-Цитата от HARDMC -Цитата от L'ÉTRANGER -Цитата от HARDMC ну так порабощение мира - это несправедливо или нет?
]выходит тот, кто пытается сделать несправедливость, рано или поздно терпит неудачу.
А цель Ганди, в отличие от Гитлера, была достигнута - Индия получила независимость. Выходит, справедливость всегда торжествует, только с задержкой во времени, чтобы все не так очевидно казалось.
Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
(Екклесиаст 8:11)
поэтому пример Гитлера и Ганди как раз показывает, что не любая вера приводит к успеху, а только, если эта вера подкреплена любовью к ближнему.
ХАРД, ты меня расстраиваешь. Твоя оторванность от реальности все растет, и даже интеллект уже не спасает.
Справедливость есть абстрактная категория, придуманная людьми для обозначения соответствия результата действию. Например "хорошо работаешь - получаешь хорошую плату", "совершил преступление - получил наказание" и т.д..
На уровне государства, цель такого миропорядка - польза для членов общества, когда полезное поведение ведет к благу и поощряется, опасное\вредное к наказанию и пресекается. Благодаря этому обеспечивается порядок и жизнеспособность общества.
В более глубоком смысле, справедливость есть стремление человека к системе, к власти над хаосом. Когда знаешь что ожидать от действия, и можешь строить свою жизнь рассчитывая на определенный результат. В этом смысле, справедливость есть необходимая предсказуемость.
Справедливость есть исключительно прагматичная категория, но вместе с тем она может быть динамичной. В зависимости от исторического периода или территории, понятие о справедливом могут отличатся, что подтверждает ее искусственность и "рукотворность", практичный характер и утилитарность.
Касательно нашего разговора. -
"выходит тот, кто пытается сделать несправедливость, рано или поздно терпит неудачу....
Выходит, справедливость всегда торжествует, только с задержкой во времени, чтобы все не так очевидно казалось."
Общество стремится к справедливости (для своего блага), и пытается ее поддерживать. Именно по этому вредное поведение (Гитлер) часто наказывается, полезное (Ганди) часто поддерживается. Но регулятором этого миропорядка является не бог а сам человек. Справедливость есть не сверхъестественный закон, а создаваемый людьми для своего удобства порядок.
понятие справедливости развивается только в одну сторону - утверждение
каждого человека как высшей ценности, и это, кстати, и провозглашает христианский принцип любви к ближнему. Если раньше британец мог считать справедливым, что он оккупировал индусов, гитлер - что немцы - сверхрасса, которая может поработить остальных, американец - что иметь черного раба - это нормально, а мужчина - что женщина не может иметь равных прав с ним, то сейчас это неприемлимо, и человечество постепенно пришло к осознанию ценности каждого человека независимо от расы, национальности, пола и т.д.
Это выражено в категорическом императиве Канта, дорогуша. И сейчас никто в здравом уме не будет его отрицать. А сама динамика развития понятия "справедливость" сформулирована Гегелем в тезе, что "история - это прогрес в осознании свободы", и свобода с течением истории распространяется от избранных на всех и каждого, утверждаются права человека как такового, поэтому не справедливым считается покушение на эти права любого человека другим человеком в том или ином виде. Это зафиксировано практически во всех Конституциях мира.
Так что то, что справедливость в пределах истории есть динамическая категория - это правда, но это никак не значит, что справедливостей есть несколько, она как понятие только одна, и линия развития у нее только одна, что и подтверждает мировая история, а практика - это критерий истины.
И что из этого?
Будто бы я отрицал гуманистические тенденции развития цивилизации.
Главная мысль в том, что справедливость это условная социальная категория, а НЕ сверхъестественный божественный закон. Состояние справедливости обеспечивается деятельностью людей, а не волей божества. Событиями правит матожидание, в рамках теории вероятностей.
-Вероятность что тебе кирпич упадет на голову одинаковая, будь ты маньяком или священником.
-Автобус может разбиться не зависимо от того, перевозят там школьников или заключенных.
-Убив и расчленив десяток детей, ты можешь жить долгой беззаботной жизнью, и быть счастливее праведника, если избежишь криминальной ответственности.
-Вероятность выиграть джек-пот в лотерею одинаковая для всех, и не зависит от качеств человека.
Событиями правит матожидание, в рамках теории вероятностей, а не мертвый еврей со справедливостью.
Что тебе не ясно в том что я говорю?
- это никак не значит, что справедливостей есть несколько, она как понятие только одна, и линия развития у нее только одна, что и подтверждает мировая история, а практика - это критерий истины
Справедливость есть понятие про должное. Как не странно, человечество пользуется формулой "что хорошо для человечества то справедливо" (неожиданно правда?). То что человек признается за главную ценность это очевидно, потому что человек эгоистичен и считает себя главной ценностью. В чем вопрос вообще? Я был бы удивлен если бы он посчитал главной ценностью собаку или хламидию, или там благополучие кустарников.