активный пользователь
Сообщения: 5,923
Регистрация: 14.04.2007 Откуда: New York | -Цитата от Synelnikoff -Цитата от HARDMC -Цитата от Synelnikoff
Видишь ли, друг, мне, в отличие от святош подобных тебе, хватает смелости признать что я ничто и после смерти меня ждет аннигиляция. Мне не нужна религиозная пилюля унимающая зуд по поводу бренности бытия; и мне не нужны христианские розовые очки, рисующие человека вмещающего в себе великое невидимое нечто (душу) и придающие жизни иллюзорный смысл. Я бы и рад принять этот самообман, но для этого мне придется деградировать. Фактически это равно интеллектуальной измене. Это самообман. Никто не хочет смерти и не ждет ее просто так, сложа рукава. Жизнь даже инстинктивно ищет шаги, чтобы уйти от смерти. Инстинкт самосохранения как-бы. Если ты хочешь сказать, что понял, мол, что смерть и аннигиляция - это неизбежно, и молча живешь дальше, как ни в чем не бывало.. то это даже абсурдно с точки зрения логики.. у тебя хотя бы должен закрасться вопрос - нахера это все нужно, если в конце, все равно, нет ничего? Я не говорил что я жажду смерти. Я просто констатирую тот факт, что судя по всему, после смерти нас ждет полная аннигиляция. И да, действительно, исходя из этого жизнь является абсурдной и бессмысленной.
Вопросом "нахера это все нужно?" я задаюсь регулярно, с момента самоосознания. Сначала моя позиция была неопределенной, метаясь между разными концепциями, но позже, получив больше информации о человеке и окружающем мире, а также изучив то что нам предлагает религия, я пришел к конкретной позиции - объективного смысла в человеческой жизни нет, так само как его нет в существовании самой вселенной. Мы просто вид развитых животных.
Почему я живу дальше, раз признаю что смысла нет? Потому что:
- действует инстинкт самосохранения, не позволяющий мне вышибить себе мозги;
- не хочется доставлять неудобства близким людям, фактом своей смерти;
- в этом мире можно приятно проводить время, и я вижу в себе потенциал обеспечить желаемый уровень комфортности бытия;
- я еще нахожусь на этапе познания этого мира, и моя позиция насчет него не является окончательной и бесповоротной;
- действует тот же психологический принцип, что и при просмотре фильмов - "хочу узнать чем все закончится";
То есть фактически, целью своей жизни я сделал гедонизм, и познание мира. Точнее не целью.. Это скорее выбор, как провести свой отрезок времени (около 60 лет) на этой планете, максимально приятно и интересно. Для меня жизнь подобна экскурсии, на происходящее я смотрю как бы со стороны, с определенной степенью безразличия. Ну это на самом деле здравая позиция как для первого этапа. Но инстинктивно, я думаю, все же должно оставаться чувство, что смысл должен где-то быть - это как игра на внимательность, осталось его найти. И обидно сдаваться рано и покидать "игру". Короче, ищи. -Цитата от Synelnikoff -Цитата от HARDMC -Цитата от Synelnikoff То о чем ты говоришь, в частности Любовь, Гуманизм и прочее, это прекрасно. Но почему ты считаешь, что это можно постичь лишь путем христианства? Не хочешь ли ты сказать, что оно является неким моральным монополистом в этом плане?
Прекрасные образцы моральности мы видим еще со времен античной культуры, и позже, в философских доктринах по всему свету. Многие другие религии учат этому. Конфуцианство, в частности, есть образцом гражданской морали человека. И так далее. Если взять все известные религии, то я не знаю, например, ни одной религии, может ты поправишь, какая бы предьявляла настолько высокие требование к человеку, как это делает христианство.
Нужно понимать, что любая религия - это по сути комплекс ограничений и наставлений, которые помогают человеку расти над собой. Рост начинается только тогда, когда человек делает усилие воли, если его воля и дух расслаблен - происходит деградация. Ограничения или наставления религии и помогают развивать волю и силу духа.
Первые религии, например - иудаизм - это религии ограничений, они основана на страхе. Иудаизм дал Закон. Закон - это всегда страх наказания.
То же самое и с исламом, хотя он и самая молодая религия. "Аллах - это его запреты" - говорят в исламе. Арабы были на такой же стадии развития, когда к ним пришел ислам, как евреи при получении иудаизма. К высшим требованиям они были попросту неготовы.
Христианство по требованиям к человеку - это следующий этап после религии запрета, самый высший на сегодня. Христианство говорит: вы не делаете человеку ничего плохого, но не потому, что не хотите, а потому что боитесь наказания; но душа у вас при этом может быть нечиста, в душе вы можете желать зла. Поэтому христианство добирается уже к душе и говорит: не просто не нарушайте законы из-за страха, а соблюдайте их добровольно - из любви к ближнему. "Я пришел не нарушить закон, а исполнить".
Из-за этого, кстати, христианство часто называли анархизмом, чем оно, по сути, и является. И такая "анархия" основана на вере. Верующему не нужны законы, его вера - его закон.
Христианство выдвигает уже позитивное требование, а не просто запрет, - любите! Любите Бога и ближнего, любите даже врагов. Ибо грешники тоже любят тех, кто им делает что-то хорошее, так чем вы лучше их, если также будете хорошо относится только к тем, кто хорошо относится к вам?
В этом плане христианство - самая гуманная и прогрессивная религия из существующих. Она возносит человека (в его потенциале) к уровню Бога, она верит, что человек может подняться на самую вершину: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". 1. Какие требования, по твоему, стоит считать "высокими"?
Если слово "высокие" понимать как "жесткие" или "строгие", то здесь тот же ислам стоит выше христианства. И уж тем более выше стоят разные тоталитарные секты.
Если слово "высокие" понимать как "высокоморальные", то возникают проблемы с субъективностью восприятия слова "мораль", а так же категорий что в нем содержаться.
Например, ты безапелляционно заявляешь, что "смирение" и "любовь к врагу своему" являются благими качествами. Я же считаю эти качества деструктивными и разрушающими личность, такими, которые делают человека слабым и неконкурентоспособным. Качествами decadence, по Ницше. Высокие следует конечно понимать, грубо говоря, больше как "высокоморальные", чем как "жесткие". Субьективность морали преодолевается тем, что во главу угла ставится человек. Просто человек, не какой-то особенный, а вообще как творение Господа. И этим любая относительность морали становится невозможной, мораль закрепляется ценностью человека как единой и основополагаюшей.
Исходя из абсолютной ценности человека тот же Кант вывел категорический императив. и двузначности он тоже не предусматривает - относится к человеку как к цели, а не как к средству. Другой человек становится целью только в любви, не в банальной любви между мужчиной и женщиной, а в любви к нему как к личности, как к микрокосму со своим высшим достоинством и богатством. Но разглядеть все это в человеке можно лишь веря, что в нем есть частица Бога. Без веры в Бога нет веры в человека, последний превращается в такое же животное, как все остальные. Поэтому 2 заповеди Нового Завета и неотделимы друг от друга - люби Бога и ближнего. Не любишь Бога - не можешь увидеть у ближнего потенциал роста, не любишь ближнего - не веришь в могущество и всеобьятность Бога.
Христианство - это, по сути, экзистенциализм. Оно видит в каждой рядовой душе, даже в мытаре или блуднице, безграничную гамму чувств, внутреннюю трагедию, которая по своему масштабу сродни всечеловеческим трагедиям, в жизни одного отражается жизнь вселенной. Один человек и все человечество сравниваются христианством по значению. А это значит, что Богу дорог каждый, даже самый последний наркоман или преступник, и ради их спасения Бог и принял подобие человека и умер на кресте. В этом "высокость" христианства по сравнению с другими.
Если ты говоришь, что любовь к врагу - это признак слабости, то у тебя примитивное понятие силы. Ницше силу понимал в ее грубом смысле, как физическую силу, стремление к власти и бессмертию. Это слишком близоруко. Добро всегда неэффективно в краткосрочной перспективе, зато эффективно в долгосрочной, а зло - наоборот. Но человек не может просчитать этот принцип, поэтому хитрые и злые люди думают, что они поступают рационально, обманывая кого-то, и получая быструю выгоду.
Но дело даже не в этом. Любовь - это сила, потому что она побеждает зло, как свет побеждает тьму. Такой механизм. Любовь к злому человеку делает из него доброго, ему даже не удобно продолжать зло, чувствуя, что к нему относятся с любовью. В этой схватке любви и зла любовь всегда эффективней, она "гасит" зло. Только лаской, как говорил профессор Преображенский.
И смирение тут не при чем, оно вообще в другом смысле употребляется - как смирение своих страстей, смирение себя. Перед другими не нужно усмирятся, их нужно любить, это не пассивная, а активная позиция. Никакого декаданса здесь нет. Но любить, опять таки, можно только при вере в Бога. В другом случае заставить себя любить всех этих пьющих пиво на лавочке не реально. И любя, помогать им, если нужно, с приминеним силы, но без злого умысла, без ненависти. Родители детей бьют из любви.
Ницше понимал Бога как старозаветного Бога - карающего, но он не понимал, какой у Бога источник силы. Бог побеждает смерть только в распятии, в самопожертве как проявлении любви. И именно любовь - источник силы победить смерть и бессмертия. По другому "богом" никак стать нельзя. Как писал Евтушенко "Дай Бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым."
На другие пункты отвечу позже. АПДЕЙТ:
"Один человек и все человечество сравниваются христианством по значению." - В этом смысле, кстати, следует понимать и слова Достоевского, что "Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка", и Святого Петра - "Ни одно доброе дело не стоит слезы ребенка." Это та максима, из который должен исходить христианин. В этом христианство выше остальных. Но любовь не может быть не добровольной, поэтому у человека есть выбор. |