Проблема Смоки, на мой взгляд, в том, что его рэп-дерево уже не столько само стремится к солнцу и развивается, а покрывает своих товарищей по новому лесу. Своим авторитетом, он убеждает слушателей, что новый “молодой и перспективный хастлер” – его наследник. Совместка – легко, бэк-мс на гастролях – устроим. Крипл, Кажэ Обойма, D.Masta, Big D… - все они попадали под крону Смоки, с определенными оговорками конечно же. Различия в стиле и опыте, но позиция относительно вожака – неизменна.
Отходя от ботаники, хоть и с налетом русского рэпа, постепенно придем, всё таки, к объекту обсуждения. Альбом “Выход из темноты”. Портал Rap.ru сравнил его с “Detox” от старого доброго Dr.Dre, а это знак качества для тех исполнителей, которые ставят себе целью мучить своих фанатов месяцами, а то и годами ожидания.
С тем, что альбом получился провальным можно согласиться лишь отчасти. Провалился он именно по части коммерческой. Хоть в трэке “Money” Смоки и говорит “…”Карат-тэ” по продажам стал полным провалом”, оценивать “Кара-тэ” и “Выхода из темноты” с этой точки зрения крайне не корректно, так же как и периоды, когда они выходили в свет. Ну, или из темноты, кому как угодно. В далеком 2004 – Морфин был хоть и амбициозным, но новичком. А к новичкам и открытиям серьезных требований быть не может, особенно финансовых.
Третьему же CD, предшествовала серьезная PR компания. Клипы, совместные трэки с самыми неожиданными персонажами (Centr, Loc-Dog, Geegun и многие другие), сборники от Def Joint и, наконец, заезженный в последствии сэмплер альбома. Вот здесь Смоки и прокололся. Подсчитав, оказалось, что всего лишь один трэк (“Бог любит всех людей”) достался слушателям без воли автора. Некоторые мы услышали на релизах других исполнителей, а “Моя духовная основа” пришла в каждый дом в форме клипа. Желание оставаться на плаву и, с максимальной эффективностью подготовить своих поклонников к новому стилю, сыграли с нашим героем злую шутку. Половина альбома в сети задолго до его выхода – не самый удачный фундамент, для того, что бы люди приняли его на ура.
Если постараться абстрагироваться и прослушать альбом с самого начала и до конца – всё очень и очень неплохо. Хочется сказать, что “Смоки всё так же хорош”. Но нет, не “так же” – “по-другому”. Приятно удивляет то, как начинается альбом. Такого напористого и зубодробительного Смоки мы не слышали давно. То, насколько плотно и агрессивно Саша зачитал, с позволения сказать, интро – впечатляет. Далее ,несомненно хитовые “Heyaa” и “Money” с разными, но очень запоминающимися припевами от Trova-D и Jambazi соответственно. Разделяет их скит и одна из жемчужин альбома – “Высокая энергия”. Возможно и не лучший трэк на диске, но а) один из немногих сольных б) не засвеченный ранее в) всё же это не реперезент, а несущий за собой определенный смысл трэк.
Смоки Мо соло, мы действительно, слышим на “Выходе” крайне редко. В интернете альбом уже успели наречь презрительными “микстэйп” или “бутлег”. Отчего же? Да, “Выход” пестрит именами, порой весьма разношерстными, а многие трэки, на что мы уже сетовали, народ заслушал задолго до их официального выхода.
Эти обвинение можно оспорить как банальной расшифровкой понятий, так и привести некоторые объективные и не очень причины того, что альбом воспринимается именно так, а не иначе. Но лучше посмотреть немного в другую сторону. “Выход из темноты” возможно и не удастся назвать альбомом концептуальным, но последовательность и органичность видна не вооруженным взглядом. За внушительным вступлением следуют трэки о роли денег в жизни (“Money”), о противостоянии основы денежной и духовной (“Моя духовная основа”). “Звёздный Потолок” и “Стальные слова” выдержаны в одном стиле, который можно смело обозначить, как “мясо с кровью”. “Зеркальный город ” и “Jungle” так же стоят друг за другом в трек-листе не случайно. Абсолютно рознящиеся по стилистке, с такими же разными гостями, но по посылу – об одном и том же, просто каждый как может, своими словами. Где-то между всего этого ассорти поместился хуковый репрезент – “Мои люди со мной” с Rasco и Big D.
Подводят черту под альбомом два трэка о Боге. Или, если менее пафосно, то о наших с ним взаимоотношениях и восприятии. “Бог любит всех людей” – маленький шедевр. С двумя разными, но по-своему интересными куплетами. Своеобразная исповедь-покаяние у Бесса из V-Style или жизнеутверждающий куплет у Смоки Мо. Преображает трэк, конечно же, припев в виде церковного хора. Да, что припев, что бит больно уж напоминают Like Toy Soldiers Эминема, но так ли это важно, когда мы говорим о песне с такой тематикой? Тем более, что копия получилась вполне качественной и самодостаточной.
“Кто есть создатель” – эффектное завершение альбома и именно то, что удерживало слушателя в плане интереса к альбому в целом. Собственный бит, два полноценных куплета, припев, достаточно личная тема – что еще нужно ярому поклоннику Смоки Мо? Это, безусловно - хит, жизнеутверждающее размышление на тему присутствия частицы Бога в каждом из нас. Это движущая сила, мотивация каждую секунду, когда бьется сердце. А что есть “Нет”? Но автор не оставляет нас в неопределенности, он выбирает “Да”.
Что можно было бы сделать лучше с этим альбомом? В первую очередь – вырезать Стакана (он же Сил-А) с “Звездного потолка” и в целом оживить этот трэк. Дописать еще один куплет к трэку “Моя духовная основа”, например. Полторы минуты для альбомного трэка – несерьезно. У некоторых скиты длиннее.
Бонус-трэки в отличие от многих других релизов – действительно играют роль бонуса. За ожидание, за некое разочарование.
“Выход из темноты” – что же стоит за этим названием? Определенный элемент недосказанности в названиях касается всех альбомов Смоки. Караты тэмпа? Что значит для Моллы число 46?
Казалось бы, для нового альбома есть лишь одно толкование. Смоки Мо занялся коммерцией, решив раз и навсегда попрощаться с логовом российского рэп-андерграунда. Андерграунд = темнота. Вроде бы всё просто?
Не уверен. Трэк-лист альбома наглядно показывает нам где “Выход” в темноту, а где “Выход”. Под номерами 1 и 17 – соответственно. А между ними – путь, поиск себя в кромешной темноте. И не мог этот альбом выйти как по мгновению волшебной палочки и без различных препятствий. Как невозможно безошибочно пройти путь по неосвещенному лабиринту, в который и загнал себя Смоки. По собственному ли желанию или нет– другой вопрос.
А выхода в свет, в мейнстрим, этим альбомом вряд ли возможно добиться. Как бы не спорили до хрипоты люди с никами вместо имен и аватарами вместо лиц, именно возвращение к истокам, к любимому народом стилю – есть формат. Давать потребителю то, что он хочет, словно бросать кость собаке. Именно за это многие обожают своих любимых исполнителей. Смоки Мо же может гордиться тем, что он не стоит на месте и делает действительно то, что по душе именно ему.
Говорят, что на сковородке питерского рэп-повора уже сейчас греется четвертый сольный альбом. Каким он будет? Возьмет ли он что-то от третьего, а может от второго или первого? Осознает или те ошибки, которые он допустил при записи и выпуске своего последнего, на сегодняшний день, альбома. Например, то, что рэпер-Смоки лучше коммерсанта-Смоки или тот факт, что хорошее гостевое участие хоть и украшает пластинку, но их обилие оттеняет главного героя.
“…отправься в этот странный мир без проводников, без мыслей , без представлений, без сравнений; туда где нет денег, любви, боли и целей ; лети спокойно, забыв всех, стерев память…и пусть реальность танцует свой последний танец.”
А вы пробовали?
+: Кто есть создатель, Мой Rock, Бог любит всех людей, Высокая энергия
-: Звездный потолок (remix), Трафик, Моя духовная основа
Хит: Кто есть создатель
http://dafford.livejournal.com/5215.html