Показать сообщение отдельно
MCWertX
www.MyRapGame.Ru
Аватар для MCWertX
Сообщения: 4,317
Регистрация: 12.06.2003
Откуда: Russia, Moscow
Старый пост, нажмите что бы добавить к себе блог 19 июля 2004, 22:28
Домашняя страница ВКонтакте Facebook Instagram MySpace Отправить сообщение через twitter для MCWertX
  #192 (ПС)
Не знаю, прада ээто или нет, но это я взял с сайта Бэд Би, а там в свою очередь езё где-то...

ИНТЕРВЬЮ С КУПЕРом (автор JC)

На прошедшем в Олимпийском "Рэп Мьюзике 2000" многие уже обратили внимание на несколько необычный состав группы
"Bad Balance", которая была там представлена, естественно, в качестве гостей мероприятия. Теперь, наряду с Владом
(то бишь, ШеFFом), Лигалайзом и LA-ем, полноценным участником легендарной команды стал и КУПЕР. Одна из самых мрачных
личностей отечественного хип-хопа.
Немногословный, никуда не спешащий, серьезный. Родился в северной столице, где и познакомился с "черной культурой", в
которой варится очень давно, около 15 лет. Начинал, как и многие, с ломаного танца. Сначала один, потом в составе
созданный им группы. Потом перешел к более серьезным вещам - речитативу. Тогда появилась группа "Да-108", в состав
которой (кроме него самого) вошли DJ-108 и A-tone. Там Куперу была отведена роль второго МС, передовая же - Эй-тону.
Стовосьмой тоже периодически брался за микрофон, хотя общался преимущественно с вертушками. Тогда, да и сейчас,
впрочем, тоже, "Да-108" была глубоким андеграундом. Их материал мог лежать годами, а потом внезапно издаваться
незначительными тиражами.
Примерно также Купер пишет тексты. Если нужно это быстро сделать, может за полчаса написать. Бывает, сидя дома,
включает болванку с готовым ритмом, иногда просто остается наедине с листом бумаги. По его словам, в работе не
использует ничего, кроме мозгов. Свой стиль вырабатывал годами. Он не просто МС, для него большую роль играет музыка.
Купер не станет читать под метроном, ведь даже фристайлы у этого человека рождаются под влиянием бита.
«Для меня музыка и читка - это единое целое. Я не просто МС, для меня музыка также важна. Если я для себя что-то делаю,
то и музыку я под себя подстраиваю».
- Как происходит запись голоса?
- Как получится. Чаще всего получается со второго, с третьего раза.
- Занимался ли чем-нибудь другим помимо музыки?
- Конечно! Спортом занимался довольно долго. Сначала хотел себе сделать карьеру в регби. Но через 2 года я решил, что
это не моя карьера. Потом 4 года занимался Ушу. Но я всегда хотел заниматься музыкой.
- А если бы не стал музыкантом, кем бы стал?
- Пошел бы в монастырь. Стал бы монахом.

Недавно, по приглашению Шеффа, пришел в "BB" и, несмотря не скептицизм многих, органично влился в нее. Наверное, потому
что теперь это уже не тот Bad Balance, который был раньше. Кстати, говорят, что он принял это предложение по причине
недостатка внимания со стороны коллег по "Да-108". Стовосьмые же, в свою очередь, не очень-то расстраиваются по этому
поводу.





DA108

DA108: это DJ108 и Kuper, это самая древняя рэп команда России, прародители русского рэпа. Группа работает в нью-йоркском
стиле хип-хопа - хард - коре. Имеет свой стиль читки - WACK-STYLE (ЧУШЬ) и стиль музыки - фольк-хоп, то есть, объединяя
все вышесказанное, DA108 в своей музыке использует преимущественно сэмплы, связанные с народной музыкой, "читает"
исключительно по русский и вообще, характерно отличается от всех остальных русских команд, работая в своеобразном
"северном" стиле. День рождения группы: 8 МАРТА. КУПЕР (мамапапа) [краткая биогр. справка] - родился в 1976г. 4 сентября
(Дева). 1986г. - начал первые шаги в стиле ХИП-ХОП, а именно: занялся BREAK-DANCE. Продолжалось все это до 90-х, пока
брэйк не сменился HOUS-LOKINGom. На чем и была основана дэнс группа "NKB" (Купер, Джези, Джеф). В 1992-м танцы сменила
читка, и была образована андерграунд группа "SMD", обосновавшаяся на англо-бредовом фристайле. В 1994-м состоялась
встреча с DJ108 и формирование нынешнего состава группы DA108 - последующий, на данный момент, шаг в развитии ХИП-ХОП
культуры и группы. DJ108 и DA108 (одновременно) - родился в 1973г. 18 марта (Рыба). В ХИП-ХОП культуре с 1986 года.
Танцевал BREAK-DANCE в школе с однокласниками и на местной дискотеке в клубе "Икар". Серьезно занялся РЭПОМ, а именно:
читкой, музыкой, скрэтчем с 1989 года после поездки в США. В 1992-м DJ108 ОРГАНИЗОВЫВАЕТ ГРУППУ DA108 (чем и занимается
и по сей день: пишет тексты, музыку). В 93-м работал DJ-ем в команде "Академия-2" (А-2). Творчество группы в это время
приостанавливается, но вот на баскетбольной тусе DJ108 встречает КУПЕРА и они делают первую совместную тему. Так в
1994-м в свет выходит тема "МОСКОВСКИЙ ГУЛЯКА" и 8 МАРТА происходит ПЕРВОЕ выступление нового и основного состава DA108
- DJ108 и КУПЕР в павильоне "Аттракцион". Эту дату и принято считать официальной датой рождения группы, хотя она и
отличается от фактической на два года. Группа гастролирует по Питеру и Москве, участвуя в различных фестивалях и акциях.
В 1994 году занимает 2-е место на 1-м Российском РЭП-ФЕСТИВАЛЕ. А в последствии в 1996-м занимает 1-е место на ежегодном
"Российском РЭП-ФЕСТИВАЛЕ" в Москве. Постепенно группа завоевывает успех и ее революционно-новый стиль читки быстро
разносится по всем новым и уже известным рэп командам Питера и Москвы. DA108 постоянный участник тусовок, праздников и
фестивалей: праздник Российского Флага на Красной площади, концерт газеты "Московский комсомолец" в Лужниках, ежегодные
ADIDAS-STREETBALL на Дворцовой в Питере и Красной в Москве площадях, предвыборная акция мэра С.-Петербурга в "Ленэкспо"
и т.д.. А так же клубы Питера и Москвы (Триумф, Madwave, Космонавт, Клео, Jam, Полигон, Тэн, Гора, Эрмитаж, МДМ, Mobydic,
Грибоедов, Мама и т.д.). 1996 год - самый разгар Питерского РЭПА. DA108 организовывает постоянные тусовки, подтягивает
молодые команды. Появляется первая в Питере так называемая "ГОРЬКОВСКАЯ ТУСА" сплоченная вокруг DA108, которая
впоследствии перерастает в "DA108 FLAVA". Это объединение молодых команд, читающих вместе на "стовосьмых" тусах:
"АДРЕНАЛИН" (Слава MC, Джэф) , "ЧП" (Леня, Цика, Федор). DA108, пробивая дорогу РЭПУ в Питерских клубах, дает возможность
новым командам появляться на сцене и, принимая всех желающих в "DA108 FLAVA", стремится к ОБЪЕДИНЕНИЮ Питерских РЭПЕРОВ.
Вообще период с 1994 по 1996 год явился самым плодотворным для РУССКОГО РЭПА, именно в это время DA108 вносит наибольший
вклад в его развитие. РЭП в Питере встает на широкую ногу, появляется возможность работы в клубах не "за пиво", а за
"зарплату", рэперов замечают и приглашают на выступления все чаще. Именно в это время на РЭП-горизонте и появляется такой
человек, как Фукс, сыгравший впоследствии значительную роль в расколе Питерского РЭПА и дискридитации стиля вцелом. Фукс,
отошедший от РЭПА с 1993 года и увлекавшийся русским шансоном и панк роком, появляется на тусах "DA108 FLAVA" в 1996-м
году. Видя успех стиля, и предчувствуя его коммерческое развитие в будущем, он изъявляет желание попробовать себя в читке.
DJ108 по старой дружбе соглашается помочь и заняться его "раскруткой", т. е. спродюссировать проект Фукса. DA108 пишет
ему музыку и включает в клубные концерты. В ноябре 1996-го с помощью ШЭФА из группы BAD BALANCE на радио РЕКОРД
открывается передача "ХИП-ХОП ИНФО", ведущими которой становятся DJ108 и Фукс (которого пока не очень воспринимают как
рэпера). Усилия DA108 на радиопрограмме позволяют поднять уровень популярности Фукса, а регулярные концерты заставляют
публику забыть его неудачно начавшуюся карьеру и поверить в постоянно внушаемый имидж "правой руки" DA108. Популярность
ХИП-ХОП ИНФО и ее ведущих стремительно растет. DJ108 продолжает писать музыку Фуксу и продюссировать его проект, не
подозревая о "благодарности", которую тот ему готовит. В 1997 году DJ108 организовывает "3-й ПИТЕРСКИЙ РЭП ФЕСТИВАЛЬ"
(считается, что первый - 1991г. ЛДМ, второй - 1992г. ПАРК им. БАБУШКИНА) . Средства массовой информации освещают это
событие. Одновременно в газете "СОРОКА" открывается "ФАНКЛУБ DA108 FLAVA", и она очень помогает в организации Фестиваля,
т.к. дело это очень непростое, ведь спонсоров привлечь не удается, а вложения требуются немалые. Идет поиск места,
оборудования и т.д.. И все наконец получается, благодаря человеку, лично заинтересованному в развитии ХИП-ХОПА в
Питере - ОТЦУ DJ108-го. На его средства и проводится вся эта акция, при организации DJ108-го и информационной поддержке
газеты СОРОКА в лице Марины Бидерман. Фестиваль преподносит немало сюрпризов. Во-первых: вместо предполагаемых 8-ми
участников, по созыву слетаются 26 команд! Это говорит о большом Питерском потенциале. Раньше на выступление в клубах
собирали максимум по 5 групп. Тут Фестиваль преподносит второй сюрприз. Решивший "срубить полегкому бабок" Фукс,
настраивает администрацию клуба (одних из организаторов Фестиваля) против DJ108-го, видимо решив, что этим он увеличит
свою зарплату. После выяснения недоразумения, отношения с администрацией восстанавливаются, но Фукс уже отстраняется от
дел, что, естественно, отражается на его финансовом положении (а оно являлось единственной причиной его прихода в рэп и
уменьшение заработка никак не входило в его планы). Это был первый камень в отношениях DJ108 - Фукс. Стовосьмой не
поверил, что старый "друг" делает ему подлянку и решил все списать на недоразумение и восстановить хорошие отношения.
Лето 1997 - Фукса отстраняют от радио эфира, он устраивает так называемый свой "последний" эфир. DJ108 выступает в его
защиту и уговаривает его остаться, предлагая забыть разногласия ради работы и разделить эфир пополам. Договор
достигается, Фукс остается, хотя голосование радиослушателей на 90% проходит против него. Дело в том, что весь год
сценарии для эфира пишет DJ108 и пока он является нужным человеком для Фукса (следите за ходом мысли). Через некоторое
время DJ108 предлагает на студию "КДК-рекордз" кандидатуру Фукса для выпуска альбома (следите за ходом мысли). Сам
стовосьмой (по личным причинам) отходит от эфирной и клубной работы на месяц, в полной уверенности, что договор о
разделенном эфире в силе, тем более, что появляется новая идея концепции и стиля передачи (следите за ситуацией). У
Фукса в руках : появляется эфир, газета, клубы, звукозаписывающая компания, полезные связи, помощники для радиопередачи
(поставщики музыки), раскрученное имя, раскрученная радиопередача с тысячной аудиторией, стыреный план работы по
развитию РЭПА в Питере и главное, взрыв первого Фестиваля привел к тому, что все только и ждут второго... Зачем ему
DJ108?... Зачем DA108 FLAVA? Есть большие деньги, которые можно взять себе, запутав молодые команды, которым нужна сцена,
слава, имя на кассете и не нужны бабки. Надо только сделать свою тусовку. Что он и делает, договариваясь с дирекцией
радио о передаче ему директорства над программой (за время отсутствия DJ108). И когда DJ108 появляется на очередной эфир,
Фукс говорит ему дословно следующее: "Стовосьмой, иди на х.. отсюда, ты здесь не нужен, я директор." Следите за ходом
событий? Это для тех, кто спрашивает, почему стовосьмые не уважают "бакланов". В Питере происходит раскол. Фукс
настраивает всех потив DA FLAVA для перетягивания 100% аудитории и команд на свою сторону. Передача превращается в
передачу о "бакланах" и рэп дескредетируется, превращаясь в некачественную подделку для малолеток. Москва отказывается
иметь дело с Питером, кроме DA-108, а особенно после провала на РЭП'97 всей бакланской тусы. Кстати через месяц после
"раскола", ровно перед выпуском 1-й кассеты "баклана", Фукс, предчувствуя провал кассеты, названивает стовосьмому и
предлагает ему помириться и вернуться на радио. Оказывается, это было сделано для того, чтобы DA-108 отдала свою тему в
этот первый сборник, очем впоследствии Фукс уговаривает DJ-108-го (дело в том, что публика первое время не знала о
"расколе" и плохо реагировала на тусы и кассеты без надписи "DA-108"). DA-108 отказывается от передачи темы в сборник и
тут же получает (естественно)"отворот-поворот" на радио! Из "DA108 FLAVA" уходят многие команды, но самые разумные
остаются, не меняя настоящий РЭП на фуксовскую подачку. В контакте с DA108 остаются и некоторые ср-ва информации и клубы.
В 1998г. DJ108 и DJ TONIK открывают программу "ХОП-инфо" на волнах радио "ПОРТ FM". Несмотря на великий Питерский
раскол продвижение качесивенной хип-хоп музыки продолжается. Но в самый разгар событий радио закрывается. Из-за всей
кутерьмы (параллельно еще DA108 открывает школу DJ мастерства) запись альбома DA108 приостанавливается и DA108 уходит в
подполье. В конце 1998г. DJ108 открывает студию "DJ108-PRODUCTION" и свойлэйбл, на котором пишутся молодые команды и
различные радиоролики. DA108 открывает лэйбл "МАМАПАПА" и занимается выпуском сборников "DA108-FLAVA". Декабрь 1998г. -
дописан первый альбом DA108 "Дорога на восток", который включает темы с 1992 по 1998 года. DJ108 активно сотрудничает с
DJ TONIKом, пытаясь открыть диджейский лэйбл и проведение Питерских DMC-фестивалей (GrandMaster-DJ). DJ108 помогает в
саунд продюсерстве новой TV программы о хип-хопе "СтудияLP", питерскими командами "Невский бит", "SMALL D", "ЧП",
"A-TONE". FLAVA вновь обретает силы. Кстати, в свое время на студии "DJ108-PRODUCTION" писались такие команды, как:
"АКАДЕМИЯ-2", "Дэцо", "DJ Примат", "СТДК" и др. Рэп вновь обретает популярность. Летом 1998г. DA108 выступает на
Московском STREET-боле с RUNDMC и COOLIO. Из Москвы для DA108 поступают заманчивые предложения от крупных продюсерских
компаний, но стовосьмые заняты развитием Питера





DA-108: ХРАНИТЕЛИ ПИТЕРСКОГО РЭПА (автор Киндут)

DA-108 - это DJ 108-ой и Kuper (МС). Группа работает в стиле хардкор и является одной из команд, стоявших у истоков рэпа
в России. Имеет свой стиль читки - wack-style ("чушь") и стиль музыки - фолк-хоп, то есть в своей музыке DA-108 использует
преимущественно сэмплы, связанные с народной музыкой, "читает" исключительно по-русски и вообще характерно отличается от
всех остальных русских команд, работая в своеобразном "северном" стиле. День рождения группы - 8 марта...
Сначала по раздельности...
Купер: родился 4 сентября 1976 г. Свои первые шаги в хип-хопе датирует 1986 годом (начал как танцор брейк-данса). В начале
90-х, когда брейк сменился hous-loking'ом, он входит в состав дэнс-группы NKB (Купер, Джези, Джеф). В 1992 г. танцы
сменила читка и была образована андерграунд-группа SMD, обосновавшаяся на англо-бредовом фристайле. В 1994 г. состоялась
встреча с DJ 108 и формирование нынешнего состава группы DA-108...
DJ 108: родился 18 марта 1973 г. В хип-хоп-культуре с 1986 года. Танцевал брейк-данс в школе с одноклассниками и на местной
дискотеке в клубе "Икар". Серьезно занялся рэпом, а именно читкой, музыкой, скрэтчем, с 1989 года, после своей поездки в
США. В 1992 г. DJ 108 организовывает группу DA-108 (ею и занимается и по сей день: пишет тексты, музыку). В 1993 г. работал
ди-джеем в команде АКАДЕМИЯ-2 (А-2)...
...а потом вместе
Роковая встреча состоялась на баскетбольной тусе: DJ 108 встречает Купера, и они делают первую совместную тему. Так в 1994
году в свет выходит "Московский гуляка" и 8 марта в павильоне "Аттракцион" происходит первое выступление нового и
основного состава DA-108 - DJ 108 и Купер. Эту дату и принято считать официальной датой рождения группы, хотя она и
отличается от фактической на два года. Группа гастролирует по Питеру и Москве, участвуя в различных фестивалях и акциях.
В 1994 году занимает 2-е место на "Первом российском рэп-фестивале". А впоследствии в 1996-м занимает 1-ое место на
ежегодном "Российском рэп-фестивале" в Москве. Постепенно группа завоевывает успех, и ее революционно новый стиль читки
быстро разносится по всем новым и уже известным рэп-командам Питера и Москвы. 1996 год - самый разгар питерского рэпа.
DA-108 организовывает постоянные тусовки, подтягивает молодые команды. Появляется первая в Питере так называемая
"Горьковская туса", сплоченная вокруг DA-108, которая впоследствии перерастает в "DA-108 FLAVA". Это объединение молодых
команд, читающих вместе на "сто восьмых" тусах: АДРЕНАЛИН (Слава MC, Джеф), ЧП (Леня, Цика, Федор). DA-108, пробивая дорогу
рэпу в питерских клубах, дает возможность новым командам появляться на сцене и, принимая всех желающих в "DA 108 FLAVA",
стремится к объединению питерских рэпперов. В 1997 году DJ 108 организовывает "Третий питерский рэп-фестиваль" (считается,
что первый прошел в 1991 г. в ЛДМ, второй - в 1992 г. в парке им. Бабушкина). Фестиваль преподносит немало сюрпризов.
Вместо предполагаемых 8-ми участников по созыву слетаются 26 команд! Это говорит о большом питерском потенциале
(раньше на выступление в клубах собирали максимум по 5 групп).
В конце 1998 г. DJ 108 открывает студию "DJ 108 PRODUCTION" (в свое время на ней писались АКАДЕМИЯ-2, ДЭЦО, DJ Примат,
СТДК и др.) и свой лейбл, на котором пишутся молодые команды и различные радиоролики. DA-108 открывает лейбл МАМАПАПА и
занимается выпуском сборников "DA-108 FLAVA". DJ 108 активно сотрудничает с DJ Tоником (ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$), пытаясь
открыть ди-джейский лейбл и продюсировать ди-джейское движение Питера. Результатом совместной работы является альбом
"Breakdance-1", записанный в январе 1999 г. на "DJ 108 PRODUCTION" совместно c DJ Tоником, DJ Штакетом (он же DJ L.A.,
штатный ди-джей BAD BALANCE). DJ 108 помогает в саунд-продюсерстве новой TV-программы о хип-хопе "Студия LP", а также
питерским командам НЕВСКИЙ БИТ, SMALL D, ЧП, A-TONE. Он выпускает и свой ди-джейский проект. И наконец, DA-108 недавно
сняли клип. В общем, "DA-108 FLAVA" вновь обретает силы...

Далее вашему вниманию предлагается интервью с DJ 108-ым:
- Что такое DA и что означает 108?
- 108 - это просто былое увлечение нумерологией, а число это (как и 7 и 12) - часто встречающееся. А DA - это на слэнге
THE, т. е. число превращается в имя существительное. Ну и плюс DA - это как бы положительный знак.
- Являетесь ли вы друзьями в жизни? Есть ли у вас какие-либо точки соприкосновения кроме музыки или у вас более деловые
отношения плюс иногда пьете пиво?
- Раньше, с 1994 года, мы часто зависали, тусовали, потом у каждого свои дела начались, работа и так далее. Рэпом ведь
много раньше не заработать было. Меньше встречались. Сейчас опять, бывает, тусуем, тем более у нас новый (третий) участник
в группе - DJ Кит. Так что тусуем теперь втроем.
- А ходят такие слухи, что Купер собирается в Москву. Будут ли какие-либо комментарии по этому поводу?
- Вообще был с его стороны торопливый шаг навстречу славе и Шефу (прим. автора: лидер BAD BALANCE, "BAD B АЛЬЯНСА" и
"Hip-Hop-Info"). Кризис, понимаете ли... Но я думаю, все обойдется благополучно. И мы не развалимся.
- Считается, что DJ 108 - это клубный ди-джей. Или...
- Я командный ди-джей. Я пишу музыку для группы, пилю и делаю разные финты для показухи. В клубах работаю мало, когда
совсем нужда заставляет. Работа в клубах - не мое призвание.
- У вас недавно появился клип. Как вы оцениваете свою работу над ним и почему именно на эту песню он был снят?
- Работа была интересной. Особенно если учесть, что придумали его за 30 минут. Сняли за 1,5 дня и отмонтировали за 2,5
дня. И потратили 10 долларов. Первоначальный сценарий не получился по техническим причинам, пришлось импровизировать.
А сняли мы именно эту песню из-за тех непонятных движений Купера в Москву. В общем, не согласовали вопрос: он поспешил,
да и мы поторопились. А так все получилось неплохо.
- Затрагивая тему "движений" в чью-нибудь сторону - ведете ли вы какие-либо деловые отношения с представителями других
городов или вы занимаетесь промоушном чисто питерского рэпа?
- Пока нет. Промоушном хип-хопа мы занимались раньше. С 1994 по 1998 год. Потом, когда по нам прошлись те, кого мы
продвигали, мы поняли, что делать добро людям чревато. И занимаемся сейчас преимущественно своим творчеством.
- Периодически проскальзывает такая тема, что вы андерграундный проект. Что вы можете сказать по поводу этого? Считаете
ли вы себя андерграундом по творчеству или из-за того, что рэп у нас пока еще находится в более или менее андерграундной
стадии?
- Это пока так. Мы ведь делаем, что хотим (по творчеству). Это раз! Продюсеров, директоров нет. Это два! Массово не
выпускаемся, клипов не было, ну и так далее. Короче, присутствует полный андерграунд и отсутствует нормальный шоу-бизнес.
Хотя сейчас мы вылезаем потихоньку. Семью-то кормить надо.
- Какие у вас планы по поводу нового альбома?
- Сейчас готов сборник "DA-108 FLAVA" "МАМАПАПА". А потом примемся за новый альбом. Он будет очень разнообразный. Не
похожий на прежний и по стилю, и по качеству. Все будет круче. Остается неизменным только наш стиль - wack-style.
- Как планируете его назвать?
- Название рабочее - "Чушь".
- Видите ли вы разницу между питерским рэпом и всем остальным? В чем вы видите характерную черту МС, представленных
вашим городом?
- Разница огромная. Не в обиду будет сказано, главное отличие - нет попсы и конъюнктуры. У нас настоящий хоп-стайл,
грамотный подход к текстам, да и смысл отличается. Правда, все вышесказанное не относится к "Балтийскому клану". Эти
люди опозорили питерский рэп.
- Можете назвать пару-тройку имен, в которых вы видите потенциал Питера?
- ИКАМБИ ГУА ГУА, ЗЕЛЕНЫЙ СИНДРОМ, Эй-Тон, X-TEAM...
- По вашему мнению, отечественный рэп должен быть каким: приближенным по звучанию к отечественному рынку шоу-бизнеса
или все-таки к мировому стандарту?
- Только не к отечественному шоу-бизнесу! Вот к отечественному стайлу - это да. Но это две разные вещи. Качество
исполнения - западное, а стайл - чисто русский. Это сложно, но мы-то находим. И врут те, кто говорит, что это невозможно.
Это просто непрофессионалы.
- Можно ли сказать, что в названии вашего альбома "Дорога на восток" вы хотели показать свою позицию в рэпе? Вообще,
"Дорога на восток..." - это дорога куда?
- Вообще, это позиция. Позиция философии, размышления. Не тупого рэпа и шоу-бизнеса как двух крайностей, а именно
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО (пусть иногда со стебом) рэпа. Выражение мыслей и жизненной позиции, но не упрощенно, а сложно. А
дорога - это мысли. Мысли по жизни...
- Наши отечественные исполнители (не только рэп-, но и поп-, рок- и тому подобное) не котируются на мировом рынке
шоу-бизнеса. Вы сами как относитесь к данной проблеме?
- Они никому не нужны, так как годов эдак с начала 80-х в корне испохабили всю нашу студийную систему. Школу
звукорежиссеринга, аранжировки, да и вообще музыки. Все делается непрофессионально и на потребу дня. Забросили "живяк",
перешли на электронщину, о грамотной "сводке" и думать забыли. Это никому не нужно ТАМ. Сейчас уже спохватились.
Появляются качественные проекты. Некоторые даже ТАМ пишутся. Но... пока это мало. Надо ждать.
- Кто из зарубежных и отечественных исполнителей оказывал и оказывает влияние на ваше творчество?
- HOUSE OF PAIN, DAS EFX, A TRIBE CALLED QUEST, DE LA SOUL... Да вообще вся старая и новая школа.
- Следите ли вы за развитием рэпа в мире?
- Не очень следим. Хотя этот новый стайл прикольный. А вообще сейчас 90 процентов всего рэпа - сплошная коммерция.
Раньше рэпперы были более искренни.
- Ваше отношение к наркотикам и людям, их принимающим?
- Отношение строго отрицательное. Хотя у Купера были прецеденты.
- 6 октября у вас состоится выступление в Минске в рамках акции "против наркотиков". Часто ли вы вообще принимаете участие
в подобных акциях?
- В таких акциях еще ни разу не участвовали...
- Ваше отношение к своему творчеству? Может, поделитесь своими планами?
- Всегда критически! Планы огромные! Планируем побольше хорошего рэпа.
- Последнее слово от группы DA-108...
- Последних слов не будет. Будут только продолжения!
МИР ВСЕМ! И НЕ ССОРЬТЕСЬ!









DA-108 "Дорога на восток"1999(рецензия) (взятo с сайта http://promusic.newmail.ru)/


Питер порадовал вторым после кирпичной "Смерти на рейве" полновесным альбомом. Его хотелось очень давно, еще с тех пор,
как появились первые сборники русского рэпа. Нынче модно кривиться при упоминании всуе имени Влада Валова, но нельзя
отрицать того, что именно Шеф в своих HipHopInfo двигал к нам такой звук. DA-108 - плоть от плоти Питер, со всеми
концептуальными заворотами. Их рэп отличен от других. Специалистов такого класса в совке можно пересчитать по ногтям
пяти пальцев. Читать Купер и 108-ой умеют - это давно известно, и поэзия их не в пример большинству коллег, имеет право
именоваться поэзией. Диск представляет собой набор песен, изготовленных с 92 по 97. Причем студию DA-108 вряд ли
посещали - писано по всей видимости дома в комп. И это просто убивает. При наличии звука в пору было бы двигать Москву с
российского рэп-трона. Восхищают семплики из мультяшек и старого советского кино. Когда б не отвратительный саунд - быть
бы не откровению, а альбому года.








ФОЛЬК-ХОП ПО-ПИТЕРСКИ (автор Da Fenker)

DA108, В СОСТАВЕ DJ108 И KUPER'A, - ОДНА ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ РЭП-КОМАНД РОССИИ, РОДОМ ИЗ ПИТЕРА.

Группа работает в нью-йоркском стиле - hardcore. Имеет свой стиль читки - Wack-Style (чушь) и стиль музыки - фольк-хоп,
то есть, DA108 в своей музыке использует преимущественно сэмплы, связанные с народной музыкой, "читает" исключительно
по-русски. В 1994 году занимает 2-е место на 1-м "Российском Рэп-Фестивале". А через 2 года там же берет 1-е место.
Постепенно группа завоевывает успех и ее революционно-новый стиль читки быстро разносится по всем новым и уже известным
рэп-командам Питера и Москвы.
1996 год - самый разгар "питерского рэпа". DA108 организовывает постоянные тусовки, подтягивает молодые команды.
Появляется первая в Питере, так называемая "Горьковская туса", сплоченная вокруг DA108, которая впоследствии перерастает в
"DA108 FLAVA". Правда, "стараниями" некоего корыстного Фукса (одного из ведущих радиопрограммы "Хип-хоп ИНФО" на радио
"Рекорд") туса раскалывается, а DA108 до сих пор собирают ее осколки, кляня Фукса и "бакланов".
В 1997 году DJ108 организовывает, на деньги своего отца, "3-й Питерский Рэп-Фестиваль". В конце 1998 года "стовосьмые"
начинают заниматься продюсерской деятельностью - открывают студию "DJ108-Production" и лэйбл "Мамапапа", где пишутся
молодые команды и различные радиоролики. А также щердро издаются всевозможные рэп-сборники. Кстати, в свое время, на
студии "DJ108-Production" писались такие команды, как: "Академия-2", "Дэцо", "DJ Примат", "СТДК" и др.








DA 108 "ДОРОГА НА ВОСТОК" 1999 (pressрелиз от Zvezda Records)


Первый альбом легенд питерского подполья.
Собран материал с 1992 года - преимущественно под влиянием конопельного белого хип-хапа типа CYPRESS HILL или HOUSE OF PAIN.
Однако виртуозное владение инструментами (вертушка и микрофон) и русским языком (в качестве влияния указывается Даниил Хармс)
делают DA-108 в высшей степени выдающимся явлением.
Следует отметить, что обложка компакта-экологически дружественная картонка .







Кто не читал, советую прочитать.
Интересно...


Под погонялом Рома-рэппер его знали питерские улочки конца 80-х. Под псевдонимом Купер его сейчас знает вся страна.
Парень, который годами оттачивал свое мастерство в группе DA-108, сейчас кричит с экранов телевизоров: 'город родной,
Питер, я твой!'. Сейчас он один из боевых единиц группировки Bad Balance, признанный MC и мастер своего дела, который
пребывает на 6-ой стадии эволюциию. Пять же остальных...

:: ШКОЛА ::

Время обучения в начальных классах оставим в покое. Видимо, ничего знаменательного Рома-рэппер тогда не совершил. Все
было как у всех: двойки, драки на переменах, занятия дзюдо и гуляние допоздна с корешами. Глядишь, и вышло что-нибудь
путное из мальца, если бы в один прекрасный момент он не увидел чумовой break dance. А тут еще подвернулся один парняга,
который сумел подсадить Рому на этот танец. Начались плотные поиски инфы и бесконечные тренировки. Во всемй школе только
четыре человека учились не математике и русскому, как все остальные, а азам нижнего брейка. Танцевали под Modern Talking,
Pet Shop Boys и самую любимую тему - 'Помойка' Хэрби Хэнкока (классическая b-boy тема, звучавшая в кинофильме "Курьер"),
другая музыка просто не доходила до Питера. Так продолжалось до 5 класса, пока вдруг Рому не торкнуло, и парень ушел в
хэви-метал-рок. Видимо сказались гены, так как папа Купера заядлый рокер. Молодой ум стал впитывать в сбя металлическую
агрессию Мастера, Круиза, Коррозии Металла. И поехало: собирание кассет, отращивание хайера, создание собственной
рок-группы. Рома садится за барабаны, так как чувствует странную тягу к ритму (брошенные семена хип-хопа дали всходы).
И опять - мимо.



В то время в городе на Неве появляется MTV с программой Ed Lovera и Dr. Dre - YO! MTV RAPS. Купер возвращается в рэп, в
брейк-данс. В Октябрьском Дворце Молодежи проходят тусы, где собираются Bad B, Децо, T-Jam, которые уже читают рэп. Но
Купер против русскоязычного рэпа, и, так как языков он не знает, Рома изобретает стиль Чушь-Бред (Wack-Style).
Главное - техника считки, а не смысл, считает он. Новое увлечение порождает новые прогулы в школе и парень остается на
второй год, попадает в самый гопнический класс, где половина пацанов из интерната. Но так как Рома - парень одаренный,
как все уже поняли, он становится старостой класса. Его задача - оставлять заявки на обеды в столовой. Но это ему быстро
надоедает, и он вообще перестает посещаь школу. Намного прикольнее сидеть во время занятий в кафетерии и есть студень. В школу он заходит только для того, чтобы выловить сына исторички и дать ему люлей за то, что тот случайно ткнул Куперу
в глаз указкой. Вторая четверть седьмого года обучения подходит к концу. У Ромы пятерка только по физре (парень в то время
занимался регби и ушу). И его с треском выгоняют из школы. Увидев первые заработанные деньги на школьной практике, которые
все до копейки были потрачены на винилы (Купер всегда все деньги тратил на музыку), он решает начать работать. Но мать
сказала: "Иди в путягу!"


:: ПУТЯГА ::

Вот где настоящий хардкор! ПТУ, куда он попадает, кишит алисоманами, панками и гопниками. Рэпом там и не пахло. Приходилось
постоянно отстаивать свое мнение кулаками, даже если ты ничего не говоришь. Драки во время уроков, лишение стипендии и
постоянные разборы. Купер устраивается работать на завод электромонтажником, вкручивает лампочки и все такое. Расслабляться
удается только в подвале ресторана, где работала тетка Купера. Там жрали халявный коньяк, мясо и искали людей, фанатеющих
от рэпа. Посредством объявлений собрали 30 человек и чувствовали себя инопланетянами. Тогда же происходит и знакомство с
Пашей 108'ым. Договариваются о том, что ты крутой и я крутой, ты рэппер и я рэппер, и начинается новая эра, эра DA-108.
Купер бросает учебу на заводе, ПТУ, и устраивается продавцом кассет с рэпом.


:: ПИРАТСТВО ::

Торгуя кассетами, Купер постепенно обрастает тусой, которую называет Горьковской. Некий персонаж - Кефир, работающий на
радиостанции, делает Роме рекламу, и со всех концов Питера тянутся одинокие рэпперы, в надежде прикупить какой-нибудь
свежачок. На тот момент было записано несколько треков, с которыми DA-108 начинают выступать. Появляется DA-108 Flava,
надписи DA-108 на стенах города, фэны и множество друзей-рэпперов. Лидер группы Bad Balance ШеFF устраивает в Москве первый
фестиваль Rap Music, куда приглашает DA-108. Парни занимают второе место (в то время, как первое забирают IFK). Нарастив
связи, Рома достает фирменные CD с Хип-Хопом, перегоняет музыку на кассеты и делает бизнес. В это время 108'ой делает
студию и работа с музыкой, в связи с этим, приостанавливается. 108'ой обвиняет Купера, что тот слишком приблизился к фанатам. А, тем не менее, эти самые фанаты делают Роме деньги буквально за косяк и шаверму. Появляется много людей, которые плюют Куперу в спину и тот завязывает с торговлей и уходит в "Логос" - магазин духовной эзотерической литературы.


:: НАРКОТА ::

Тяга к изучению восточных религий, которая началась с ушу, привела его в "Логос". Купер изучает философию буддизма.
Периодические медитации, выезды из города для уединения уводят Рому из рэпа на два года. Полностью меняется круг общения,
появляются женщины с их интригами и связи с драгдилерами. Устав от всего этого, Купер уходит из "Логоса" и начинается
трудное время. Заработка никакого, DA-108 денег не приносит, жить на небольшую зарплату матери просто невозможно (отец
принимал мало участия в воспитании сына), и Рома решает: буду торговать коноплей. Работал Купер только с теми, кого знал.
Закупался по одной цене, продавал, соответственно, по другой. По мелочам он не разменивался, работал только с мешками по
несколько килограммов. Никто не мог и подумать, что у пацана, идущего по Невскому, в пакете два-три кэгэ конопли. Купер
осознавал, что эта работа временная, но, тем не менее, она приносила нормальное лавэ, и продлилась аж два года, пока его
не замели...


:: CУДИМОСТЬ ::


Перед одним из выступлений группы DA-108 в клубе 'Грибоедов', парни сидели в машине и репетировали текст. Вдруг подъезжает
черная Волга, и оттуда вылетает стая архаровцев и всех вяжет. У Купера в шапке оказываются заныканы два косяка. Дальше -
все по накатанной. Посидел в КПЗ, не выпендривался, и никто особо не давил. Следак надоумил сказать, что трава. якобы,
подарена на День Рожденья, и Купер получает год условки. 108'ый уходит в DJ-ing, Купер остается один на один с речитативом,
бросает все и сваливает в Москву. И сразу же попадает в Хип-Хоп индустрию, где заправляют его старые друзья - группа
Bad Balance, и начинается новая стадия, Купер мама-папа.





ИНТЕРВЬЮ С DJ 108-ЫМ ( тоже рядом )

-Официальная дата создания группы в 1994 году, а неофициальная - "Да 108" образовалась в старом составе 1992 году.
Сподвигло на это, как и почти всех питерских реперов занятие в школе break dance в 1986 году. После чего break dance
плавно перешел в увлечение хип-хоп музыкой. Вот так все и поехало.
-Первоначально в группе было два человека - это я DJ 108 и Купер. Сейчас Купер в команде "Bad Balance". Сейчас на
смену ему пришел новый человек DJ Кит, который с 1999 года являлся нашим командным DJ, а сейчас и читать пытается и
все такое. Мы сейчас занимаемся не только рэперскими проектами, но и пишем музыку разных стилей, типа электро. Ну и
разные другие проекты намечаются, типа как работа с четырех вертушек. Есть основной, на сегодня, совместный проект с
брэкерской командой "Wild Baby Crew". В нем мы делаем музыку, а девчонки танцуют.
-DJ Кит работает, где только придется. Я не в курсе что он заканчивал, чего не заканчивал. Знаю, что он работал
маркером в бильярдной. Я окончил финансово-экономический институт и по образованию я маркетолог. Но дальше по этой
профессии не пошел и пошел на второе высшее на звукорежиссеринг.
-Темы берутся из башки, что-то наталкивает. Это как у чукчи, что вижу, то и говорю. О чем хочется рассказать, о том
и рассказываешь. А так как нас двое, то кто что притащил, то и закатываем, кто что сочинил, то и пишем. Все старые
альбомы - это мои тексты были, потом Купер начел писать. А потом я уже перешел конкретно к музыке. Ну а сейчас и
тексты и музыка на мне лежит.
-Выступлений у группы много, каждый месяц ездим. Раньше в основном Питер и Москва были. А за последний год, я
насчитал, городов пятнадцать объездили. Последнее выступление наше было в Питере, на "Восточном ударе" было много
народа, хорошо принимали. Это здорово, приятно. Спортивный комплекс был заполнен. Мне нравиться ездить в другие
города, такие как Волгоград. Это очень интересно.
-Первый свой альбом "Дорога на Восток" мы сделали в 1994 году, но выпустили только в 1999 году, как ретро записи,
потому что долгое время ничего не делали, бездельничали. Потом были два DJджейских альбома, назывались "А вот так"
и "Брэйкинг". И сейчас вышел сборничек "Да 108 флэйва", в нем те группы, которые в Питере с нами тусуются. Я им
делал музыку, а они писали тексты. И получился вот такой совместный альбом. А сейчас с сольником своим немного
ковыряюсь. Не знаю, когда он выйдет - не выйдет. Материала было записано на все три альбома, но группа разрушилась,
и трудно сказать будет это все или не будет.
Я серьезно думаю над выбором выпускающей компании, но сейчас это сложно. Ведь я работаю на "Мих Медиа" как
звукорежиссер, как продюсер, не знаю, как точнее назвать, пишу музыку. А там плохо смотрят на то, если люди,
работающие с ними уходят на другие компании. Но конечно, хочется найти компанию, которая бы дала больше денег.
Деньги нужны всем. Та компания, которая сделает лучше промоушн, та и выбирается. Это самое главное что нужно
артисту.
-Из наших коллективов трудно кого-то назвать учителем, потому что мы были с первой волной и учились сами ему. А из
зарубежных считаю учителями Das Efx, House of Pain… Я предпочитаю фирменный рэп, потому что русскому рэпу остается
пожелать лучшего. Есть буквально единицы, такие как Лигалайз, Дядя Звонкий…, а остальное все так… Все только пытаются.
-К другим музыкальным направлениям отношусь положительно. Скажу больше - из всего что я слушаю, рэпа процентов 20.
А слушая я много.. Не люблю только рэйв, техно. Любую живую музыку слушаю.
-Из одежды выбираю, что ни будь полегче, поспортивнее. Раньше одевался совсем как клоун. А сейчас стараюсь
придерживаться строго-спортивного стиля.
-Внимание крупных лейблов к рэпу связано с деньгами. Раньше всем было на нас наплевать. А Валов показал, что на рэпе
можно делать неплохие деньги. И все кинулись к этой кормушке. К тому же она еще не разработана. Команд не так уж
много, а количество слушателя растет. Есть компании, желающие установить на это монополию. Но это не получится, это
все равно, что пытаться руками остановить океан. Все равно скоро все прорвет. А еще интерес к новому необычному
стилю, который сейчас на подъеме. Думаю интерес к рэпу не погаснет. С 1980- года ему предвещают гибель. И каждый раз,
когда это происходило, рэп переходил в новое качество. Каждые три-четыре года появляется новый стиль. Рэп никогда
не умрет. Он просто трансформируется.
-Как и все культуры в рэпе кто-то что-то интересное свое находит. Любая культура она проникает в любую страну, но
только с разным процентом влияния. В нашу страну она проникнет больше, если трансформируется под русского слушателя.
У нас нельзя делать чисто черный рэп. Надо делать более русский рэп с нашими русскоязычными нотками.
-К хорошей конкуренции и отношение хорошее. Но это снаружи кажется, что все ругаются, а на самом деле все дружат. Я
отношусь плохо к такой конкуренции, когда сделай все что хочешь, лишь бы задавить конкурента. Но сейчас рано говорить
о конкуренции. Нужно что бы было побольше хороших команд.
- Наши студии записи не готовы к рэпу. У нас советская школа звукорежиссеринга. Больше расположенности к записи
популярной музыки. Хип-хот записывается на других тембрах, частотах с использованием других инструментов. В штатах
эта школа выроста буквально недавно. Думаю, что люди выросшие на хип-хопе пошли кто в музыканты, кто в звукари, и у
нас школа появится лет через десять. А я пишусь на своей собственной студии. Может быть она не большая, не крутая.
Но некоторые вещи себе позволить можем. А вообще выбора нет. А здесь можно нормально записать и на халяву. Ничего не
буду говорить против студии "Мих Медиа", потому что там сидит такой дядька, как Shooroop и такой дядька, как L.A. Вот
они являются первыми продюсерами черной музыки в России.








еще одно ИНТЕРВЬЮ С DJ 108-м , тоже рядом где-то с купером



Это интервью наша команда, а именно, Flook, PJoo и FreesCO, смогла провести на акции, посвящённой первому дню рождения
журнала "Екстрим". Лично я хочу сказать следующее - человека приятнее мне встречать не приходилось. Мы не ожидали, что
он окажется настолько общительным и к себе распологающим. Нам было очень приятно поговорить со 108ым. Мы желаем ему
успехов в его делах и ждем его в Украине снова и снова.

[482 хiп-хоп]: Как тебя зовут?
[DJ 108]: Паша, или DJ108.
[482 хiп-хоп]: Какие впечатления о сегодняшнем мероприятии?
[DJ 108]: Вообще мясо... круто. В Питере сейчас такого нет - народу много, но никто не ходит. Максимум 100 человек на
вечеринку.
[482 хiп-хоп]: Какое по счету выступление в Украине?
[DJ 108]: Это уже второе: первое было в Харькове на In Da House и вот сейчас... мне кажется, что в Киеве лучше.
[482 хiп-хоп]: Кого больше признаешь в украинском хип-хопе?
[DJ 108]: Ну, наверное, ТНМ Конго, Туман, Убитые РЭПом. Вообщем-то, других и не знаю, честно говоря...
[482 хiп-хоп]: А в питерском?
[DJ 108]: IKAMBI GWA GWA, там кстати один черный поет. Ваще жирно... что-то типа Cypress Hill'а. Ну и еще трое белых.
А также - A-Tone, Зеленый Синдром, X-Team, Ветер в Голове и т.д. [482 хiп-хоп]: Как ты считаешь, российский хип-хоп
продолжает развиваться или его состояние уже стабилизировалось?
[DJ 108]: Понимаете, у нас нет понятия российский хип-хоп. У нас есть Москва и Питер. В Питере мозги и движение, в
Москве - деньги. отсюда все и выплывает. В Питере андерграунд, потому что никто не хочет вкладывать деньги в развитие
хип-хопа, вот и сидим в андерграунде. В Москве же иная ситуация...
[482 хiп-хоп]: Самые грандиозные вещи, тусовки в Питере?
[DJ 108]: "Январьский Проект" - это наверное единственное более-менее нормальное движение (отборочный тур брейкеров,
райтеров...), ну и естественно заключительная часть - "майская тусовка".
[482 хiп-хоп]: Кто считается дедами вашего андерграунда? [DJ 108]: Скажем так, "Bad Balance" - течение возникшее в 91,
а также "Академия 2" (они, кстати, нашли и "Мистера Малого") и "DA108" - два независимых друг от друга течения
возникших в 92. Можно сказать, что все произошедшее в Питере - это благодаря последним двум командам.
[482 хiп-хоп]: Как дела обстоят со студиями?
[DJ 108]: А никак, это слишком дорогое удовольствие (около 20 баксов за час). Все стараются пользоваться услугами
людей, которые это все делают на компьютере и приблизительно 12 долларов за песню...
[482 хiп-хоп]: А какие сборники или CDшники вы уже выпустили (или хотите выпустить)?
[DJ 108]: Ну, вот, есть DA-108 "Дрога на Восток", DJ-108 "А Вот Так", а также DJ Keet и DJ108 "Breaking". Вобщем-то и
все... Еще один готовый проект мы продали (КОМУ?), но он уже год проавлялся, а выпускать не собираются.
[482 хiп-хоп]: Как тебе нравится помещение?
[DJ 108]: Круто! Ваще, нам в Питере самим бы такое! Только там бы все и висели...
[482 хiп-хоп]: А чем занимаешься сейчас?
[DJ 108]: Сейчас в Москву переехал (подработать). В данный момент работаю звкорежисёром.

P.S. Посреди разговора один из нас, заметив обручальное кольцо на пальце у 108ого, вдруг резко спросил: "У тебя детей
еще нет?". DJ108 рассмеялся и сказал, что пока нет. Мы пожелали ему исправить ситуацию и воспитать его детей так,
чтобы они стали его последователями в будущем...

offline
Ответить с цитированием