- Сандер (Ртуть): «Теперь, в моём понимании Моргенштерн намного круче с одной фразой "Я пью Кристалл и Шандон Моёт, мечтал, теперь моё!", чем длинные тексты страшилки с заумью о коррупции, войне и т.д.» (05.06.22)
Привет, Сандер! Почему ты Сандер?
Привет всем, меня зовут Сандер, как сокращение от Александр, так меня звали в кругу семьи и в последствии и все мои знакомые. Сейчас это больше звучит как Sander (шлифовальщик), что в принципе перекликается с моим нынешним ремеслом, как шейпера серфбордов.
Расскажи нам о своих первых шагах в рэп музыке. Что тебя в неё привело, когда и как это было? Помнишь ли ты своё первое выступление на сцене, если да, то расскажи о нём?
Выступать на сцене я начал ещё с 1994 года сначала как бард, потом как группа "Братья Гонн" с музыкой гитары и флейты, это такой хиппи-стайл автостоп, трава, дальняя дорога, джинсы.. , потом как рэгги-рок-н-ролл группа "Джамп" — городской фолк. Ну и речитатив просто стал естественным продолжением экспериментов в плане подачи и музыкального развития. Ртуть это тот же самый фолк только уже в новой реальности техно индустриального развития меняющихся реалий 2000х, передела власти, беспредела милиции, коррупции и наркотиков.. музыка с отголосками панка и техно..
Расскажи как появилась группа Ртуть, о первом альбоме "В ожидании зеленого человека или Амитриптилин" и об его создании. В каких условиях вы его записывали в Омске? И в каком виде вы его выпускали?
В Омске, на тот момент, Бледный и его друзья (Рыжий и Мыха) были большими поклонниками творчества американских реперов, он всё горел записать что-то подобное. Когда у меня появился компьютер (1998 год 486DX 4M оперативки и 512М винт) и к тому моменту у меня была маленькая домашняя студия, мы начали пробовать, Бледный правда выпал из творческого процесса в поисках своих истин, а мы с Микой ( басистом группы Синхронное движение) записали наш первый альбом "В ожидании зеленого человека" так и появилась Ртуть. Мы записали несколько кассет и просто раздали их на тусовке. Реакция была разная, но в общем это был шаг вперед для Омска на тот момент.
В 2000 году ты пробовал себя в роли продюсера исполнительницы Кристи. Почему всё закончилось после записи одного вашего совместного трека? Кто такая Кристи?
Это был просто трек, записанный для выступления Кристины на музыкальном конкурсе в институте. Типа в модном стиле хип-хоп. Никакого продюсерства, просто дружеская совместная работа. Кристина тусила у нас на студии она была дочкой известного в Омске гитарного мастера Игоря Калашникова.
12 февраля 2001 года ты переехал из Омска в Москву. Почему так вышло? Помнишь ли ты тот день? С каким настроением и с какими планами ты покидал свой родной город?
100 долларов (гонорар от проведенного концерта) и две гитары, плюс рюкзак с одеждой. Всё. Как пел мой друг Дима Иванов, было ощущение "Здесь нечего ловить", я выпил этот город как бутылку "Баг Бир", осталось только слегка горьковатое послевкусие и лёгкий шум в голове от всего, что в нём со мной произошло. Всё в прошлом, быдло, менты, драки, любовь, бедность, даже родительский дом. Нужно двигаться дальше.
Ты был участником рэп фестиваля Adidas Streetball 2001. Расскажи нам об этом?
Володя Ферапонтов раскрутил Адидас на участие рэп коллективов. А я как раз только подтянул Бледного в Москву, так что всё сложилось удачно, мы выступили и познакомились с Многоточием тогда.
Расскажи нам о своём знакомстве с Ферапонтовым? Многие, кто с ним сотрудничал, после писали на него диссы и плохо отзывались о нём? Он действительно плохой человек? Какая у тебя была должность на лейбле Неотстой? Чем ты там занимался?
Володя был обычным человеком, с амбициями и тщеславием, успех Толмацкого не давал покоя и он хотел быть таким же. Поэтому искал возможности и пытался их использовать. Искал группы и исполнителей, которым не надо было платить. Я был не искушён в авторских правах и монетизации, да и особо не думал тогда об этом. Он помог мне выпуститься, я помог ему дизайном, сделал несколько обложек для сборников, но не получив за это денег, наши дороги разошлись.
В 2001 году ты анонсировал запись нового альбома Ртуть, даже сказал что на него уже записано 3 трека "Дым", "Никто не сможет меня остановить" и "Конфетки". Остались ли в живых эти треки и поделишься ли ты когда-нибудь ими со своими слушателями? И как тебе ремейки треков "Дым" и "Никто не сможет меня остановить" от группы 25/17?
Всё, что я записывал в проекте Ртуть, в том числе и никогда неиздававшиеся песни, Сергей Полизей сейчас готовит к выпуску на компакт дисках в ремастеринг серии. У 25/17 свой взгляд на мир и на свои песни.
Как и где ты познакомился с Ч-Рэпом? Расскажи о своём совместном творчестве с ним. Почему группа Big City Production не приказала жить долго?
Нужно начать чуть раньше. Я познакомился с Джипом в 2000-ом году на концерте посвященном памяти Грюндига. Я тогда приехал с гитарой и с компакт-диском своих минусовок. Он меня позвал туда так, типа чтобы отмазаться от провинциала, как я понимаю. Зачитал тогда Омск и Дети. После этого он извинился, сказал что из-за смерти Лёхи сейчас не в себе. Но ко мне тогда подошел Ч-Рэп и позвал на тусу к Медному (Туши Свет), там мы бухали со всей компанией: Мук, Д-Бош, Туши свет и т.д. С Ч-Рэпом мы плотно тусили, но он сам не писал текстов, он хотел быть продюсером, поэтому и трек назывался от Биг Сити Продакшн. Он мне очень во многом помог в Москве, благодаря ему мне удалось закрепиться.
Расскажи нам о своём знакомстве с группой Многоточие и о своём отношении к ним?
У них был свой сложившийся коллектив, со своей музыкой и мировозрением. Это не совсем совпадало с моим мировосприятием. Мы во многом были похожи, как парни с окраин, но мне хотелось вырваться за пределы этих стереотипов.
Ты один из основателей объединения "Засада". Как оценишь Засаду конца нулевых, когда слушателями этого объединения были футбольные фанаты и люди скандирующие на концертах 4 запрещённые цифры? Нравилась ли тебе такая Засада? Ведь вы начали свой путь с провокационного трека "Будь белым", который в итоге и привёл в стан слушателей Засады белых ребят, ценящих свой цвет кожи.
Никогда на концертах Ртути не было футбольных фанатов. И на наших концертах никто не скандировал цифр. Трек "Будь белым" подразумевал, что не нужно поклоняться чужим ценностям, не нужно подражать, нужно быть самим собой. Это уже позже, после того как мы разошлись с Бледным, он стал заигрывать с нац символикой и футбольными фанатами. Это не моя история. В итоге я вырос из этого, вырвался из гнета жлобского окраинного прошлого и сознание перешло в теплую сторону.. быть против всего и ругать все намного легче, чем создавать позитив и нести радость!
В начале нулевых ты анонсировал совместный регги альбом с Джипом. Почему он так и не вышел?
Джип долго не готов был с кем-то записываться, но потом как то раз на очередной тусе я ему говорю мне нравится твоя манера читки, а он мне говорит это не моя манера, я вообще не люблю так читать как в было в Рабах, я хочу по другому, но у меня нет текстов, так как все тексты писал Леха Грюндиг. Я ему говорю давай я напишу тексты для нас обоих и ты будешь читать как тебе нравится. Он согласился. Так мы с тали записываться вместе, ему понравилось и он стал писать свой альбом. Это всегда были совместные треки, мне нравилась его подача и его энергетика. Я вообще очень рад ,что я с ним знаком. У него интересный взгляд на мир. Наверное мне не хватило запала, дописать полноценный альбом. К тому же пришло понимание того что "никого не нужно лечить, никому не нужно ничего доказывать, кому надо и так все поймет, прочитает найдет где прочитать и научится. Кому не надо, оно и надо.. " Теперь, в моём понимании Моргенштерн намного круче с одной фразой "Я пью Кристалл и Шандон Моёт, мечтал, теперь моё!" он передает чувство чувака, он никого ничему не учит, чем длинные тексты страшилки с заумью о коррупции войне и т.д. Один из лучших альбомов на русской рэп сцене "Хамиль и Змей" как раз за позитив и очень крутую передачу эмоций.
Были ли у вас гастроли в 90е и в 2000е? Если да, то расскажи самые запомнившиеся тебе моменты?
В 2000 в Омск приезжали Дельфин, Лига, Децл и мы выступали с ними на одной сцене, это было одно из самых моих запоминающихся выступлений. Тогда Дельфин был для меня легенда. А тут мы выступали прямо после него.
Следишь ли ты за творчеством группы 25/17? Что скажешь об их творчестве? Ты рад их популярности?
Не слежу, я из Китая не могу послушать их музыку на Яндексе или посмотреть YouTube. Всё что я слышал, не моё, я уже говорил что я не люблю весь этот надрыв и противопоставление себя обществу. По новостям видел, что у них тарелки, фанаты. Молодцы. Добились, чего хотели. Это тяжелый труд.
Как Александр Пантюхин относится к творчеству Сандера из группы Ртуть? Давно ли ты переслушивал релизы своей группы и как ты их оцениваешь сегодня?
Я не переслушиваю, для меня все в прошлом, тогда это было интересно, что то сейчас кажется смешным, что то и сейчас современным. Например “Сапоги”
Что побудило тебя переехать в Китай? Для тебя это был трудный выбор?
Коррупция в России на тот момент, желание расширить свое понимание мира, увидеть страну со стороны, увлечение кайтсерфингом, слякоть и холод московских улиц зимой. Вся сумма факторов повлияла на решение попробовать изменить обстановку вокруг и перезагрузиться.
Почему перестал заниматься музыкой? Возвращению Сандера в музыку быть или не быть? Скучаешь по творческому процессу?
Я скучаю по взаимодействию со своими друзьями музыкантами, с Женькой Марченко, с Джипом, с Ч-рэпом. Я никогда не считал себя выдающимся музыкантом, я просто делал то что мне тогда хотелось и от души. Но есть тоже нужно и мне пришлось выбрать. Я занимаюсь творчеством, в данный момент я делаю дизайн и придумываю новые продукты для своего бренда “Ananas Surf". Я общаюсь со своими покупателями получаю их лайки в виде покупок моих товаров и реальные отзывы, люди не просто жмут кнопку, он платят за наши продукты. Это тоже очень крутое ощущение. За все свои альбомы я не получил ни копейки.
Какую музыку ты слушаешь сейчас? Какие исполнители и группы сейчас в твоём плей-листе?
Я почти не слушаю музыку, если играет то обычно, какой то лаунж типа Gotan Project. Хотя я люблю хороший регги, фортепъянную музыку George Winston.
Как тебе нынешнее состояние русского рэпа? За это ли вы боролись в 90е и 2000е?
Я ничего не знаю о состоянии русского рэпа. А он есть? И мы не боролись, ну я точно не боролся. Я выражал свою точку зрения на происходящие, выражал свои эмоции.
Каковы твои увлечения на сегодня? Что в итоге заместило увлечение музыкой, на которое у тебя уходило не мало времени и сил?
Кроме дизайна и своего бренда я занимаюсь серфингом, кайтсерфингом, вингфойлингом. Это ощущение единения с ветром и океаном оно наполняет непередаваемыми эмоциями.
Назови 5 любимых треков русского рэпа?
Кто отец и создатель русского рэпа?
Я считаю три человека наиболее сильно повлияли. В. Маяковский, И. Бродский в плане развития стихосложения, и Влад Валов как популяризатор движения.