то густо, то пусто
Сообщения: 827
Регистрация: 12.01.2011 Откуда: Питер | -Цитата от base Рецензия на альбом
Автор: Владимир Бойцов http://vk.com/id24227190 (мужику за сорокет ) Показать скрытый текст Через «Таможню»
Я прекрасно помню – когда я услышал Типси Типа впервые.
Декабрь 2009. Москва. Курский вокзал. Первый час ночи.
Я стоял у последней электрички, через пять минут отправлявшейся в сторону области, и думал – ехать или не ехать. С одной стороны, час езды в пустой электричке, да в такое время, – это демонстративно напрашиваться на приключения. С другой стороны – ну не торчать же на вокзале до пяти утра! «Ну хули, – подумал я – поеду!». Зашёл в пустой вагон, сел на скамейку, включил плейер. «Ну хули, – эхом откликнулся голос в наушниках – Ништячки!». Я ещё успел ухмыльнуться такому совпадению, а потом голос в наушниках буквально взорвался: Совесть есть (мы пересекались), только она в коме
Вас по миру пустил не пиздун, а комик.
Прикол с гонораром не оговаривай –
Если мы варимся в каше, то кто-то ссыт в это варево…
Это был какой-то сборник русского рэпа. И это был трек какого-то неизвестного мне Типси Типа. И сделан этот трек был очень хорошо. Добравшись (славатехоссссподи, благополучно!) домой, я нашёл и скачал в инете два альбома Т.Т. – «Ништячки» и «Шторит». И понял, что наткнулся на талантливого и честного музыканта.
Обратите внимание на союз «и» в последней фразе – он важен. Поскольку я – да и любой из вас – может сходу назвать десяток талантливых рэпперов, у которых роскошные минуса, мастеровитые текста, классная читка… Но! При всём при этом, их треки – мертворожденные. В них нет жизни. В них нет души. В них нет настоящих чувств… «Дохлый мрамор» – так я называю творчество подобного рода. Ещё чаще встречается обратное: честности, чувств, жизни, души – до фига, а таланта для того, чтобы всё это донести до слушателя, воплотить в треках, не хватает. Ведь надо не только иметь ЧТО сказать слушателю, но и УМЕТЬ это сделать. Типси Типси – умеет, в чём я окончательно убедился после выхода альбома «Бытнабит» в 2010 году.
Как вы теперь понимаете, новый альбом Типси Типа я ждал с нетерпением. И вот альбом вышел. И вот он звучит у меня в колонках. По первому прослушиванию он меня не то, чтобы разочаровал – нет, пожалуй. Но и ожидал я от альбома, честно говоря, гораздо большего. В отличие от «Бытнабита» (в котором мгновенно и намертво цепляли 5-6 треков), в «Таможне» таковых – для меня лично – оказалось всего 3: «Отвалим», «Пружина выстрелит» и «Завтрак». Остальные же треки показались мне отчасти необязательными, проходными – то есть не возникло впечатления, что вот этот трек ну просто нельзя было не написать! (например, «Органы»), отчасти вторичными – и даже не по отношению к русскому рэпу вообще, но и к самому Типси Типу в частности (например, «Биоритмы»), отчасти излишне экспериментальными – когда наблюдается явный крен либо в сторону игры со звуком, либо в сторону игры со словом (например, «Фольга» или «Буду думать»)…
И самое главное: альбом – как единое, цельное полотно – не складывался (Для сравнения посмотрите на «Бытнабит». Там – закономерные и логичные тематические переходы от трека к треку в достаточно едином, со стилистической точки зрения, музыкальном пространстве диска). Треки «Таможни», словно под воздействием какой-то центробежной силы, упорно разбегались в стороны.
Я тоже решил разбежаться. На кухню. Заварил чай. Налил в кружку. Отхлебнул. Закурил (блин! кстати, надо бы бросить!). Посмотрел в окно. Кивнул своему отражению в стекле… Отражению…
Хм… Рэп – это, в первую очередь, поэтический текст. Поэзия, положенная на битовую основу. Любой пишущий человек – это зеркало. Зеркало, в котором отражается и сам автор, и его жизнь, и окружающая его реальность. А что мы имеем в реальности в данном случае? В реальности мы имеем переезд Типси Типа минувшей осенью в Москву. Наверное, я не ошибусь, если предположу, что значительная часть материала «Таможни» написана в Москве. И в этом случае рваная структура альбома, со всей его стилистической и музыкальной разобщённостью, с разбросом от эксперимента до банальности – это отражение реального, сегодняшнего, Типси Типа. Разорванного, раздвоенного, распятого между Кривым Рогом и Москвой. И эта раздвоенность проходит красной линией через весь альбом – вслушайтесь в тексты: то в них всплывает родной Кривбасс, то врывается чужая (пока ещё?) Москва. И обратите внимание на то, с каким именно эмоциональным окрасом говорится об этих городах. Точнее не просто двух городах или даже странах – о двух мирах. Ибо Москва – это совершенно другой – отдельный – мир. И – действительно – мир жёсткий и жестокий, как бы ни затёрто это звучало. «Москва – трясина…» («Фольга»). Слабые здесь не выживают – это тоже правда. Другой вопрос – что считать слабостью. За спиной мосты сломаны,
Все впереди, началось по новой.
У слабого – сердце живое.
Сильный тот, у кого ничего живого…
(«Слабость»)
Всё впереди? Наверное, да, но пока картинки, в которых отражается Москва Типси Типа, не слишком радужны: Я криворожский – это мне поможет где-то
По турникетам,
По Москве того же цвета.
Варю в котлах топоры с перцем и зеленью,
До поры,
До времени.
Тут никому не рады. «Крошки-картошки», «пицца-хаты»
Проще купить завод, чем в столице хату.
Московские соски под «колёсами» - на колёсах,
А не в обоссанных лоховозах…
(«Пройдоха»)
Что мне импонирует в творчестве Типси Типа, так это – предельно личностный взгляд на всё и вся. В его треках вы не услышите голой декларативности, нередко свойственной, к примеру, «Гроту». При всём моём уважении к последним, лозунговые треки, с их бьющим через край пафосом, – это определённого рода манипуляции. Да – искренние, да – с благими намерениями, но ведь именно благими намерениями выстлана дорога сами знаете куда. У Типси Типа любой, даже предельно социально ориентированный текст, всегда подаётся через призму авторского «я». И ещё. Иногда правильно поставить вопрос – это гораздо важнее, чем дать ответ. Типси Тип умеет и это.
Ключевым треком к пониманию «Таможни», на мой взгляд, может служить трек «Иллюзия свободы», к сожалению, не вошедший в альбом. Он прозвучал в 5 раунде 9-ого Официального Баттла «Hip-Hop.Ru» 2011: С календаря отваливаются годы,
А на пяльцах колготы те же.
Я думал, что свобода – когда ничего не держит.
Сегодня, в подвешенном состоянии,
Через таможню езжу постоянно.
То пьяный сам дома толкую со стаканом:
На эскалаторе москвичи стоят истуканами.
Холодные.
С чемоданом маленьким, с Родины на Родину,
Опять же сам-один среди сотен,
А свободен ли?..
P.S. О совместках «Таможни», конечно, стоило бы говорить особо, поскольку их можно рассматривать не только в контексте альбома, но и как вещи отдельные, самодостаточные… Буквально два слова скажу тогда. Наиболее удачными из них мне лично представляются «Кто знает, тот знает» и «Струны». Зуб На Зуб и Типси Тип всегда звучат слаженно и органично – и два трека «Таможни» не стали исключением. «НеБезДари» (в данном случае – NaF) – опять-таки исключительно на мой личный взгляд – всегда находятся в определённой музыкальной противофазе по отношению к Типси, что, как правило, приводит к интересному конечному результату их творческого альянса.
рецензия хорошая, она заставила меня ознакомиться со всем творчеством Типси до этого альбома |