105—108
Сообщения: 705
Регистрация: 04.09.2002 |
18 октября 2003, 18:24
| | |
#749 (ПС)
| А вот История города:
До революции 1914 года здесь, где сейчас стоит наш город Аксай, была пустынная местность, степную растительность в основном представлял ковыль, перекати-поле, кое-где, меж сопок по оврагам кустарники: карагача, дикой вишни. Населенные пункты в основном состояли из казахских аулов, там, где сейчас расположены дорожно-строительные организации, стоял аул №13. Население в основном занималось животноводством.
В 1917 году начали строить железную дорогу от Илецка до Уральска, но строительство пришлось прекратить, так как не хватало ни людей, ни техники. Кроме того, началась империалистическая война, старая Россия воевала с Германией. Однако железное полотно было отстроено. Все это делалось вручную, все подвозили на тачках и лошадях. В это же время было заложено основание под башню водокачки.
Все пути начинаются с вокзала, и дорогу в жизнь нашему городу тоже дал вокзал. В 1936 году, в годы первых пятилеток была проложена железнодорожная ветка, соединявшая город Уральск и станцию Илецк и именно в этом месте решено было заложить станцию. Так, в 1936 году был построен вокзал, развернулось строительство станции Казахстан, позднее ставшей городом. Местное население не в силах было управляться с таким огромным объемом работ, и потянулись в казахстанскую степь люди со всей страны, люди разных национальностей. По этой железной дороге через нашу станцию проходят сотни поездов, проезжают тысячи пассажиров. Через нашу станцию проходит связь юга Казахстана, Средней Азии с Россией ее Поволжьем, Центральной Россией, а так же Уралом и Сибирью. Первый пассажирский поезд из Уральска на Оренбург пошел 11 июня 1937 года. В это же время было построено большое оборотное депо со всеми службами. Там производили ремонт и обслуживание паровозов, а затем и тепловозов. В южной части станции было построено здание телеграфа, пункт отдыха и сама станция со всем пристройками. А так же были построены больница, школа №69 (сейчас №5), детские ясли, жилые двухэтажные дома. В результате оказался жилой рабочий поселок железнодорожников. Других производств не было.
В годы войны в депо работали одни подростки и старики. Они работали под лозунгом: "Все для фронта! Все для победы над фашизмом!". И потянулись через нашу станцию поезда с одним назначением - "Для фронта". Были то продукты, техника, боеприпасы, солдаты. Во время войны на станции была организована автобаза и ангары для сена, которые занимались заготовкой грубых кормов для нужд Красной Армии.
В послевоенные годы наш район стал интенсивно заниматься хлебопашеством, поэтому для хранения зерна были построены склады хлебоприемного пункта. В 1954 году началось освоение целинных земель в Поволжье, в Казахстане. Молодежь с энтузиазмом откликнулась на призыв "Все на целину!". Через нашу станцию проходило много поездов с техникой, людьми, которые ехали на целину. Осваивали новые земли, строили поселки. Много молодежи было с Украины, России, Белоруссии. Поэтому сохранились названия поселков: Александровка, Григорьевка, Буденовка, Березовка. Первый год целины был неудачным на урожай, но люди не падали духом, они объявили поход за обильные урожаи. Район стал получать хорошие урожаи зерновых культур, особенно пшеницы, ячменя. Старые склады уже не могли вместить огромное количество хлеба, поэтому в 1958 году для хранения зерна был построен Казахстанский элеватор. Высота его 60 метров, по своей мощности - один из крупнейших в Республике. В это время на станции строятся другие предприятия хлебозавод, молокозавод, казсельхозтехника для ремонта сельскохозяйственной техники. В 1956 строится школа №1, жилые дома, поселок расширился. В 60-е и 70-е годы стали заметны перемены. Строились новые производственные помещения, дом культуры. Развернулось жилищное строительство, на месте землянок появились современные дома, целые новые улицы.
Указом Президента Верховного Совета КазССР за №263 от 29 августа 1967 года поселок городского типа Казахстан переименовали в город районного подчинения. Город в котором мы живем, очень молод, как по своей истории, так и после названия его городом.
Город имеет географические координаты 51 гр. С.Ш., 53 гр. В.Ш., высота над уровнем океана 63 м. Расположен в 165 км. от областного центра г.Уральска и связан с ним железной и шоссейной дорогами. Название в переводе с казахского языка означает "белая долина", видимо, потому что местность сложена в основном белой глиной, особенно в северной и восточной части от города. Город расположен в понижении между отрогом Подуральского плато. В 7 км. от города протекает небольшая речка Утва, являющаяся левым притоком р. Урал.
Климат здесь резко-континентальный, с холодной продолжительной зимой, с жарким сухим летом. Осадков выпадает около 300 мм., в основном весной и осенью. Осадки в основном получает территория с Атлантического океана. Характерной чертой климата являются постоянные ветры, в основном восточного, юго-восточного направления. Весной и осенью бывают частые возвраты холодов, заморозки. Местность равнинная, слабоволнистая, что благоприятно для строительства дорог, зданий, коммуникаций.
Если продолжить летопись города, то можно сказать, что люди в основном были заняты на производствах, связанных с заготовкой, хранением, переработкой сельскохозяйственной продукции.
В 1974 году произошел ввод в срой Аксайского телевизионного ретранслятора, население города получило возможность просматривать передачи центрального и республиканского телевидения. Высота вышки 196 м., она самая высокая в области.
В память о тех бурлинцах, которые не вернулись с войны, на Привокзальной площади в 1965 году сооружен памятник "Героям, погибшим в ВОВ". Изготовлен он художниками Тбилисской художественной мастерской из железобетона. Памятник охраняется государством. Ежегодно здесь 9 мая проходит городской митинг посвященный Дню Победы.
Слева от площади находится городской парк отдыха, его площадь 1 га. На праздники здесь проходят гуляния, дискотеки. Районный Дом культуры построен в 1980 году. Здесь есть библиотека, кружки, большой зал где проходят концерты, конференции, городские собрания.
Так и жил бы наш город, если бы в 1984 году не было открыто крупнейшее в союзе Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение. С этого времени начинается новый отсчет в жизни и истории города. С разработкой и обустройством месторождения стал расти новый город. Из Башкирии, Татарии, России приезжали специалисты: буровики, сварщики, строители. Поэтому необходимо было строить жилье. В рамках СЭВ строили город специалисты из Германии, Болгарии, Чехии и Словакии.
Новый город выстроен по европейскому образцу. |