-Цитата от чужое лицо на днях пересматривал венгерский фильм Пятая печать. в фильме невооруженным глазом виден Достоевский, так что кого прикалывает достоевщина, тот все два часа экранного времени будет полировать в восторге свой высокий лоб, ломая голову над поставленной одним из главных героев загадкой. интересно другое, а именно личность увечного фотографа - это местечковый Достоевский или даже местечковый Иисус - не важно, как их не назови, в истории их было больше, чем мокриц в бане, и заводятся они все от сырости. история всегда была нечистоплотной. так вот, этот персонаж словно подсмотрен и срисован у Достоевского, а может и с него самого, родимого, потому что нельзя не узнать этот болезненный, нервный, сбивчивый, срывающийся тон и одержимость психопата, готового придушить всё человечество единственно потому, что нельзя даже помыслить себе любовь к этому самому человечеству без всякой метафизической чепухи вроде бессмертия или бога. и вот это насекомое, это ничтожество с не в меру развитым сознанием, радиус которого равен сумме душевных надломов и вывихов, возведённых в универсальное достоинство и максиму, сидит в тесноте своего подполья и поедает себя живьём вздорнейшим резонёрством, а когда оно себя доедает и ничего уже практически в нём не остаётся, кроме болезненных фантазий, то оно делает вылазку в дневной свет, и не дай бог кто-то заденет её гиперчувствительное и источенное тщеславие.
эта гадина сетует на то, что нормальные, здоровые люди думают о вещах слишком приземлённых, но более близких, насущных и необходимых, вместо того, чтобы предаваться подвижничеству и истошно вопить о величии, что у нормальных, здоровых людей на уме не трубы страшного суда, а кусок телятины.
этим персонажем в фильме противопоставлены культ страданий (обязательных для широкого сознания и глубокого сердца - Достоевский) и обывательская жизнь с чистой совестью. выбор слишком очевиден, и в нём нет ничего постыдного. Достоевский - не обязателен.
что касается часовщика, то он не имел права поступить иначе. его оправдывают обстоятельства, но оправдание это уместно лишь в том случае, если видеть эту картину глазами какого-нибудь легковозбудимого местечкового Достоевского, то есть чрезвычайно однобоко и убого, потому что такая радикальная расстановка приоритетов (любовь к человечеству – даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой - Достоевский) превращает человека в настоящего квазимодо, сознание которого определяет его горб. на самом деле всё гораздо проще, тем более, в наше время, когда вера в бога несовместима с вменяемостью и уместна только в качестве старомодной шутки. остаётся только признаться, что в творчестве Достоевского имеют ценность исключительно художественные достоинства, но никак не характер и постановка вопросов.
именно так нужно видеть этот фильм, и никак иначе. что хотел сказать автор, нас не должно особо занимать, потому что читатель или зритель всегда сами являются авторами, и сообразуются как правило со своим временем, со своей эпохой.
6/4
ты тут конечно накривлялся (или серьезно говорил, я так и не понял если честно), а посмотреть серьезнее - разве вся метафизика Достоевского не есть штамп блаженной улыбки на лице невротического убожества, скатывающегося моментами в психоз, чтобы оно не повесилось на следующий же день своей никчемной жизни? Разве это не быстрейший и ближайший способ оправдать (а мало того что оправдать, так еще иногда и утвердить) множественные и повсеместные способы угнетения человека человеком?
И вера в трансцендентность, если это не трансцендентность глубин твоего сознания, отражающего вселенную, или сама вселенная, просящая о помощи и об обновлении\улучшении - разве не гигантский тормоз для развития человечества? Это же ебаное дикарство и попустительство, это вредно, когда трансцендентность позволяет и одобряет угнетение. иисус замечательно любил, но он не заставит тебя выйти на улицу и стрелять капиталистов, в отличие от веры в свободу и равенство.
И Достоевский, так тонко чувствовавший все формы угнетения, сам от него страдавший всю жизнь, обязателен, кажется мне, только как человек, очень точно описавший, исследовавший огромное количество неврозов, сообразных русской ментальности, и условия, в которых они как плесень плодятся. Для меня все его главные вопросы лежат в этой области. Вытекший в этой своей ипостаси весь из Шинели, с ее междометиями и перетаптываниями с ноги на ногу, гораздо более реалистичными последствиями власти царьков во всех личинах их, он просто дает невротику психоз и голос даже там, где его уже нет или быть не должно. И голос этот не проявился бы, не будь на их лицах местами возникающей блаженной юродивой улыбки, а все вечные вопросы больше мотивация заговорить, чем философская парадигма, просто потому как вера в человека и просвещение не в пример полезнее этого преклонения. Ведь мораль, оправдывающая, превозносящая бессилие и слабость вредна для человека и человечества. Верить в бога - очень вредно. А бороться за будущее, с радикально расставленными приоритетами, без которых невозможна борьба, только с более адекватными приоритетами - полезно, хоть и местами гадко. Фильм смотрел давно, но думалось что он про это как раз, про вечного тирана.
Добавлено через 5 минут 6 секунд
вообще достоевский конечно хороший философ, но выводам его открытости не достает, а выход его - такая же полумера, как и полезность.