охуенная статья. причем не от экономиста а от психотерапевта
Показать скрытый текст
Экономический кризис или невроз?
Слово «кризис» вот уже несколько месяцев – в первых строчках газетных и телевизионных новостей. Рост цен, сокращение штатов, снижение качества жизни – об этом говорят все вокруг, накаляя страсти и провоцируя депрессивные настроения.
«Как выжить в кризис?» – эту популярную нынче тему не могли проигнорировать и мы. Но обратились с этим вопросом не к финансовым аналитикам и специалистам по рекрутингу, а к психотерапевту.
Врач-психотерапевт Геннадий АВЕРЬЯНОВ, главный врач клиники Андрея Курпатова, убежден, что переживания, которые вызывает у нас слово «кризис», связаны прежде всего с тревожным неврозом, а не с реальным положением дел.
Давайте вначале разберемся, какой смысл мы вкладываем в слово «кризис». Лично у меня это понятие ассоциируется с такими историческими событиями, как малый ледниковый период в Европе, который начался в XIV веке и длился до XVII века. Сильные дожди и суровые зимы привели к неурожаю, массовому голоду, социальным бунтам. Прибавьте к этому эпидемии бубонной чумы, во время вспышек которой погибли десятки миллионов человек. Все эти потрясения длились не год и не два – веками, и люди никак не могли противостоять природным катаклизмам.
Еще один пример из XIV века – Гренландия, где поселились несколько тысяч викингов. Изменения климата спровоцировали сползание ледников, уничтожение пастбищ, льды перекрыли океанские пути и прервали морское сообщение с внешним миром. В результате исчезли целые поселения викингов.
В 1815 году сильнейшее извержение вулкана в Индонезии, когда миллионы тонн пепла были выброшены в атмосферу, привело к серьезнейшим изменениям климата. Лучи солнца не могли пробиться сквозь слой пепла, и следующий, 1816 год вошел в историю Европы и Америки как «год без лета». И снова дожди, грады, холод привели к неурожаю, голоду и жертвам.
Поэтому каждый раз, когда вас пытаются напугать кризисом, спрашивайте себя: была ли зима вместо лета, и нет ли вокруг сползающих ледников? И пока вы не видите из окна вашей уютной иномарки возвышающихся ледяных глыб, ваши опасения слегка преувеличены. То, что происходит сейчас, – всего лишь сложности, а не кризис.
– Конечно, нельзя сравнивать то, что происходит сегодня, с трагедиями, которые вы описали. И все-таки нельзя отрицать, что в последние несколько месяцев жизнь изменилась, стала сложнее, чем была еще год назад.
– Главная проблема заключается в том, что наша психика на любое сообщение об опасности реагирует как на реальную физическую угрозу. Однако в данном случае никакой опасности для жизни не существует, и это главное, что следует усвоить. Все риски находятся в социальной сфере: они касаются роста цен, снижения материального достатка, но никак не угрожают жизни. Да, придется больше трудиться и в чем-то себе отказать, кого-то даже уволят. Но сокращений бояться не стоит: в стране с огромным дефицитом квалифицированных специалистов здоровый и умный человек не останется долго без работы – хотя не исключено, что придется снизить требования по зарплате или изменить вид деятельности. Как видите, все эти проблемы не имеют отношения к фатальным событиям, потому что все они решаемы. Даже подорожание лекарств – это всего лишь сложность, но не катастрофа, в отличие от кризиса с лекарствами во время бубонной чумы в Европе.
Да, из-за роста курса валют значительно изменятся нюансы потребления, но к ним можно приспособиться, потому что они влияют больше на статус, чем на качество жизни. Можно быть одинаково счастливым и несчастным и на Бали, и на даче в пригороде. И если вам плохо на даче – значит, и на заграничном курорте вряд ли было бы радостно. Да, кому-то придется провести отпуск не на Мальдивах, а в Турции или вовсе у тещи на грядках. Значит, вместо коктейлей будете выкладывать в Инстаграм фотографии выловленных в речке карасей. Согласитесь, назвать эти перемены кризисом – значит несколько нагнетать атмосферу.
– Но разве справедливо, что человек должен отказывать себе в удовольствиях, хотя он их заработал? Много и хорошо трудился, и вдруг выясняется, что он больше не может путешествовать, баловать себя и любимых…
– В жизни происходят изменения, и надо адаптироваться к ним, а не устраивать трагедии. Приспособиться невозможно только к смерти.
Существуют объективные экономические законы, десятилетние циклы колебаний цен на сырье. У нас было благополучное десятилетие, мы достигли определенного уровня жизни, и через несколько лет экономика снова войдет в фазу активного развития. А сейчас уровень жизни стал ниже, но, честно говоря, бедность пока присутствует лишь в виртуальном пространстве: мы живем так же, но переживаем, пугаем друг друга мрачными прогнозами. При этом, конечно, воображение рисует сложности, с которыми невозможно справиться, и в результате возникает сильнейшая тревога. А на самом деле, когда появится реальная проблема, вы найдете выход, потому что будете оперировать конкретными фактами.
Вспомните кризисы 1998 и 2008 годов. Все, кто не сглупил и не покончил с собой, пережили эти испытания и благополучно живут дальше. Главный рецепт – сконцентрироваться на решении реальных, уже возникших проблем, а не тех, которых вы со страхом ждете. Поэтому сегодня по поводу кризиса больше переживают не бизнесмены – они заняты преодолением реальных сложностей: урезают издержки, оптимизируют процессы, – а средний класс и офисные служащие, которые следят за курсом биржевых котировок и валют, словно являются нефтетрейлерами или спекулянтами на валютной бирже.
– Наверное, все просто пытаются найти рецепты, как защититься от кризиса?
– Главный рецепт – вернуться в реальность, в которой у вас ничего не изменилось или изменилось не очень сильно. В этой реальности вы по-прежнему можете гулять, читать книги, заниматься спортом, встречаться с друзьями, учиться чему-то новому. И в этой жизни никакого кризиса нет. Если же вы и правда надумали, что грядут ужасные времена, то запасайтесь едой. Максимум, что вам грозит, – выкинете эти консервы через пять лет. Однако вместо этого люди перед Новым годом скупали технику.
– Ну, это как раз понятно: все пытались спасти свои сбережения.
– Потратив их? И как плазменный телевизор защитит семью в кризис? Нужно либо покупать тушенку, стремясь спастись от воображаемого голода, либо избавиться от источников панического напряжения – слухов, которые сеет Интернет, прогнозов от всевозможных гуру по телевизору. Потому что если вслед за эмоцией и мыслью не следует результативное действие, то эмоциональная реакция становится болезненной, стресс переходит в хронический и наносит огромный вред здоровью.
Так что не стоит распалять гормоны стресса в своем организме. Займитесь психогигиеной, измените информационный трафик, контролируйте источники поступления в ваш мозг информации, иначе эти источники начнут контролировать вас. Живите своей, настоящей жизнью, в которой есть любимые люди и яркие увлечения. Боитесь пропустить что-нибудь важное, выключив телевизор и Интернет? Не волнуйтесь: если прилетят инопланетяне – вы об этом непременно узнаете!