1. У старперов, как известно, нет другой радости, кроме как смотреть влажными глазам взад и предаваться безудержной ностальгии по ушедшим дням, возвращаться к маленьким победам и упущенным большим возможностям.
2. «Мой» рэп это грубо говоря 1999-2005, два альбома iSQUAD, Первый и Третий баттлы, всякие разные «фьючеринги» и сборники.Плюс кратковременный «камбэк» на 9-ый Официальный и «выпуск» альбомов «Ветклиника» (2011), «Хороший, Плохой, Злой» (2011) и «Рыбак, Моряк, Синяк» (2012)
3. Для многих тогда хип-хоп вертелся вокруг какого-то географического центра. Московская, питерская, харьковская тусовки были, наверное, самыми многочисленными. И каждая считала себя главной. Я в 2000 поселился в Израиле, который, ясно, на центр претендовать не мог в принципе
4. Было тут с десяток «русских» хип-хоп голов, но для меня центром стал форум х-х.ру, вокруг него вертелись все новые знакомства и возможности. Взгляд мой на положение дел оттого, наверное, искажен, но имхо именно форум был главной движущей силой рэпчика начала века (сорри, Влад)
5. Дата регистрации на форуме — 30.11.2000 (попробуй, переплюнь) и зазвал меня туда Sir G из группы «Банги Хэп» (не путать с Sir-J из DOB), которая тогда отличилась шлягером «Огонек», выпустила альбом «Так Было» и даже выступила на Рэп-Мьюзике (плохо, но стрит кредибилити есть)
6. Это смешно, но именно так тогда Интернет и работал: сайты находились по каталогам, спискам и личным рекоммендациям. Гугла не было, искали в AltaVista, Yahoo, Рамблере и Апорте, но там не все было проиндексировано толком. Сейчас в Телеграмме такая фигня происходит, примерно
7, Sir G, в общем-то, и втащил меня в этот ваш рэп. Он вел тематическую передачу на Николаевском радио, я писал ему письма (бумажные), он отвечал в эфире. Перед отъездом в страну победившего сионизма, мы встретились и я получил пачку кассет с напутствиями — было приятно.
8. Я, в свою очередь, дал ему свой первый «альбом». Надеюсь, он его давно сжег. Через четыре года мы, кстати, записали фит с «Банги Хэп» и это было круто, сбывшаяся мечта, можно сказать, и все такое
9. В конце 2000-го на форуме, судя по всему, было зарегано 250 человек всего. Ситуация с доступом в Сеть в странах СНГ была, прямо скажем, не очень. Выходили, преимущественно, по dial-up модему, цвели локальные сети, а школьники были заняты другими делами.
10. Пользовательскую основу составляли мажоры из крупных городов (некоторые уже тогда сидели на ISDN и DSL), сетевые админы и подобные гики, эмигранты, да особо упоротые хип-хоп активисты, которые появлялись эпизодически из Интернет-кафе или полуночничали (дешевле и связь лучше)
11. У меня был пакет «доллар в день» и неплохая связь в 44 килобита/с. Выше среднего,по тем временам. Так же, на форуме время от времени появлялись «селебрити» от рэпа разной степени известности. Особой активностью отличалась, естественно «Каста», у которой был собственный раздел
12. Это сейчас вам в Тви может ответить Мирон, Баста или, там, Ёлка, а на тот момент форум был практически единственным способом пообщаться со знаменитостью, пускай и «нишевой». Очень крутая фишка.
13. В общем, поначалу население было маленьким, довольно взрослым, интеллигентным, идейным и, в основном, исповедовало принцип «ван лав, ван нейшон». Как водится в маленьких клубах по интересам, атмосфера царила дружественная и ламповая
14. Kris со Stan'ом, конечно, могли схлестнуться и раскатить длинные простыни, споря о том, крут ли Эминем или все-таки лох, но все в рамках приличий. На форуме существовал строгий запрет на оскорбления и поначалу за его выполнением ревностно следили.
15. Это, кстати, определило то, что обсуждая Первый Официальный, мы отказались от перехода на личности и по сути первые два Баттла были конкурсами на лучший мини-трэк на заданную тему, сделанный в сжатые сроки. Это была дружная семья и идея хуесосить соперника вызывала недоумение
16. В целом, русский рэп тогда был уделом рафинированных интеллигентов, видимо (или все надеялись попасть на радио?), потому что и в песнях мат почти отсутствовал. У ЮГов, Da BOMB и некоторых других кое-где че-то проскакивало, но так, без фанатизма
17. Правда был такой проект «Противотанковая Граната» с хитами «Брат Хамзат» и «Текстили», и это был прямо трэш-эпатаж. В этом плане выделялась и тусовка «Hardcore Mastaz», которая старательно пыталась названию соответствовать, хотя известны были они, конечно, в основном, в Сети
18. В «реал» интернет-исполнители просачивались исключительно на сборниках и случалось сие нечасто. Чуваки из «Мастеров Хардкора» же, кстати, и были основным источником смуты, авторами первых диссов и первыми завсегдатаями форумной бани
19. Увеличение количества пользователей всегда приводит к проблемам. Растет количество офф-топа, появляются первые трения между юзверями, дело обычное. Решают введением в строй модераторов, что экономит время админов и сохраняет им имидж добрых и справедливых правителей.
20. Модеры выступают громоотводом.Когда вопрос назрел, я попал в модеры Демо-музыки, потом и всего остального.AleX тоже стал модератором, позже повышен kris'ом до админа. Ни kris, ни chw в склоках разбираться никогда не любили и некоторое время в работу модераторов не вмешивались
21. Чем лучше становилась ситуация с доступом к Сети (а это был как раз переломный момент и улучшалась она быстро), тем гуще становился поток новичков. Естественно, они все были разномастными и мамкиных анархистов, мини-гитлеров и просто скандалистов становилось всё больше.
22. На обычном форуме это не особо проблема. Нонейм нарушил — нонейма забанили. Но х-х.ру форум необычный. Там каждый пятый — МС, а остальные четверо — его поклонники. Одно дело — банить анонима, другое — чуваков вроде Стакана, ММС, Драго, СД или Техника с Бабаном.
23. Отличались и юзеры, вившиеся вокруг этих персонажей. Перцы упорно хуесосили оппонентов, не упускали возможностей проехаться по чуркам, гукам и жидам,ну и, бонусом, их бесило, что форумом «заправляют» эмигранты. Все они регулярно отъезжали в баню к своему вящему неудовольствию
24. Популярности модерам это не добавляло. Все чаще нам предъявляли че-то про ментов, обвиняли в злоупотреблениях ну и т. д. Но все дело в том, что мы просто не перестроились, для нас форум все еще оставался родной гаванью, куда собрались в поисках общения раскиданные по миру..
25. .. и еще малочисленные поклонники рэпа. У нас в головах все еще был «ван лав, ван нейшон» и совершенно непонятно, кто эти люди и почему они себя так ведут? Мы пытались сохранить старый порядок в стремительно меняющейся реальности, ведь правила никто, вроде, не отменял
26. Однако, оказалось, что правила все-таки не совсем одинаковы для всех, что админы тоже люди и им нравится творчество бабана и некоторых других. Самых именитых бузотеров админы начали оперативно разбанивать, окончательно развалив и так невысокий модераторский авторитет.
27. До нас начало доходить, что форум теперь какой-то другой, бороться с изменениями бесполезно и пора это гиблое дело бросать. В общем, примерно так форум из места где посыл нахуй был ЧП, превратился в место, где без посыла нахуй пост можно считать каким-то слегка неполноценным.
28. Кстати, @L_Dime тоже был модератором и, по-моему, не только своего раздела РепРекордз. Но он уже тогда был достаточно хитрожопым, чтобы, как и админы, в срачи особо не влезать и образ не портить.
29. Причем ворвался-то он на форум с грохотом и камазиком пафоса, на фоне какого-то скандала между админами форума и великим Крыжом. Надо обновить данные по этому вопросу, все в тумане. А лучше пускай Дайм сам расскажет
30. Между 18 и 19. Состав скандального Хардкор Альянса варьровался, но фронтменами там явно были DZA (ака Стакан ака Sil-A) и МС Молодой. Они же, впоследствии, и стали наиболее известными. И с тем, и с другим я в разные периоды активно тер по ICQ (главный внефорумный канал связи)
31. Градус отношений варьировался от неизбежных «фьючерингов», через диссы, до примирительных совместок. Проблемой часто становилось то, что мы находились по разные стороны в вопросе правил общения на форуме (cм. п. 19-27)
32. Вот примерно, как сегодня с вами рабочий день, так же я и пролюбил свою степень по CS.Модерировал форум, писал репчик, ночи напролет трещал в аське со Стаканом, Молодым, Раджем, Одиноким (если кто помнит такого канадского парня), парнями из iSQUAD и массой других людей с ххру
33. С Даймом еще, да.Надо открыть список асько-контактов,чтоб не обидеть кого еще. Тогда это казалось хорошей идеей, вместо универа-то. Хип-хоп культура, сборники, альбомы. Казалось, что это - мое. Честно сказать, иногда "сомнения вошь лезет под кожу", но оно того стоило, кажется
34. Задумывался х-х.ру, видимо, как ресурс более информационный, ведь инфоголод был серьезной проблемой. Какие-то крупицы попадали к нам через тематические радио-передачи или, прости Господи, прессу, но их было мало. С доступностью музыкального свежака тоже напряг
35. На х-х.ру его зачинатели размешали переводные материалы, новости, какие-то свои авторские статьи и заливали актуальный музончик. FTP архив Криса был, наверное, самым шикарным и удобным ресурсом для добычи рэп МР3 того времени.
36. Форум должен был стать каким-то временным отвлекающим маневром, пока допиливался информационный портал. В плане платформы для общения форумы тоже не были пока что очевидным выбором. Народ общался в чат-комнатах и гостевых книгах. Видимо, быстрее и меньше траффика тратилось
37. Контент состоял, примерно, из вот этого. Видны имена пионеров-переводчиков. Этих, можно сказать, Прометеев. И, товарищи, по тем временам это было очень много. Д - дефицит. Мне кажется, что и тогдашние "звезды" припирались на сайт не в последнюю очередь за инфой и музлом.
https://pbs.twimg.com/media/DjrIyQnW4AUsPyy.jpg
38. Если говорить о Прометеях.. Kris - батя. Строгий, но справедливый. Поддерживал нас (iSQUAD) с самого начала. Его в целом прикалывал тот факт, что на его ресурсе рождаются новые проекты и исполнители. Некоторым он помог, в том числе, и материально. Рублем и студийным железом.
39. Авторитет kris имел даже среди "звезд". Я помню как он обозрел трэки "Знамя" и "Волки" Mary Jane, пожурил @a_borovik за какие-то неуместные паузы в читке И НИЧЕГО ЕМУ ЗА ЭТО НЕ БЫЛО
Когда он аналогичным образом отслушал наш первый трэк (и не сильно обосрал) - это был вин!
40. Как и батю, Криса ты видел нечасто, но когда видел - был рад. К сожалению, по каким-то своим причинам, он нередко и надолго исчезал из виду. Форуму на пользу это, естественно, не шло, притормаживало развитие, внесение каких-то новых фич и, иногда, превращалось в периоды смуты
41. С chw же, к сожалению, не сложилось. Я сразу хочу отметить, что ни в коей степени не ставлю под сомнение его вклад в строительство, жизнь и развитие форума. То, во что он с остальными сумел превратить баттловую тему - это очень круто, респект. Но..
42. .. в личном плане, мы, видимо, ему не особо были по душе. Со временем, как у и многих, у него и вовсе случился бабангида головного мозга и, по сути, форумное население, да и администрация разделилась на два лагеря.
43. Мы постоянно конфликтовали на тему правил и наказания за их нарушения бабаном сотоварищи (см. выше), kris в очередной раз ушел в подполье и, хотя AleX и был полноправным админом, мы все таки принимали главенство chw как одного из отцов.
44. Короче, как мне сейчас @xivanx32zu написал, мы "заехали обиженками" и полномочия сложили. Победа за красными. Было жутко обидно, конечно, чего скрывать. Важнейшний пласт закончился на неприятной ноте. Верьте или нет, а форум мы любили и старались. Ну да че уж - пережили, ггг
45. Sergo - каким-то образом, в списке пользователей - первый. ID #4, почему-то, правда (kris - #3). 25 Мая 2000. Я, в общем, хз, чего за перец (рассказывайте, кто знает), но его литературные потуги "Hip-Hop for Dummies" были большим хитом. Первый петросян от русского рэпа.
https://pbs.twimg.com/media/DjraJP2WsAA2SF5.jpg
46. За такое, конечно, до сих пор полагаетcя расстрел: "Вал Владов из Бэд Би опpовеpг в интеpвью жуpналу Sergo-On-Line свою пpиналежность к секс-меньшинствам: "Hу и что, что нам во вpемя выступлений постоянно из зала кpичат "ПИДОРАСЫ!""
47. Про админов и модеров разделов про граффити и брейк-данс, к сожалению, ничего сказать и не могу. Мне эти элементы интересны никогда не были. Так себе хип-хоп голова, да. И Рэп-Мьюзик не прошел. В этих разделах, кажется, всегда было мало людей, свои какие-то закрытые мирки
48. Disclaimer: вы, главное, не воспринимайте все сильно серьезно. По сути, речь о возне небольшой группы молодежи ("старейшинам" тогда было лет по 25, максимум) с непопулярным муз. вкусом. Никто не ожидал, что рэп займет 40% рынка, а баттлы станут монструозными и повсеместными
49. До первого рэппера в списке "Форбс" тоже еще далеко. Определим "звезд" того времени, как тех, кто умудрился выпустить какую-нибудь кассетку с альбомом, попал на рэп-сборник и/или прошел условный Рэп Мьюзик, Кофемолку или че-там еще было фестивального
50. Некоторые из них добрались до форума.Кто-то приплыл на облаке некоторой надменности, кто-то общался ровно.Хз, чего они искали, но нашли и, видимо, впервые - анонимный фидбэк и первый ушат говна.Внезапно оказалось, что народная любовь не совсем однородна и респект не автоматом
51. Жизнь и продюссеры их к такому не готовили, кожа еще младенчески тонкая и многие быстро втягивались в срач по поводу своих альбомов или каких-то демок, которые они опрометчиво выкатывали на зацен общественности.Посраться со знаменитостью - неведомый и недоступный ранее прикол
52. Кроме очевидной Касты и толпы "артистов" RapRecordz (сидели, поди, с компа Дайма по очереди, гг),активно общались чуваки из Umbriaco, Krec, "Района Моей Мечты", "Злого Духа", "Банги Хэп", "Mary Jane", "Триады" "Типичного Ритма" (Фэнс),Mal-Da-Udal (1.8.7), Herb (Шнель Шпрехен)
53. Гуф захаживал, еще будучи RoleXX'om, сайт свой на
http://narod.ru рекламировал. Я не помню, че было на сайте, но наш андерграундный форум не оценил. Темка примечательна недальновидным поведением R-Chie и будущего Замая
https://www.hip-hop.ru/forum/drugie-pacany-i-svobodnye-rappery-16338/
54. В общем, набор звезд и звездочек был на любой, в общем-то, вкус. Допишите тут кого еще вспомните. Может ругались с кем или, наоборот, рады с кумиром пообщаться были.
55. И в делах амурных, и в делах музыкальных, х-х.ру был одновременно клубом одиноких сердец и аналогом "Тиндера". И так же, как существовал дикий перекос в количестве девочек на душу населения, так и соотношение воннаби битмейкеров к воннаби МС оставляло желать много лучшего.
56. Читать и торговать хлебалами все хотели, а корпеть над музыкой - не все. Количество же людей, умеющих "свести" трэк и получить на выходе что-то более-менее слушабельное и вовсе стремилось к нулю. Материальный и практический уровни естественно были крайне низки.
57. Нам всему еще предстояло только научиться. В плане записи - микрофоны-палочки, встроенные звуковые карты и вот это всё. Динамический микро - редкость. Конденсерный - роскошь. В плане битов в ход шли софтины типа Hip Hop eJay (незачет) и первые версии Fruity Loops (зачет).
58. Отдельные индивиды мутили музон в треккерах, а уникумы типа House терзали MIDI, цепляя туда гроздья каких-то эффектов (мануалы по этому процессу Хаус писал впечатляющие, но итог, увы, все-равно был плачевный). В общем, битмари были нарасхват, процветали "случайные связи"
59. Все пытались фитовать со всеми, постепенно складываясь в какие-то более-менее постоянные тусовочки. Естественно, биты и сведение, если и делалось кому-то, делалось "за респект", ни о каких деньгах речи не шло. Ну, там и результат, в основном, был соответствующим.
60. Нам, впрочем, хватало. Демо-музыка постепенно наполнялась первым говнецом и начало такому явлению как Интернет-рэп было положено. Про выход в реал говорить особо смысла не было, поэтому на первых порах "реальный" и "виртуальный" рэп существуют как-бы параллельно.
61. Подозреваю, что сегодня, по крайней мере, в некоторых городах, можно сколотить небольшой рэп-бэнд не выходя из подъезда или, в крайнем случае, микро-района. До Интернет-эры для изыскания единомышленников в целях совместного пердения в микрофона нужно было изрядно попотеть
62. Да, а потом еще извращаться с записью на кассетные магнитофоны или переться на какие-то подземные студии, что в 90-ых по карману было немногим. Но об этом лучше почитать в историческом трэде @L_Dime. Мне повезло больше, у меня был ПэКа, микрофон-палочка и Hip-Hop eJay.
63. Так в 2000 г. был записан тот самый первый альбом, который, как я надеюсь, давно утерян безвозвратно. С переездом в Израиль к этому добру добавился Интернет и форум х-х.ру.
64. Для заброшенного в жопу мира интроверта это был единственный шанс поднять самореализацию на новый уровень и я им воспользовался, к марту 2001 сколотив с еще тремя энтузиастами первую в истории русского рэпа Интернет рэп-группу,получившую лежащее на поверхности название iSQUAD
65. Коллаборации, сделанные путем перекачки туда-сюда МР3 файлов придумали не мы, конечно. Самая известная такая штука — дисс на Децла от Молодого МС (Прага), DZA (Магнитогорск) и Koorygun'а (Белая Церковь) из Инвалидов Кунг-Фу (уже чувствуется невиданная ранее глобальность).
66. Но мы поставили это на поток, и постоянным составом из AleX (США), Jackson (Украина), PAPA (Россия) + я записали, в итоге, 4 альбома. При этом, спустя 17 лет, я до сих пор вживую видел только Джексона, а до Алекса доехал только PAPA.
67. Достаточно скоро по нашим стопам пошла (и стала, думаю, более известной) группа AzonE, осколок которой (между прочим, победитель Второго Официального) в лице CoolB до сих пор alive and kicking в составе 5sta Family.
68. Вам, скорее всего, это не очень интересно, но к iSQUAD, AzonE и прочему интернет-МСингу я планирую возвращаться подробнее. Это было тем, в светлое будущее чего я верил, за что изо всех сил топил и развитию чего, по мере возможностей, содействовал
69. Пока только скажу, что в 2002 г мы записали альбом «ЛИНК» и начали искать пути к его изданию, что в то время являлось квестом совсем неочевидным. Тем более, что мы, конечно, старались изо всех сил, но результат все-равно могли бы полюбить только его родители (т.е. мы).
70. К Валову путь был закрыт по понятным причинам, да и на "Респект" тоже не отнесешь. «Касту» мы недолюбливали после «На порядок выше», на альбоме даже имелся трэк «Наши корни» - эдакая эмигрантская ответочка, которую они, наверняка, не услышали, что, в общем-то, и к лучшему
71. Оставался народный вариант - RapRecordz. @L_Dime к тому времени, превратил издательство альбомов и сборников в нефиговый конвейер, дав многим рэпперам возможность донести свой первобытн.. ээ... самобытный рэп до слушателя.
72. Решения при этом он, иногда, принимал, прямо скажем, не самые логичные, а местами и совсем уж эксцентричные. Прямым результатом cтало то, что альбом наш он таки выпустил на дисках и кассетах, и это тоже можно обозначить некоей вехой для «виртуального» рэпа.
73. Я c CEO RapRecordz лично никогда не встречался (в отличии от AleX и РАРА) и мы сейчас с ним тут шутим несмешные шуточки про старость, простатит и скорую смерть, но на самом деле, и сомнений тут нет, я ему всегда буду благодарен за тот релиз и общение. Чмактялапа, @L_Dime!
74. С альбомом нам помогала куча людей с форума: @maestroasid, @ariil, 1-okii, Ser-Go, Ch4, BLANK, JazzMan, ~NeOn~, sEEn, kris и другие, всех не вспомню, сорри. От души, человеки!
75. Ну и еще арт-ворка
https://pbs.twimg.com/media/Dj2y2IdX4AABOJ-.jpg
76. Eще один эпизод помутнения рассудка Дайма, уверен, многие оценят гораздо больше. Это — выпуск первого альбома «Kunteynir». Короче, если тезисно до этого момента: iSQUAD – первая настоящая Интернет рэп-группа, Ветал взял Первый Официальный, @L_Dime подарил миру Пашу Техника %)
Если говорить про фундаменты, то первый батл на х-х.ру предложил наш AleX из iSQUAD, который, будучи гражданином США, подсмотрел аналогичные мероприятия в тамошнем ведущем форуме. Крис поддержал и покатилось. Вот кто ориджинал отцы. Не Габонская Гадюка, и не chw, как это подается