Лоуренс Аравийский.
Второй Великий фильм, после «Гражданина Кейна», что я посмотрел. Сложно что-то написать, когда восторг вызывает буквально ВСЁ!
В первую очередь в глаза бросается Величие и Эпичность картины(при отсутствии дешёвого лоска и пафоса, к слову), что проявляется буквально во всём: в персонаже Лоуренса, в сюжете, в суровом реализме происходящего, в размахе и конечно же массовке. До вчерашнего дня, лучшей массовки, чем у Джона Форда в его «Кавалерийской трилогии» я не видел.
Дэвида Лина можно похвалить за «эффект присутствия» – во время просмотра создаётся впечатление, что ты один из персонажей сего повествования. Шикарная визуализация и сочная картинка – чего только стоят кадры пустыни в фильме. С одной стороны, она безжалостна и смертоносна ко всем, не оставляет ни единого шанса оступившемуся страннику, но в тоже Лин сумел романтизировать пустыню, на первый взгляд, абсолютно не пригодное для этого место. Фильм очень богат на шикарные пейзажи и молчаливые сцены, когда по одному выражению лиц чувствуется напряжение происходящего, при этом фильм ни разу не скучный, не смотря на продолжительность в 3,5 часа(для меня, по крайней мере), полон событий с динамично развивающимся сюжетом, смотрится легко и с интересом.
Отлично показано насколько может быть болезненно падение человека в смысле ушедшей веры в себя и в ту идею, ради которой боролся. Когда тебя называют Богом, рано или поздно ты сам начинаешь в это верить, что досконально олицетворяют несколько сцен, как. Например, ранение Лоуренса во время взятия поезда. Сцена казни араба во избежание кровопролития между племенами надолго врежется в память – такому сюжету позавидовал бы Сартр – эталон экзистенциализма.
Седьмая Печать.
Таки я начинаю скатываться потихоньку в эту трясину, которую именуют АРТХАУСОМ.
Несмотря на казалось бы вполне очевидный смысл, фильм очень трудный для понимания. Бергман показал человека разочаровавшегося в жизни и в своих идеалах, который потерял смысл существования и под конец жизни таки хочет найти этот самый смысл, и сделать хоть «один осмысленный поступок», как говорит нам главный герой рыцарь Антониус Блок. Катализатором для подобных мыслей стало то, что он десять лет проливал кровь во имя г-спода нашего б-га безо всякого результата и крайне неудачно. По приезде домой вместо радости и радужного приёма он стал свидетелем свирепой бубонной чумы опустошающей его родную землю – это и есть плата б-га за его службу?
После прихода Смерти, Блок как утопающий цепляется за соломинку в надежде не на спасения, а, как уже было выше указано, найти ответы на свои вопросы. Тут и начинается главная фабула и противоречие фильма. Дальше без спойлеров писать просто невозможно, поэтому ограничусь короткой ремаркой – да, он таки нашел смысл жизни и сделал осмысленный поступок.
Здесь показан ещё один парадокс – даже полностью утратив смысл жизни и цель существования на земле Человек всё-равно максимально пытается максимально продолжить жизнь.
Фильм вышел очень атмосферным с отменной операторской работой – отлично передано то смятение и отчаяние на душе главного героя. Юморок местами вполне неплохой.