Тема: Oldschool [90-е]
Показать сообщение отдельно
СкЭт[FCZP]
активный пользователь
Аватар для СкЭт[FCZP]
Сообщения: 10,605
Регистрация: 12.04.2007
Старый пост, нажмите что бы добавить к себе блог 17 апреля 2012, 13:47
ВКонтакте
  #1 (ПС)
Thumbs up  Oldschool [90-е]

Телевизионные передачи 90-ых

Вспоминаем любимые передачи детства!
Смачные передачи

Смачные передачи
90-е годы стали периодом расцвета для передач кулинарного характера. Одна из наиболее интересных и самобытных – это программа «Смак» с Андреем Макаревичем.
«Смак» с Макаревичем – помню, как КВНщики шутили, что скоро появятся новые передачи: «Съел» с Ельциным и ещё какие-то подобные. И хочу сказать, что в те времена (в отличие от нынешних) наши мамы (в частности, моя) гораздо чаще что-то готовили сами: пекли печенье, пироги и тому подобное.

Программа «Смак» - это одна из самых ранних программ подобного рода. Выходит она с 20-го ноября 1993-го года. Сначала она была авторской, вёл её исключительно сам Макаревич, поочередно приглашая различных известных гостей. Позднее, однако программу стал вести и Иван Ургант, и в целом, она немного меняла своё «лицо».


В двухтысячных годах был у программы перерыв, смена названия, потом возрождение и смена формата и ведущего. Программа стала более юмористической. Ну а в 90-х акцент делался всё же на рецептах, которые предлагали разные знаменитости. Причём рецепты эти много раз повторялись в различных вариациях. Тем не менее, каждый из них можно считать самобытным и уникальным.


Отмечу, что нашу семью в голодные 90-е забавлял один факт, характерный для очень многих подобных передач. Это то, насколько экзотичными были многие ингредиенты, используемые в блюдах, которые предлагалось готовить в этих передачах. «Возьмите парочку киви, три банана, смешайте с соком авокадо…» Всё это нам (в провинции, по крайней мере) тогда позволяло только слюнки пускать, а не готовить вместе с создателями программы.

Касательно популярности «Смака» в 90-е отмечу один факт. Тогда появились в нашей жизни странствующие торговцы всяческой ерундой типа ножей или каких-то штук для оздоровления. Так вот, торговцы ножами (сам не раз попадал на них) всегда говорили: «Программу «Смак» с Макаревичем смотрите? Вот там используются именно эти ножи». Думаю, такие отсылки - какой-никакой показатель.

Заставка программы свою концепцию не изменила с самого начала, хотя детали немного менялись. Суть её в том, что ведущий, появляясь на экране, при помощи кисти, валика и баллончика пишет зрителю название программы. Ну как-то необычно, хотя и незатейливо получилось. По крайней мере, узнаваемо.

Сам Макаревич в первом выпуске программы предложил такую расшифровку названия: советы Макаревича. Если же быть буквоедом, то, согласно одному словарю, слово «смак» имеет значение «вкус» или «смысл, сущность, толк». В общем, со всех сторон, по-моему, название удачное получилось.

Хочу также вспомнить ещё одну «смачную» программу, которую доводилось смотреть с интересом. Это была программа «Вкусно с Борисом Бурдой».


Фамилия известного знатока клуба «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринга» весьма забавляла: мол, бурду готовит всякую и ещё нас поучает. Тем не менее, смотрелось очень и очень интересно. Это же была ещё и познавательная программа! Он столько всего интересного рассказывал по ходу приготовления: из истории, географии страны, в кухне которой взят рецепт… И вообще, отличался он какой-то особенной доброжелательностью по отношению к телезрителям, что очень подкупало.


К тому же, Борис Бурда включал в программу различные байки и анекдоты. Смотрелось это весьма забавно. Он не забывал и рассказать многое: не просто из чего приготовить то или иное блюдо, но и как это сделать правильно. Его концепция очень подкупала. Борис Бурда сам как-то сказал: «Кулинария без интеллекта – источник беспорядка, скандалов, дурного характера и желудочных заболеваний». Но даже если с этим вы не согласны, всё же редко кто мог остаться равнодушным к этой программе, которую вёл столь доброжелательный мужчина с каким-то особым обаянием и невероятным интеллектом.

Опять же – вся эта бурда… ой, простите, еда, была очень экзотичной для нас. Однако ценность программы была не в этом. Мы любили смотреть её за другое.

«Смак» и «Вкусно с Борисом Бурдой» мы смотрели, чтобы увидеть знаменитостей, которых иначе бы и не увидели в иной обстановке! И плевать, что многие из тех блюд нам было никак не приготовить. Главное – за ведущих порадоваться, их очередными талантами восхититься.

Такие вот «вкусные» программы были в девяностые годы, что просто оближешь пальчики!

Программы о любви и о семье
Программы о любви и о семье

Говорят, что запретный плод сладок, а я бы добавил, что на детях и людях незрелых эта поговорка исполняется чаще всего. Во времена нашего беззаботного детства в 90-е годы мы часто смотрели то, что каким-то образом приоткрывало завесу над весьма загадочным понятием «любовь взрослых». Это сейчас нет проблем с тем, чтобы найти любую информацию, фотографий и текстов в Интернете море…

А тогда, в 90-е, было по-другому. Из фильмов и некоторых телепередач мы могли узнавать о чём-то таком, что обычно взрослые рассказывали нехотя или о чём не говорили вообще. И среди них были достаточно «безобидные» (то есть приличные) по современным меркам. Здесь хочу вспомнить о двух телепередачах, в одной из которых можно было посмотреть, как взрослые «дяди и тёти» пытаются вызвать симпатии к себе, как они разговаривают с представителями противоположного пола, как отвечают на вопросы. Это была уникальная для 90-х годов возможность узнать больше о понятии «любовь».

Программа, о которой идёт речь, называлась «Любовь с первого взгляда».


Она выходила с 91-го по 98-й годы (недавно её даже пытались «воскресить»). Стоит заметить, что, хотя производством программы занималась компания «Игра», это не был чисто русский проект. Эту игру у английской фирмы «Экшн тайм» купили (подобное впоследствии ещё не раз практиковалось). Однако ведущие программы — Борис Крюк и Алла Волкова — дали программе особую изюминку.


Суть игры сводилась к тому, что трое мужчин и три женщины старались во время программы найти свою «вторую половинку». Нужно было определиться с выбором до конца программы и надеяться, что чувства будут взаимными, так как в заключительной части нужно было сделать выбор в пользу кого-то с противоположной стороны.


Если совпадали все три пары — прекрасно. Тогда в супер-игру попадала пара, которая зрители признавали «идеальной». Если одна — она и выходила в эту самую супер-игру, откуда можно было отправиться, при удачном раскладе, прямиком в романтическое путешествие.


То есть игра была разделена на два дня. В первый нужно было лучше узнать друг друга, определиться с симпатиями, а во второй — показать, насколько удалось друг друга «изучить». Супер-игра выглядела примерно так: Борис Крюк спрашивает у него: «Если Вы будете есть ужин, который она приготовила, и он Вам не понравится, что сделаете? Всё равно съедите, скажете, что всё супер; скажете, что нет аппетита; скажете, что это гадость». Один из этой пары пишет ответ на специальном дисплее, другой отвечает, после паузы, вслух. Если ответ совпадает — добавляется «сердечко» в актив.


Дальше нужно было сыграть в компьютерную игру, пострелять при помощи джойстика, в несколько секторов. Количество выстрелов определялось исходя из числа правильных ответов, которые были заработаны перед этим. Заработать можно было призы в виде техники, романтическое путешествие или попасть в «разбитое сердце», в результате чего терялись абсолютно все заработанные призы. Правила немного менялись, нет смысла сейчас вспоминать все тонкости и исправления. Главное — атмосфера, которая была. Помню, что жутко переживал и нервничал, когда пара, например, не могла за отведённое время сделать все выстрелы. Так и хотелось им показать, как надо обращаться с джойстиком! Ну, и стеснялся немного от того, как эти взрослые общались между собой и когда ведущие как-то подстрекали участников немного откровенничать или выражать свои чувства вслух.


Запомнилось также характерное «Ааааааааааа!..» со стороны зрителей, когда какие-то «пикантные» вопросы были или ситуации.


Ну а другая программа - «Моя семья» - была интересна немного с иной стороны. Она помогала понять, какие ситуации бывают в семьях. Выходила «Моя семья» на ОРТ в 1996-м году и в 1997-м. Позже — переехала на РТР.


Различные семейные проблемы обсуждались тут с невероятной для того времени откровенностью. Ведущий Валерий Комиссаров запомнился мне тем, что имел конкретную чёткую позицию по всем вопросам и мог её выразить настолько уверенно, что, кажется, все или почти все занимали его сторону.


В программе часто давали свои комментарии психологи и разные известные личности. Одно время в «Моей семье» была ещё рубрика розыгрышей знаменитых людей. А в числе самых интересных и запоминающихся рубрик была «Маска откровения». В этом разделе передачи один человек, в маске, сознавался в каком-то страшном преступлении. Вероятно, это приносило ему какое-то облегчение. Голос при показе передачи немного изменяли, чтобы человека никак нельзя было узнать. Конечно, рассказывались действительно страшные вещи. Одна из них мне даже запомнилась: как одна женщина разыграла на 1-е апреля кого-то из знакомых, сказав по телефону, что муж ей изменяет, а та, не долго думая, отравила себя и своего ребёнка…

В общем, передачи о любви и о семье — ещё одно из приятных воспоминаний 90-х. Воспоминаний, которые тесно связаны с нашим любимым детством…

Проекты Влада Листьева: «Поле чудес», «Тема», «Час пик»
Проекты Влада Листьева: «Поле чудес», «Тема», «Час пик»
Сегодняшней молодёжи в это уже сложно поверить, но когда-то на главном канале России, ОРТ (всего несколько месяцев, но всё же), не было рекламы. Слухи о том, как это будет и сколько продлится, муссировались довольно долго. Но они оказались чистейшей правдой. Тогда ещё многие недоумевали: «Как же теперь «Поле чудес» будет без знаменитых кривляний Якубовича на фразе между турами «Рекламная пауза!»?» Но что ещё более удивительно, это самое «Поле чудес» поначалу вёл не Якубович.

Перечисленное выше можно смело записать в заслуги Влада Листьева – известного телеведущего конца 80-х – начала 90-х.


Да, именно он дал жизнь проекту «Поле чудес» и именно он подписал указ о моратории на показ рекламы с 1 апреля 1995 года. Однако до нововведения он не дожил ровно месяц – вечером 1 марта, после съёмок программы «Час пик», он был застрелен в подъезде своего дома. Деньги и ценности нетронуты: вероятно, всё было связано с общественной или политической деятельностью. Вполне возможно, идея запрета на рекламу кому-то пришлась совсем не по душе.


Уже в 1991 году Листьев стал генеральным продюсером телекомпании «ВИD». B 1993-м году он уже стал её президентом. Ещё через два года, в январе 95-го, Листьев перешёл в телекомпанию ОРТ, став её генеральным директором. Березовский, по веским причинам, выбрал именно его. Тогда были серьёзные преобразования в политике компании, в числе которых было, как уже упоминалось, решение об отмене рекламы. И, возможно, Листьев, стал жертвой этих преобразований, а возможно перешёл кому-то дорогу из-за своей принципиальности.

«Поле чудес» – это одна из самых первых программ компании «ВИD», своего рода российский аналог программы «Колесо Фортуны» (американского «производства») и, несмотря на это, его можно считать проектом Владислава Листьева.


Во времена нашего детства это действительно смотрелось как нечто интересное, загадочное. Я бы даже сказал, грандиозное. Название было взято из сказки Алексея Толстого про Буратино. Конечно, иногда злые языки воспринимали его как намёк: мол, дальше-то нужно добавлять: в стране дураков. Однако был ли в этом намёк на снижение интеллектуального уровня жителей страны, точно не известно.


Конечно, это был не тот проект, который подходил однозначно Владу. Несомненно, он был слишком большим интеллектуалом для этого шоу. Тем более что в полном смысле народным шоу «Поле чудес» сделал именно Якубович, принявший бразды правления 1 ноября 1991 года. Сначала это была программа, где нужно было отгадывать слова, где был элемент риска в момент, когда вращался барабан, когда выпадал сектор «Приз» и когда нужно было торговаться с ведущим и выбирать приз или деньги. Также нужно было решить, выбирать ли Суперигру, рискуя лишиться всех заработанных честным трудом «стереомагнитофонов», телевизоров и т.п. А Якубович уже стал «раскручивать» зажатых немного граждан, чтобы они рассказывали о себе, что-то дарили программе, чтобы иногда вспоминали задание. Это стало не просто интересно, но и смешно. И в какой-то момент риска стало намного меньше: добрые спонсоры постепенно сделали условия игры более мягкими.

Зато «Тему» и «Час пик» я бы назвал именно характерными для Листьева программами.

Там затрагивались исключительно злободневные темы, брались интереснейшие интервью.
Лично мне даже в детстве очень интересно было смотреть, как раскрываются важные вопросы. Это тем более удивительно, как он ухитрялся заинтересовать аудиторию самых разных социальных и возрастных категорий.

Когда я готовил эту статью, прочитал в Интернете, что и программу «Угадай мелодию» тоже придумал Листьев. Это был, по всей видимости, проект, который изначально не был рассчитан на то, что он будет ведущим. Уж очень программа была развлекательной. И тем не менее, по тем временам, она являлась яркой и увлекательной.

Если говорить в общем обо всех проектах Влада (именно такую форму имени он предпочитал, никогда не чувствуя себя «звездой» телевидения, никогда не стремясь возвышаться над другими), у них не отнять определённой степени познавательности и такой редкой и тёплой душевности, способной объединить самых разных людей…

Детские и молодёжные передачи от Сергея Супонева: «Зов джунглей», «До 16 и старше», «Марафон 15»
Детские и молодёжные передачи от Сергея Супонева: «Зов джунглей», «До 16 и старше», «Марафон 15».

Считаю, что молодёжные передачи, которые демонстрируются на телевидении – это своего рода показатель, причём сразу нескольких вещей. Во-первых, наверное, того, что интересно молодёжи, ведь телевизионщики делают только то, что людям нравится. Во-вторых, по ним можно судить, каким будет следующее «взрослое» поколение. И хочу сказать, что многие детские и молодёжные передачи 90-х как раз внушали изрядную долю оптимизма. Особенно – те, что вёл Сергей Супонев.


Начнем с детских программ. «Зов джунглей», где сначала звучали в заставке слова песенки «Утром в субботу спать неохота…», а когда поменялось время эфира, «Вечером в среду, после обеда…»


Понятно, что программа была еженедельной и имела соревновательную основу. Было в программе что-то похожее по духу на «Весёлые старты». Что отличало её от того же «Звёздного часа» – это было соревнование не умов, а ловкости. Участники делились на команды. И то, что там происходило, говорит красноречиво, что наше поколение не только стремилось к знаниям, оно ещё много и активно двигалось. Ловкость, командный дух поощрялись. И это был своего рода ориентир для остальных.



Другой пример – передача «До 16 и старше…»
Надо сказать, появилась программа ещё в 80-х и была посвящена проблемам советской молодёжи: беспризорных детей, проблеме «отцов и детей», наркомании, дедовщины и так далее. Многие материалы имели обличающий характер. Однако в 90-е программа имела не меньшую популярность и актуальность. В самом деле, это был своего рода журнал, который был составлен из нескольких сюжетов. Однако впоследствии сюжетов становилось больше и больше. Да и сами они делались всё более профессионально. Промежутки между сюжетами тоже со временем стали заполняться на современный манер.


Позднее программа стала состоять из четырёх частей, героями которых были популярные в то время режиссёры, актёры, музыканты, писатели… Они дискутировали с молодежной аудиторией и ведущими программы, затрагивая самые актуальные, самые «жизненные» вопросы: смысл жизни, человеческий долг, любовь и смерть, совесть — всё это было предметом обсуждения.

Весьма любопытно вспомнить и «Марафон 15», хотя начала выходить программа уже в 1988-м году и была задумана как подростковый аналог программы «Взгляд» Любимова.


Эта передача обычно состояла из 15 коротких сюжетов. До 1991-го года ведущимм были Сергей Супонев и Георгий Галустьян, а после к ним присоединилась Леся Башева, которая вела рубрику под названием «Между нами девочками» (к 1992-му году это была уже самостоятельная программа).


Тогда программа выходила по субботам и по будним дням, а в 1997-98 годах её стали транслировать только в понедельник, в 15:45. Последний выпуск состоялся 28 сентября 1998 года.


Это была действительно актуальная программа. Детей не «грузили» тем, что они и так знают или что можно почитать в книжках. Темы были действительно актуальные и злободневные. Заскучать было невозможно. Музыка, игры, половые отношения… Всё это многие познавали не из каких-то журнальчиков сомнительного содержания, а от «Жоры» и «Сергея», которые умели сделать так, что подростки принимали их за «своих», многому у них учились.

Это были действительно популярные ведущие, действительно уникальная программа. Так как ещё не было Интернета, об этом можно судить хотя бы из количества писем, приходивших на программу. Их объёмы измерялись мешками! Да, было же время — мы не ленились писать письма в конвертах на любимые программы!

Сергея Супонева (как и Жоры) уже нет. Уверен, что облик нынешнего телевидения, его молодежной части, мог бы быть совсем другим, если бы Сергей продолжал работать и развивать свои проекты. Скажем, молодежные проекты могли бы быть не только развлекательными, но и хоть немного развивающими, познавательными. Конечно, для этого было бы нужно находить компромисс между соображениями полезности, интересности и коммерческим интересом. Но почему-то кажется, что Супонев смог бы это сделать.

… Сергей Супонев трагически погиб в декабре 2001 года. И есть какое-то чувство, что вместе с его смертью канула в Лету целая эпоха особенных молодёжных программ. Можно даже сказать, что это направление тоже трагически погибло.

Любимые юмористические передачи: «Городок», «Джентльмен-шоу», «Каламбур».
Любимые юмористические передачи: «Городок», «Джентльмен-шоу», «Каламбур».

В 90-е годы прошлого столетия широкое распространение получили юмористические передачи, которые дали новое направление стилю юмора. Юмор сильно изменился, как я уже писал в другой статье, но нельзя однозначно сказать, в лучшую или худшую сторону. Кстати, многие из появившихся тогда передач существовали долго, некоторые мы помним очень хорошо, некоторые – чуть хуже. И всё-таки интересно вспомнить – согласитесь, какие-то те программы… особенные.

Городок.


Эта программа особенно впечатляет своей актуальностью и злободневностью, и не секрет, что Илья Олейников и Юрий Стоянов – настоящие профессионалы своего дела. Это видно хотя бы потому, что даже, если шутка так себе, их игра всё «перекрывает». Порой авторы «опускались» до юмора «ниже пояса», до пошлости. Но, как правило, шутки были высокого качества (если, конечно, такое выражение корректно).


Первый выпуск программы был показан общественности в 1993-м году, 17 апреля. Тогда это был вообще прорыв в развлекательной индустрии. Кстати, позже программа завоевала несколько серьёзных наград. Она была в фаворе и у зрителей, и у критиков. Формат передачи предполагал несколько сюжетов в жанре скетч-шоу. Они были объединены одной темой. В передаче также имелись постоянные рубрики: «Жизнь замечательных людей», «Ужасы нашего городка», программа «Двести» и так далее.


В «Городке», несмотря на внешнюю «лёгкость» юмора, делается акцент на злободневности, проскальзывает и сатира. Иногда появляется и юмор, основанный на игре слов или на комизме определённых ситуаций. Уже с самого начала передача «Городок» обращала внимание на политику и намекала на определённых деятелей. И шутки о них весьма показательны.


Вот, например, шутка в начале одного из выпусков программы «Двести»: «Сразу по окончании нашей передачи сядьте, пожалуйста, подальше от телевизора и отодвиньте от себя утюги и другие тяжёлые предметы. Перед вами будет выступать министр финансов». Вообще, этот совет был актуален и для тех, кто смотрел новости. В 90-е, когда об отрицательных явлениях говорить уже было можно, многим из людей, которые постарше нас, было трудно привыкнуть к потоку негативной информации.


Затем в этой же программе был сюжет, в которой президент России «выходит в народ». В конце концов, после его разглагольствований (очень забавных, кстати) один человек из толпы просит милостыню. «Президент» отвечает: «Я конечно, товарищу подам. Но надо работать, понимаешь…» И снова очень показательный ответ: «Так я после работы». Да, «Городок» - это своего рода слепок истории.


В «Городке» есть также неповторимая лирическая нотка, подчёркнутая песней Анжелики Варум («Ах как хочется вернуться, ах как хочется ворваться…») и финальной шуткой, в которой есть значительная доля грусти.

«Джентльмен-шоу» для меня – это программа, ценность которой во многом складывается из неповторимого еврейского юмора и актёрской игры Олега Филимонова.


Помните постоянные рубрики этой программы? Запомнились истории про Семёна Марковича, про Элку и её корешей (явный намёк на «Элен и ребята» и на детей «новых русских» одновременно). И, конечно – десятка лучших анекдотов за неделю, где во всех (!) ролях играл неповторимый и несравненный Филимонов. Успех передачи оцениваю 50 на 50: тогда актуально – сейчас не очень, часть шуток хороши, часть – слишком банальны.
Журнал «Каламбур» запомнился мне, в основном, не «дурашливыми» пантомимами в рубрике «Деревня дураков», не шутками ведущего и не «слизанными» (с западных) рубриками типа «Под звуком пи».


Как по мне, из числа самых удачных в этой программе - рубрика «Крутое пике», где экипаж самолёта терпит крушение на протяжении 325 серий. Это была классика «чёрного юмора», до сих пор в восторге.


Вот пример. У пилота Дринкинса один из героев спрашивает, можно ли рассказать анекдот. После положительного ответа, происходит такой диалог:

- Летел самолёт. Поломалась турбина. Он упал и разбился. Смешно, Дринкинс?
- Нет, сэр.
- Зато про нас.

Затем Дринкинс спрашивает:
- Сэр, как Вы думаете, у нас есть шанс выжить?
- Шанс есть, выжить – нет.

И, конечно, все эти шутки сопровождались диким хохотом: и самих героев, и «зрителей за кадром».


Популярны были и шоу, где почти всё время занимали кривляния и пантомимы («Маски-шоу», например), и «приколы». Так, в программе «Без названия» актёры играли на улицах и в магазинах необычные ситуации. Естественно, всё это фиксирует скрытая камера. А после этого людям, которые были разыграны, сообщали об этом и говорили: «Улыбнитесь…».

Вообще, хочу сказать, Что юмористические программы ждал как праздник, относился к ним как к чему-то едва ли не святому. И, что важно, многим именно юмор помог пережить те тяжёлые времена.

Передачи, которые мы ждали: «Гладиаторы», «Ключи от форта Боярд», «Угадай мелодию», «Утренняя звезда»…
Передачи, которые мы ждали: «Гладиаторы», «Ключи от форта Боярд», «Угадай мелодию», «Утренняя звезда»…

Конечно, всевозможные попытки составить рейтинг популярности передач всегда несколько субъективны. Ну как можно определить, скажем, какие передачи больше любят? В каких единицах можно измерить степень привязанности к передаче, уровень приятных эмоций, от неё испытываемых?.. И всё же здесь я попробую сделать небольшой обзор, анализ существовавших в 90-е передач, которые значили много не для одного человека. Остановлюсь, опять же, на самых значимых для меня.

«Гладиаторы».


Вообще, до сих пор какое-то необычное чувство при воспоминании об этом проекте. Да, это был зарубежный проект, просто «раскрученный» у нас и одно время ставший «любимцем» тогдашней «школоты». До сих пор помню, как говорил другу: «Такого я никогда не видел!» В самом деле, продумано шоу было неплохо: соревновались, напомню, игроки, которым мешали гладиаторы из разных стран. Соревнования, в основном, были на ловкость и «соображалку»: грубой силы применять не требовалось. У гладиаторов были своеобразные прозвища – что-то похожее на современные компьютерные «ники». От России, помню, участвовали гладиаторы Динамит и Спартак. И если второй разве что высотой и прозвищем запомнился, то первый (Владимир Турчинский) был действительно одним из сильнейших.


В шоу имели место и несправедливость: иногда судьи выступали против «придумок» гладиаторов, порой имела место национальная рознь: «наших», как обычно, «засуживали». Но насколько же увлекательно было продумано действо и схема определения победителей!


Среди подобных проектов, причём в тот же период, выделялось французское шоу под названием «Ключи от форта Боярд».


Участникам (по 6 в каждой команде) на пути к своей цели (получение заветных ключей) нужно было за 40 минут преодолеть множество испытаний. Испытания эти были на силу, на ловкость и даже на смекалку (загадки старца Фура – весьма интересное препятствие). На каждое отдельное испытание-задание тоже давалось строго определённое время. Те, кто не успевал выполнить задание или не мог, становились пленниками. Кстати, то, что мы видели в 90-х, - это перевод чисто французского шоу. Потом, как, наверное, известно многим, стартовал и российский проект, который хронологически вышел за рамки интересующего нас периода.


Из интеллектуальных шоу несомненными лидерами были «Что? Где? Когда?» и «Брэйн ринг». Но о них мы говорили в другой статье. Вспоминаются также «Звёздный час» (для детей), «Умники и умницы» и «Шоколадная сказка» (возможно, эта игра была известна лишь украинской аудитории, однако у нас она была популярна и известна). Что хочется сказать здесь: шоу того времени действительно побуждали «сознательную» часть аудитории учиться и думать, что в значительной мере выделяет их среди современных аналогов (вроде всяческих шоу с блондинками).

Можно вспомнить ещё и псевдо-интеллектуальные шоу вроде «Поле чудес», которое со времён Якубовича (он стал ведущим проекта в 1991-м, после Листьева) стало больше похоже на развлекательное шоу, игру нервов и… случая. (К тому же, игра вышла далеко за рамки 90-х, хотя, по правде сказать, уже не вызывает приятных чувств.) К этой же категории я бы отнёс и игру «Пойми меня», где участвовали две команды по пять человек. Одна команда была победителем предыдущей игры, а другая - «новичком». В течение трёх «динов» они соревновались в игре ассоциаций. Побеждала команда, набравшая в итоге больше очков.

Однако «развлекалку» «Угадай мелодию» (именно в первозданном виде, с Валдисом Пельшем в качестве ведущего) я любил очень сильно.


Искрометный юмор со стороны ведущего, одетого как «цирковая лошадь с бубенчиками» (и ведь это был «правильный» имидж в данном случае!), развесёлая атмосфера, увлекательная борьба между знатоками музыки – это было чем-то уникальным по тем временам. Здесь уж не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы представить себя на месте участников и даже помечтать о том, с каким успехом мы могли бы выступить на передаче.

И ещё немного о музыке. Хотя я и не относил себя к отъявленным меломанам, но о программах «МузОБОЗ» и особенно – «Утренняя звезда» - представление имею.


Последняя из названных программ (с Юрием Николаевым) была своего рода прообразом современных «Фабрик звёзд» и прочих. Это светлое время вспоминаю с особой ностальгией потому, что тогда дети старались проявить себя именно с вокальной стороны. Тогда не имела такого большого значения внешность, имидж и прочая мишура.


Конечно, передачи 90-х можно вспоминать ещё долго. Однако этого небольшого экскурса достаточно, чтобы понять: где-то там мы потеряли нечто очень интересное и загадочное.

Детские передачи 90-х: TV-привет из прошлого века!

Если бы сейчас на земле исчезли все компьютеры, то большинство активных пользователей погрузились бы в глубокую депрессию. И это неудивительно, ведь сегодня очень многие предпочитают работать и отдыхать перед монитором. Однако были же времена, когда компьютер (а, тем более, ноут-бук!) считался непозволительной роскошью. В конце 90-х мы легко обходились без Интернета, но не представляли своей жизни без телевизора! Он был для нас незаменимой вещью: и своеобразным «информационным окном в мир» для взрослых, и эффективным «успокоительным средством» для детей! Да-да, родители некоторых маленьких озорников могли вздохнуть свободно, пока их чада наслаждались детскими телеэфирами! Какие же программы заставляли юных зрителей 90-х проводить часы у голубого экрана?

«Где друзья и подруги? В «Дисней-клубе»!…»


Воскресными днями (а позже – и вечерами) даже самые увлекательные игры с друзьями откладывались «на потом» из-за того, что на Первом канале (тогда – ОРТ) начинался «Дисней-клуб». Наверное, в конце 90-х каждому малышу были известны такие имена, как Скрудж МакДак, Зигзаг, Чип, Дейл, Гаечка… А как было весело во дворах играть в диснеевских героев! Позже яркие персонажи Диснея стали сопровождать нас повсюду: в школьный рюкзак с изображением Микки аккуратно укладывались пеналы и тетради с «портретами» Гуффи, Бакса Банни, Вуди Вудпеккера и других «мультгероев нашего времени»; в детских комнатах красовались постеры с веселыми мышками, собачками и хомячками, за приключениями которых так хотелось наблюдать вновь и вновь! После воскресных просмотров мультсериала «Охотники за привидениями» прилавки магазинов заполнили липнущие к поверхностям гелеобзразные шарики, которые мы называли «лизунами». Вспомните, как такие «игрушки» летали в коридорах школ и детских садиков, оставляя следы на стенах! Имена некоторых диснеевских персонажей даже «ушли в народ»: прозвища типа «Миссис Клювдия», фразы а-ля «мишки Гамми снова с вами» пользовались огромной популярностью!!!

Будничная шоу-программа для детей 90-х.


Сегодня детей очень сложно выманить из Интернет-пространств. Юные геймеры увлечены игрой, маленькие знайки читают в Сети интересные статьи и книжки, любители общения с друзьями часами сидят в соцсетях. В 90-х же многое было по-другому. Играть можно было на приставке или Тетрисе; читать – бумажные, а не электронные книжки и газеты; общаться – «в реале» или в переписке (опять-таки – бумажными письмами, написанными от руки!). Как же проводили свой домашний досуг дети 90-х? Чем можно было заняться дома, например, после школы? Конечно же, посмотреть телевизор! К счастью, популярные тогда детские шоу отличались разнообразием. Для интеллектуалов очень интересным был просмотр передачи «Звездный час». Игры «Зов джунглей» и «Лего-го!» заставляли нас «болеть» за соревнующиеся команды.


Наверное, в памяти каждого ребенка 90-х остался образ талантливого ведущего детских программ – Сергея Супонева.
Его остроумные шутки, безграничная харизма и умение легко находить общий язык как с «хищниками», так и с «травоядными» привлекали к экранам не только малышей и подростков, но и их родителей.


Как известно, самая лучшая проверка качества – это проверка временем. Детские программы 90-х до сих пор набирают большое количество просмотров и скачиваний на специализированных сайтах в Интернете. А это доказывает, что они до сих пор живут в нашей памяти: что юные зрители повзрослели, но любимые телепередачи остались для них частью того золотого времени, которое называют детством…

Бои интеллектов: игра - ЖИЗНЬ!
Бои интеллектов: игра - ЖИЗНЬ!

Одним из самых любимых моих занятий в детстве был просмотр всевозможных интеллект-шоу. И кажется, именно в 90-е они были самыми интересными и яркими. Тогда буквально бум был. Выскакивали одно за другим – как грибы после дождя, каждое – неповторимое по-своему, по-своему интересное. Мне так кажется, что есть этому свои причины. Отчего же все липли к экрану, словно мухи на мёд? Вспомним?

Вообще, уровень образования в Советском Союзе и на постсоветском пространстве всё-таки довольно высокий. По крайней мере, весьма сложно найти в России и СНГ человека, абсолютно безграмотного. Уж читать и писать умеют почти все. Исключение – разве что те, чьё детство выпало на войну. И вот какой интересный эффект, мне кажется, случился в 90-х: поколение с большой любовью к знаниям и наукам, не имевшее достаточно способов удовлетворить свой интеллектуальный голод, в 90-е получило грандиозную подпитку своим устремлениям. Свобода слова, развитие информационных технологий поспособствовали успеху различных интеллект-шоу.

Одним из самых интересных была, несомненно, передача «Что? Где? Когда?» периода Владимира Ворошилова.


Понятно, что программа появилась намного раньше. Существует она и сегодня, но… другая. Именно в 90-х, преобразовавшись из телевикторины в интеллектуальное казино, она вышла на пик популярности, стала обладать каким-то особым магнетизмом. Знатоки оделись в смокинги и вечерние платья, а участие в передаче уже позволяло зарабатывать реальные деньги. Получался своего рода искусственный мирок, где твой интеллект и интеллект других как будто определял успех и статус в глазах других. Стоит ли удивляться тому, что знатоки буквально жили игрой? Как тут девиз не вспомнить: «Что наша жизнь? Игра!». Телезрители, зачастую, - тоже. Этот была борьба не только интеллектов, но и характеров, нервной системы.


Несколько эпизодов, подтверждающих этот тезис, прямо врезались в память. Вот пример. Владимир Яковлевич в своём стиле – жёстко – раскритиковал команду Валентины Голубевой, проигравшей очередную «партию» телезрителям. Тогда, напомню, была традиция присваивать титул «бессмертного» (и символом титула служил красный пиджак) лучшим игрокам сезона. А те, кто такого звания не был удостоен, в случае проигрыша, выбывал из клуба знатоков навсегда. Так вот, эта команда почти в полном составе была бессмертной, но, как ни странно, «смертной» была капитан команды. «Игра была скучна, ленива… Команда подставила своего капитана», - высказался Ворошилов. На следующей передаче некоторые «бессмертные» (в частности, г-н Владимирский) потребовали извинений и опровержения. Ворошилов отказался: мол, я сказал то, что думаю. Инициатор объявил о своём уходе из клуба. «Я солидарен с Владимирским», - сказал другой знаток. Так вот, вы себе можете представить сегодня нечто подобное?! Так серьёзно воспринимать игру, так серьёзно хлопнуть дверью напоследок?! Да, для них это действительно была ЖИЗНЬ.

Другой эпизод (вернее, черта) - игра Климовича. Так азартно орать в удачные моменты игры – это надо было видеть! Однажды команда проигрывала 0:5 и выиграла 6:5. Какое же это было шоу! В последнем, кажется, раунде, попался несложный вопрос. Климович на первых секундах орёт ответ и добавляет: «У меня была идея, теперь – работайте сами».

Пожалуй, этому шоу такую популярность придавало сочетание таинственного, торжественного и обыденного. Возможность играть на реальные деньги и за реальные призы – ТОГДА это была гарантия того, что человек будет выкладываться на все 100. Жёсткая атмосфера, крошечный зал, специфичный юморок… Кажется, эти составляющие и придавали программе особый шарм. Увы, эта атмосфера, со смертью Ворошилова в 2001 году, похоже, безвозвратно утеряна. Изменился стиль жизни, изменился и менталитет интеллектуалов.

Ещё одной программой, где соревновались интеллекты, был «Брэйн-ринг».


Ведущий (сам знаток, хотя и не самый сильный) Андрей Козлов старался придумывать разные «штучки» для поддержания интереса к игре. Например, чего стоят только таблички «Я проиграл всухую», которые должны были носить соответственно проштрафившиеся знатоки. Однако зачастую это была игра не интеллекта, а знаний. Выигрывали нередко те, кто мог хорошо «зазубрить» книжки, из которых Козлов брал вопросы.


Немалое значение для меня лично имели и детские программы подобного рода: «Звездный час» и т.п.


Конечно, там было всё по-детски, но всё равно интересно и обаятельно! Важно, что потом в школе по аналогии устраивали соревнования, что служило некоторым стимулом к приобретению знаний. Это был и своего рода спорт, причём экстремальный. И было бы прекрасно, если б молодёжь сегодня вот так же жила интеллектом, а не техническими новинками.

Позвоните Кузе!
Позвоните Кузе!
31 декабря 1997 года в эфире телеканала РТР появился первый в истории российского телевидения интерактивный проект - игра для детей “Позвоните Кузе!“. Ее суть в том, что зритель дозванивался в телестудию, после чего клавишей ‘звездочка’ переключал свой телефонный аппарат в тоновый режим и, управляя движениями Кузи с помощью кнопок телефонного аппарата, помогал Кузе в спасении его семьи: детей: Кузерита, Кузерута, Кузерата и супруги Кузелины из плена злой волшебницы Сциллы. На пути в страшное логово этой злой и коварной волшебницы, Кузе приходилось преодолевать огромное количество препятствий, на каждом этапе игры были свои сложности. Но несмотря на сложность, ощущение того, что главные события в студии зависят только от тебя, ни с чем невозможно было сравнить!
Кузя по происхождению иностранец (его придумали в датской компании Interactive Television Entertainment и настоящее его имя Hugo (Хуго)). Однако его слава распространилась на два с лишним десятка стран, и в каждой он общался с ребятами на их родном языке. Соответственно менялось и имя: в США датчанин Хуго звался Хьюго, в Испании – Уго, а в России он решил представиться Кузей. Но, не смотря иностранное происхождение игры, программу с участием этого забавного тролля в нашей стране очень полюбили, его фразы “Видали, что творится? Неплохо бы поторопиться!” или “Ну что, полетели потихонечку” были на слуху не только у детей, но и у взрослых.
Александр Леньков - озвучивал главного героя программы - Кузю.
Ведущие российской версии игры - Инна Гомес и Андрей Фёдоров.
Программа вышла из эфира в сентябре 1999 года.
Скриншоты:



Основные игры, в которые можно было поиграть:

  1. Волшебный лес
  2. Бревна
  3. Кузя-ныряльщик
  4. Скейтборд
  5. Железная дорога
  6. Горный серпантин
  7. Самолет




Сериалы 90-ых

Вспоминае любие сериалы!
Любимые детективные сериалы: “Коломбо”, “Комиссар Рекс”, “Детективное агентство Лунный Свет” и другие
Любимые детективные сериалы: “Коломбо”, “Комиссар Рекс”, “Детективное агентство Лунный Свет” и другие


Жизнь в 90-е была, прямо скажем, загадочная. Такое обилие новых явлений, новых веяний, одни из которых быстро проходили, а другие оставались на годы. И одно из более-менее стабильных веяний - это детективные сериалы. Они позволяли, как и все сериалы, немного отвлечься от трудностей своей жизни. Но именно детективные были интригующими, увлекательными, психологичными…
Давайте вспомним некоторые из них и проанализируем их успех, чтобы понять, что нас так влекло к “голубым экранам”, когда мы видели и слышали знакомую заставку.

Сериал “Любовь и тайны Сансет-Бич”, который крутить начали в 1997-м году на НТВ, представлял зрителю захватывающее жизнеописание людей, которые жили себе припеваючи неподалёку от моря в Южной Калифорнии, пока не начались проблемы.


История развивается вокруг семьи Ричардсов (богатенькой), семьи Торресов, пары Мег Каммингс с Беном Эвансом, которые переживали несчастную любовь. В первых сериях (эдак полгода после начала) детективное начало в сериале было выражено намного сильнее, в последствии же он стал превращаться в обычное “мыло”. Впрочем, несколько сюжетных линий сочетаются здесь достаточно гармонично. Однако мелодраматический характер всё-таки побеждает, на мой взгляд. Любовь и дружба - как они влияют на людей? Что они приносят - счастье или только проблемы? А одним из центральных моментов в детективной линии является похищение детей.

Сериал “Комиссар Рекс” стал одним из первых сериалов, где преступления помогает расследовать собака.


Овчарка Рекс содействует венской полиции, а точнее - отделу, занятому борьбой с особо тяжкими преступлениями. Невероятное чутьё, верность и храбрость - всё это помогает ей в борьбе с преступностью. Подкрасться к злодею, выследить, догнать - это было для него любимое дело. Рекс не лишён также и маленьких собачьих удовольствий. А как же забавно выглядело, когда он гонялся за мячиком, “случайно”, съедал обед хозяина, после чего делал невинное “лицо”! Невероятно обаятельный “киногерой”!

Сериал о лейтенанте Коломбо - один из самых популярных в своём жанре.


Занимаясь расследованием убийств, лейтенант проявляет чудеса дедукции при том, что вид его поначалу абсолютно дезориентирует преступника: мятый плащ, старомодный вид, дешёвые сигары, забывчивость… Всё это так сбивало с толку убийцу, что тот сам начинал выдавать себя. А перед разоблачением невероятно нервничал…

Сериал “Детективное агентство Лунный свет”.


Детективное агентство под названием “Лунный Свет” размещается на двадцатом этаже одного из небоскрёбов Лос-Анджелеса. Оно занимается расследованием разного рода происшествий. Мэдди Хэйз (Сибил Шепард) и Дэвид Эдисон (Брюс Уилис) оказываются весьма интересной и умной парочкой. Сериал только выигрывает от того, что в нем имеются нотки мелодрамы, неповторимый юморок и лирические нотки.

Сериал “Детектив Нэш Бриджес” переносит нас в Сан-Франциско.


Здесь уже одну из главных ролей играет ироничный лейтенант полиции Дон Джонсон, глава специального отдела, который раскрывает наиболее запутаные, сложные ситуации. Ещё более ироничен Джо Домингез, друг и напарник лейтенанта Бриджеса.

Сериал “Байки из склепа” снят по мотивом комиксов Уильяма Гейнса.


Вообще, в него попали примерно пятьдесят разных рассказиков. Они и короткие, и смешные, а особую оригинальность придаёт сериалу то, что повествование ведётся от жителя загробного мира, который выходит из склепа, а к своим историям делает довольно едкие комментарии.


Некоторые детективы подразумевают сохранение интриги до самого конца, а некоторые просто позволяют следить за процессом расследования и за действиями преступника. Так или иначе, сюжет в детективных сериалах 90-х нередко был запутан, но он очень динамично развивался. Там не было каких-то невероятных спецэффектов, но были неповторимый шарм, своеобразный юморок, за который мы их любим. И навсегда сохраним о них память в наших сердцах. =)

«Санта-Барбара»: «Дом-2» в стиле 90-х.
«Санта-Барбара»: «Дом-2» в стиле 90-х.

Помните, чем занимались наши мамы и бабушки в 90-х все вечера напролет? Когда вся семья накормлена, посуда вымыта - наступала пора сериалов. Они шли на всех, тогда существующих, каналах. «Богатые тоже плачут», «Рабыня Изаура», «Дикая роза», «Просто Мария» и другие. Были эти сериалы сначала весьма занудными, вполне оправдывая свое прозвище «мыльные оперы». Но впоследствии, кажется, «повеселели», «помолодели».

Возглавляет список знаменитая «Санта-Барбара».


Название этого сериала буквально стало нарицательным. Им называют что-то запутанное, непонятное и бесконечное. И не без оснований. Ведь «Санта-Барбара» шла по ТВ целых 9 лет. Она началась в январе 1992 года, а закончилась в апреле 2002 года. Интересно, есть люди, которые досмотрели его до конца или те, кто помнит суть сериала. Мне кажется, что создатели, начиная сериал, имели какую-то схему развития, но так увлеклись, что сюжеты стали высасывать из пальца, растянув это на десяток лет. Но девяностые - это тяжелые времена для наших родителей. Времена забастовок на предприятиях, где месяцами не платили зарплату, времена, когда не было никакой уверенности в будущем. Поэтому сериалы были спасателем от тоски и отчаяния. Они с удовольствием каждый вечер садились у выпуклых экранов телевизоров «Березка» или «Рубин» и наблюдали за яркой жизнью Си Си и Софии Кэпвел, Мейсена и Келли, Лайнела и Августы Локридж и многих других. Мамы переживали, плакали и смеялись вместе с героями, наполняя свою жизнь эмоциями. Вспомнив про «Санта-Барбару», в голове сразу пронеслось сравнение с «Дом-2», который уже семь лет приковывает к телевизорам десятки тысяч зрителей. В этом шоу уже все забыли для чего они там и какова цель сего действия. Дома построены, а они все еще приходят и уходят, женятся и рожают детей - непонятно, запутанно, длинно.


Не все мы разделяли желание родителей смотреть эти мыльные оперы. Молодежь смотрела «Беверли-Хиллз, 90210», «Элен и ребята», «Альф», «Дикий Ангел» и «Чародеи - Страна Великого Дракона». В «Беверли-Хиллз, 90210» кто-то видел себя простым тинейджером, как близнецы Брендон и Бренда Уолш. Другие ассоциировали себя с золотой молодежью, в круговорот событий которых и попали близнецы, стараясь при этом не запятнать свое имя.

«Элен и ребята» был более добрым сериалом французского производства.


В нем повествовалось о четырех молодых парах, среди которых была Элен и ее бойфренд Николя. А как мне нравилась песня из этого сериала! Не умея петь по-французски, я придумала на этот мотив пару куплетов.


“… Луна встречала нас,
И ветер песню напевал.
И блеск любимых глаз
Мне этой ночью обещал,
Что в сердце навсегда
Любовь мы сможем поселить.
Что время и года
Не смогут сердце разделить…”


Наивно, по-детски, но с большущей надеждой на доброе будущее.

«Дикий ангел» был особенно любим женской половиной молодежи.


Аргентинская история на манер Золушки. Милагрос и Иво - почти все девушки хотели быть на ее месте. Наталия Орейро получила огромную популярность после этого фильма. На каждой второй школьнице можно было увидеть челку как у нее, мы слушали и учили наизусть ее песни. Например - Cambio Dolor.


Эх, было время. Сейчас сериалов не меньше, чем тогда. Но ни один так не цепляет, мы изменились. Выросли. Но если бы сейчас начали по ТВ крутить что-нибудь из старого, ох, посмотрела бы, окунулась бы в воспоминания о старых и добрых временах. В первую очередь – о наших любимых 90-х.

Взросление с латиноамериканским «мылом»: от «Богатых…» к «Тропиканкам»
Взросление с латиноамериканским «мылом»: от «Богатых…» к «Тропиканкам»

«Мне сегодня приснилось, что Рамона родила. От Луиса Карвалана». Эта шуточка одного из известнейших российских юмористов лишний раз подтверждает ту невероятную популярность, которую имело в 90-х латиноамериканское «мыло». В действительности, мы жили от серии до серии, искренне переживали за героев… Сейчас даже смешно вспоминать, как обсуждали это на полном серьёзе в школе, как обменивались мнением: что будет дальше? Кто поступил правильно, а кто – подло и гадко.

Моё сознательное детство (рождён в 83-м) началось с середины сериала «Богатые тоже плачут». Сюжет помню смутно, но очень хорошо - главную героиню Марианну, которую сыграла Вероника Кастро, ставшая тогда любимицей на всём постсоветском пространстве (что интересно, на родине такой популярности у неё не было и близко!).


Так вот, о Марианне помню сейчас, что очень страдала бедняжка, боролась с жизненными трудностями и… ну конечно же, за большую и чистую любовь! Помню даже, что возлюбленного звали Луис Альберто (имя нарицательным скоро стало!), что она вроде как потеряла ребёнка (или отдала)… Сильно переживал. И вроде как тягостно было, когда повторялось одно и то же, когда сюжет почти не развивался из-за предсказуемых «недоразумений»… Но ведь тянуло к экрану! И ладно мама смотрела: красивая жизнь Запада – всё это было жутко интересно тем, кто прожил всё время при «железном занавесе» и такого не видел никогда. Но я?! Наверное, интересно было окунуться вот так в мир взрослой жизни и тоже как бы проживать с ними другую, «виртуальную».

Потом была «Просто Мария».


История девушки из провинции, приехавшей покорять «высший свет». Намного отчётливее помню сюжет: на неё было четыре претендента. Как же их… Хуан Карлос, Артуро д`Анхеле, Рафаэль и Виктор (только он был намного старше). Вроде как последний выгоднее смотрелся, а другие были такие себе, нормальные дядьки, но она их не любила и поочерёдно давала «от ворот поворот». Помню, в школе мне даже одноклассник загадку загадал:
Морда овечья,
Ж…а человечья,
Тридцать лет страдает –
Как его называют?
Ответ – Виктор Карено, конечно. Добился он своего вроде как. Но отчего-то смысл её выбора как-то смутно был понятен.

К «Дикой Розе» относились мы уже намного более критично.


Вся эта надуманность предсказуемость – ах, как иронизировали мы над ней! Но ведь смотрели. Преданно, стабильно. Впрочем, интересно было, как показана любовь «дикарки» с представителем более «высокого» круга (вот что вообще не вписывалось в детское мировоззрение: какой такой круг? Какие сословия?!). И любопытные были казусы с близнецами, Риккардо и Рохелио. А как же жутко было, когда Рохелио её не признал, когда она через забор перелезла, а она его за Риккардо приняла! И как же нервничал из-за того, что Роза потом даже выслушать его не хотела! Смешно сейчас, да. Но ведь сделали же как-то, что и взрослые люди всерьёз испытывали эти эмоции.


Из других латинских сериалов 90-х помню лучше всего «Тропиканку», «Секрет тропиканки» и «Новую жертву». Причём первый сериал смотрелся как-то так легко и интересно, даже сейчас бы посмотрел несколько серий. Думаю, «фишкой» было то, что почти все герои были положительными. Ну а «Новая жертва», как по мне, - это и вовсе уникальнейший сериал был – детективное мыло, шутка ли! Да, шоком было, что интрига почти до конца сохранялась, кто ж этого убивает одного за другим героев, связанных с каким-то событием. Некто Улисс, помнится, сначала вроде как погиб при взрыве, но потом оказался живым и как раз был убийцей.

Сериалы очень любили, ненавидели, обсуждали, ругали… Но никто не был равнодушен. А когда случился ненадолго захват «Останкино», Михаил Задорнов рассказывал, как одна женщина в ужасе воскликнула: «Это что ж мы – больше «Марию» не увидим?!» Вывод сатирика был остроумен, как всегда: «Я понял, почему наш народ отстоял Останкино».

Да, все мы, дети 90-х, смотревшие сериалы, в какой-то мере стали их «новыми жертвами».


Дворовые игры 90-ых

Вспоминаем во что играли во дворах!
«Горячая картошка»
Игра «Горячая картошка»
Эта игра очень нравится детям различного возраста. Чем больше игроков, тем веселее будет игра.

Итак, участники становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу, отбивая руками. Ловить мяч нельзя. Если не отбил или пропустил, садишься в круг и варишься в «котле». Остальные продолжают перебрасывать мяч.

Чтобы выйти из «котла» можно попытаться поймать мяч, сидя на полу присядках. Вставать в полный рост нельзя. Если хотя бы один из «котла» поймает мяч, все остальные тоже из него выходят.

Кроме того, варящихся в «котле» может выручить другой игрок. Чтобы это сделать, нужно отбивая мяч, попасть им по игроку в «котле». При этом вылетает только тот, по кому попали, и снова становится в круг и отбивает мяч.

Продолжать можно, пока не надоест. Дети помладше могут не отбивать мяч, а ловить его ручками.

«Земельки»
Игра «Земельки».
Эту игру еще называли «Землеотрезалка», «Земли», «Завоеватели», “Ножички” и т.п. Для нее нужно несколько человек (2-8) и небольшой перочинный ножичек.

Для игры нужно начертить круг на земле (не на асфальте), диаметром примерно в 2м. Круг делится на равные части в зависимости от количества участников. Все участники занимают свою землю.

Считалочкой выбирается тот, кто будет кидать ножик первым. Пока один игрок кидает, другие освобождают круг, дабы избежать травм. Игрок может кинуть ножик в сектор любого из соперников. Далее, если ножик встрял в землю, тот, кто кидал, должен, не выходя со своей земли, начертить прямую линию, отделяя тем самым завоеванный участок.

Чертить линию нужно строго в том направлении, в каком попал перочинный ножик, а точнее его лезвие. Если участник не может закончить линию, то есть не достает до ее конца, не покидая свой сектор, то ход пропускается. Также пропускается ход, если игрок заступает за свое поле, наступает на линию или если ножик не попадает в землю.

Если все сделал правильно, то забираешь себе кусочек чужой земли. И так по очереди.

Победившим оказывается тот, у кого на конец игры оказалось больше всего земли или же если он ее отвоевал целиком, но такое редко случается.
Если ты уже не можешь стоять на своей земле хотя бы на одной ноге, значит, ты проиграл и твоя земля переходит в чужие владения.

Игра развивает меткость, мелкую моторику, равновесие и внимательность.

Море волнуется раз…
Море волнуется раз…
Эта игра не только очень веселая, но и весьма полезная. Она помогает развивать у детей различные навыки, фантазию, умение креативно мыслить.

Для начала выбирают водящего, он отворачивается спиной и говорит считалочку:

“Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!”


В идеале могут быть разные фигуры, к примеру, звериная, птичья, рабочая, безумная, в общем, все, что взбредет в голову.

После слова «замри» все участники замирают, придумывая, в фигуре кого они застыли. Водящий подходит к игрокам и поочередно включает их (трогает за нос, ногу, руку, живот и т.п.). Далее игрок должен, включив всю свою фантазию и моторику, показать, кто он такой, а водящий должен угадать, кто же он такой.

Если игрок плохо справляется со своей задачей и ни водящий, ни другие игроки не могут угадать, что же это за фигура, то участник становится новым водящим. Также может не повезти тому, кто смеется или двигается во время чужого выступления.

Продолжать игру можно до бесконечности…

Кис-брысь-мяу
Кис-брысь-мяу - интересная игра для тех, кто постарше.
Играть в игру должны и девочки, и мальчики, желательно, чтобы их было одинаковое количество.
Участники садятся на лавочку, водящий выбирает одного игрока, и тот становится спиной ко всем за главным. Далее водящий, тыкая пальчиком в игроков, сидящих на лавочке, говорит «кис», а игрок отвечает «брысь» или «мяу». Ну, если «брысь», то ищет пару дальше, если «мяу», то называет цвет. Каждый цвет означал определенное действие, и начинается самое интересное.

Вот расшифровка цветов:

Красный – поцелуй в губы. Обычно этот цвет редко использовали, разве что, когда не было нежеланных свидетелей. Отказаться от поцелуя не разрешалось. Особенно прикольно, когда целоваться приходилось мальчикам друг с другом.

Розовый – поцелуй в щечку. Этот цвет использовали очень часто, а наивный поцелуйчик частенько доставался по адресу.

Синий – поцеловать ручку. Это уже вообще по-детски, его использовали только недотепы.

Желтый – три вопроса наедине. Интересный цвет и во многом обязывающий. Игрок задает три вопроса, на которые другой игрок должен ответить чистую правду. Как правило, вопросы задавались исключительно личного характера, поэтому оба игрока возвращались красными, как помидоры, но разглашать тайну отказывались.

Оранжевый – прогулка под ручку. Маршрут выбирался самый пакостный, чтобы видели взрослые или еще хуже родители. Поэтому часто после этого цвета шушукались бабушки на скамеечках.

Белый – пожалуй, самый загадочный из всех цветов – пять минут наедине. Девочка с мальчиком уходили ненадолго туда, где их никто не мог видеть, а что они там делали… Этого уже никто не узнает.

Фиолетовый – один из самых противных цветов. Означал сделать три мелких пакости, к примеру, наступить на ногу, дернуть за хвостик, забрать что-нибудь. В общем, ничего приятного.

Черный – ну, очень противный цвет. Он означал «подсрачник». С этим цветов было связано больше всего обид. Чаще его, конечно же, выбирали мальчишки.

Одна только мысль о том, что в такие игры могут играть наши дети, сразу вызывает негодование. Но мы, так или иначе, занимались такими глупостями, и ничего с нами не случилось.

Города
Поиграем в города!
Эта игра отлично подходит как для шумной компании, так и для семейного времяпровождения. Заключается она в том, что компания людей, подростков или детей садится в кружок, на скамеечку или в квадрат, в общем, как угодно, и все по очереди называют названия городов.


Правила заключаются в том, что каждый следующий участник должен говорить название города, которое начинается на последнюю букву того названия, которое сказал предыдущий игрок. К примеру:

ОреЛ – ЛьвоВ – ВоронеЖ – ЖитомиР – РигА – АстрахаНь – НовосибирсК…

Играть в города предпочитали больше взрослые, но даже у них после 6-ой подряд буквы «А» начинались проблемы. Приходилось выкручиваться, как умели, но в этом и был основной азарт.

Дети более младшего возраста могут с тем же успехом играть в «Слова» или в «Имена». Правила остаются прежними, но играть не менее весело.

Считалочки
Детские считалки для игр.
Считалки - это разновидность детского творчества. Обычно, это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного выбора (обычно 1-ого) участника из множества. Давайте вспомним, какие считалочки были популярны в 90-е?

“Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить -
Всё равно тебе водить! ”

“На златом крыльце сидели:
Мишки Гамми, Том и Джерри
Скрудж Мак-Дак и три утенка,
Выходи, ты будешь Понка.”

“Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!”

“Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Отказался он лечиться,
Привезли его домой -
Оказался он живой.”

“Эни-бэни
Рики-таки
Буль-буль-буль
Караки-шмаки
Эус-беус-краснабеус
Бац”

“Шышел-мышел,
Взял, да вышел.”


А какие считалки помните Вы?

Квадрат
Игра квадрат
Очередной субботний вечер, на улице теплая весна, душа просит развлечений. Можно, конечно же, по старинке собраться с друзьями в гараже или кабаке и выпить пива. Но если “пьянствовать” уже надоело, то можно развлечь себя и другими способами.

Чтобы потрусить жирок, как следует, и оттянуться от души, нужно немного. А точнее понадобится четыре (можно больше) мужчины, хотя бы мало-мальски умеющих попадать ногой по мячу, и естественно сам мячик, лучше футбольный, так как волейбольный или резиновый надувной, отобранный у сынишки, долго не прослужит.

Как играть в четыре угла?

Этот вопрос вряд ли возникнет у того, кто был здоровым ребенком и днями напролет пропадал во дворе со своими сверстниками. Но если у вас было тяжелое детство или память попросту отшибло, напоминаем правила игры.

Для начала нужно нарисовать квадрат. Желательно делать это до распития спиртных напитков, чтобы форма квадрата имела хотя бы углы. Квадрат делится на четыре части, каждому мега-футболисту достается по одному квадратику.

Игроки занимают свои боевые позиции. Играть в квадрат может любой, но чем виртуозней лупить по мячу, тем больше шансов отправить своих соперников в нокаут как можно раньше. Можно делать различные ставки, играть на интерес, на чужую жену, в общем, делать все, что заблагорассудится.

Итак, мяч не должен вылетать за пределы квадрата - это залог вашего успеха. Если он все-таки вылетит, то лучше, чтобы он не коснулся земли, тогда влетит штраф тому, кто его бил. Пока мячик прыгает в середине квадрата, знакомясь с ботинками, коленками или носами участников, подсчитываются заработанные балы.
Примерно так:
нога — 1 очко,
колено — 2 очка,
голова — 5 очков,
филейная часть любого размера — 10 очков,
ну и самое последнее и малоприятное, пробить в «очко», то бишь засадить в самое дорогое другому игроку — 25 очков.

До начала игры определяется количество очков, до которого продолжается игра. Когда один из игроков набирает достаточное количество штрафных балов, он выставляется, а игра заканчивается, либо начинается следующая.

Если компания у вас большая можно играть 2х4, то есть в каждом квадрате по 2 игрока, тогда игра будет еще прикольней, а выставлять будет уже не один, а двое, что соответственно обещает более веселое продолжение вечера.

Пионербол
Пионербол - облегченная версия волейбола.

Волейбол - замечательная игра, чудный вид спорта. Не каждому по плечу играть с такой резвостью и прытью, как это делают профессиональные волейболисты, но посмотреть на это сражение мячей и рук всегда интересно.

Где нам провинциальным подросткам было найти специальную асфальтированную площадку, перегороженную сеткой и хорошие мячи? Понятно, что нигде, поэтому у нас была своя собственная, но не менее увлекательная игра - пионербол.

В пионербол могли играть и мальчишки, и девчонки, поэтому игра была не только интересной, но и очень веселой, а главное полезной, ведь давала неограниченные возможности для знакомства с противоположным полом. Но сейчас не об этом.

Как играть в пионербол?

Как правило, для этой игры использовали асфальтированные площадки с трубами, на которых надоедливые бабушки выбивали ковры. Эта труба служила неплохой заменой сетки. Правда, иногда было трудновато подобрать подходящую трубу по росту, но с каждым годом это препятствие все меньше нас волновало.

Игроки делятся на две команды, становятся по разные стороны от трубы и перекидывают друг другу мяч. Главное отличие от волейбола заключалось в том, что мяч можно было держать в руках, причем как угодно долго, но не бегать с ним по полю. Волейбольное правило 3-х касаний заменялось возможностью один раз передать мяч другому игроку своей команды, чтобы он бросил его посильнее и забил гол. Если мяч попадал на поле соперников, то гол засчитывается, если за пределами поля - значит, гол забил себе.

Это была не просто игра, с ее помощью мы общались, дружили, узнавали друг друга поближе, заводили новые знакомства.

Классики.
Классики.

Классики - это детская дворовая игра, очень популярная в советские времена, но утратившая свою популярность в настоящее время… Общая суть такова: мелом на асфальте рисуется «таблица». Сверху «таблицы» рисовали дугу, на ней писали слово «огонь», т.е. если игрок попадал туда, он «сгорал». Заигрышек (другое название - бита) кидался в первый квадрат, а потом продвигался ногой. Задача в том, чтобы проскакать через все квадраты по порядку, при этом не наступая на линию и не попадая в «огонь». Сложности игры в том, чтобы правильно бросить заигрышек в квадраты номер 4,5,6 и 7, двигать заигрышек, прыгая на одной ноге, при этом не попадая на линии, а то «пропадешь».


Заигрышками обычно были набитые песком шайбы, которые использовали в пластмассовом хоккее или банки из-под крема для обуви. Есть также варианты «классиков» без использования заигрышка. Главное в таких вариантах игры – проскакать через все классы в определенном порядке, демонстрируя хорошую физическую подготовку.

Резиночки.
Резиночки.

“Резиночки” - это активная дворовая игра. У неё достаточно сложная для новичков и предельно ясная и четкая для опытных игроков система.


Требовалась связанная в кольцо обычная бельевая резинка длиной примерно 3 метра. Для игры нужно не меньше трех человек (или двое игроков и стул, столб, или дерево подходящего диаметра). Двое игроков растягивали резинку, надевали её себе на ноги, а третий должен был прыгать через нее по некоторой комбинации. Если попытка была удачной, игрок переходил на следующий уровень и резинку поднимали выше. В игре есть 7 уровней. Высший назывался «по шейку». Комбинации прыжков также бывают разными. Напримаер, «московские», «соленые», «треши» и др. Если игрок ошибся при выполнении комбинации и не прошел на следующий уровень, он переходил на роль «столба».

В основном, «резиночки» - девчачья забава. В них обычно играли во дворах или на школьных переменах.

Быстрогорелка.
Быстрогорелка.
Ещё недавно, целлулоидные изделия были довольно распространены: расчески, футляры для очков, шарики для настольного тенниса, линейки, игрушки и даже фотопленка были изготовлены из этого материала. Целлулоид очень легко воспламеняется. По этой причине её ещё называют «быстрогорелка».
Использовали «быстрогорелку» для изготовления дымовых шашек (дымовух). Сломанные теннисные шарики крошились на мелкие кусочки, а потом их заворачивали в плотную бумагу так, чтобы воздух поступал только с одного края. Бумага поджигалась, а после того как «быстрогорелка» воспламенялась, огонь задували. Но «быстрогорелка» полностью не затухала – она тлела внутри бумаги и выделяла клубы едкого густого дыма. Даже небольшое количество «быстрогорелки» было достаточно, чтобы соседи начали паниковать. Такая дымовая шашка способна выделять очень много дыма. Несколько теннисных шариков или покрошенная «неваляшка» могли покрыть дымовой завесой весь подъезд.

Казаки-разбойники.
Казаки-разбойники.

В эту игру играли целым двором или же большой компанией. Двор разделялся на две команды: «разбойники» убегали и прятались, а «казаки» пытались их найти. «Разбойники» показывали свой путь с помощью стрелочек (они рисовали их на асфальте мелом). Можно было рисовать обманные стрелки. Прятаться команда могла вся вместе или разбегаться по одному. После того как все «разбойники» были пойманы, команды менялись ролями.

Испорченный телефон.
Испорченный телефон.
Чаще всего играют две команды. Ведущий должен загадать слово и шепнуть его на ухо первому участнику команды. Тот также тихонько шепчет следующему игроку, и т.д.. Последний участник команды произносит вслух слово. Выигрывает команда, верно передавшая загаданное ведущим слово через всех игроков. Часто можно было услышать довольно смешные варианты загаданного слова, если «испорченный телефон» передал его неверно.
Иногда усложняли игру. Ведущий загадывал целую фразу, а не слово.

Вышибалы.
Вышибалы.
В Вышибалы играют три или более человек. Если народу много, то обычно разделяются на две команды. Вышибалы встают с двух сторон. Расстояние между вышибающими определяется по договоренности. В центре встают вышибаемые.


Цель игры - выбить мячом всех из центра. Выбитый игрок выходит и ждет, пока игра не закончится. Можно ловить «свечки» (если успеваешь поймать мяч до его удара о землю, то это «свеча») Тот, кто поймал мяч, может выбрать, кого из «выбитых» вернуть в круг.

Когда оставался один игрок, то он должен был уворачиваться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удавалось, то вся команда возвращалась в игру. Если не получалось, то команды менялись местами.

Секретики.
Секретики.

Для того чтобы создать «секретик» надо было иметь: фольгу, стеклышки (лучше большие и разноцветные – коричневые, зеленые, а лучше всего – синие), конфетный фантик или цветную фольгированную крышечку от упаковки кисломолочных продуктов. Также можно было использовать мелкие цветочки (сушеные или живые), бусинки, вкладыши, яркую пластмассу.

В секретном месте двора или сада вырывали маленькую ямку. На ее дно сначала укладывали фольгу, потом бусинки, цветочки или что-то еще, что было дорого сердцу. Сверху это плотно прикрывалось стеклышком и засыпалось землей. «Секретик» был готов!

Оснавная задача была в том, чтобы создать «секретик» и самому не забыть где он спрятан (иногда даже рисовали карту с тайными знаками). Над «секретиком» убирали землю, чтобы края стекла не были видны. Получались очень красивые экземпляры.

Съедобное - несъедобное
Съедобное - несъедобное.

Дано: группа игроков, сидящих в ряд, ведущий и мяч. Ведущий кидал мяч каждому из игроков по очереди, при этом произносил какое-то слово. Если слово было «съедобным» (т.е. какая-нибудь еда: «мороженое», «котлета»), то игрок должен был поймать мяч. Если «несъедобное» («пылесос», «вилка») – оттолкнуть. Если кто-то ошибался (ловил «балкон» или отталкивал «вишню»), то менялись местом с ведущим.

Для игры нужна была хорошая реакция. Над проигравшим смеялись: «Он съел трусы!». Иногда неудачливые игроки начинали спорить и пытались доказать, что в некоторых африканских племенах едят муравьев, и мухомор можно съесть, хоть только и один раз.

Играли в «съедобное-несъедобное» на лавочке во дворе и в раздевалке перед физкультурой, взяв мяч из зала.

Клипы:

Список клипов можно продолжать бесконечно, поэтому просто кидайте в тему своё любимое!

offline
Ответить с цитированием