активный пользователь
Сообщения: 5,922
Регистрация: 14.04.2007 Откуда: New York | ДУША Начнем с того, что РАЗУМ – предусматривает чисто рациональное поведение человека. То есть, человек, оценивая ситуацию, анализируя разумом, априори должен принимать решения исключительно в целях личной выгоды. Понятно, что эти решения могут быть ошибочными в зависимости от уровня разума человека. Но в любом случае первоочередной целью КАЖДОГО действия человека должна быть ТОЛЬКО ЛИЧНАЯ ВЫГОДА, холодный расчет.
Таким образом, чистый разум (в предполагаемом мире без души) отвечает только за удовлетворение утилитарных потребностей и материальное развитие человека. Для того, чтобы доказать, что есть ДУША, нужно доказать, соответственно, что человек способен на иррациональные поступки (не рациональные, но ошибочные, а изначально БЕСКОРЫСТНЫЕ)
Что такое ДУША? Душа – это частичка Творца, Создателя, а поэтому есть абсолютный критерий КРАСОТЫ. Имея в себе частичку Бога, то есть совершенства, человек с помощью нее подсознательно сопоставляет рассматриваемый объект на предмет схожести с совершенством и определяет, таким образом, уровень красоты объекта.
Именно одухотворенный разум, то есть РАЗУМ + ДУША способен оценить объект не только с точки зрения извлечения выгоды, а и с бескорыстной точки зрения – эстетической.
Разница чистого разума и разума+души легко заметна на примере искусственного интеллекта, лишенного души, который никогда не оценивает входящую информацию эстетически, для компьютера это мертвые цифры, как рассмотренные выше пиксели, что означают цвет. Какой бы рисунок не был на мониторе – компьютер молчит, «мертв», сам факт наличия рисунка не возбуждает и не может возбудить в нем интерес творца, эстетический интерес. Для него нет «особенных» данных – музыкальных, графических, любых. И не может быть априори. Наличие же какой-либо системы красоты для искусственного интеллекта означало бы появление субъективизма, личности, что убивало бы объективизм, то есть независимость, равноотдаленность от всех данных и возникновение симпатии к данным некоторым. Он бы стал человеком, короче.
Вместо этого, ИИ начинает работать, только когда получает цель, которая задается извне, и с помощью алгоритмов преобразовывает входящие данные в исходящие, то есть выдает решение, как достичь цель. То же самое происходит в мозгу человека при возникновении опасности нормальной жизнедеятельности организма, о чем ему сообщается центральной нервной системой, и мозгом решаются задачи «как найти еду», «устранить физическую угрозу», «получить тепло».
Но человек, кроме этого, способен увидеть и «особенные» данные, имеющие свою систему, которая определяет общие понятие красоты, чем является, например, золотое сечение, что проявляется и в музыке, и в живописи, и в архитектуре, и в природе. Это такой Божественный субъективизм, который может воспроизвести и человек посредством искусства. (В процессе создания произведений которого важную роль играет вдохновение, природа которого до конца не изучена.)
Субъективизм каждой души в результате определяет понятие ВКУС и влияет на такие понятия, как симпатия и любовь, которые есть проявлением этих «особенных» для каждого человека данных о внешнем мире.
Поэтому, наличие чувства прекрасного, как такового, и искусства вообще, само по себе уже доказывает наличие у человека души, как высшего критерия эстетической истины, и на этом можно было бы закончить.
Но дело в том, что критерий истины эстетической есть первооснова критерия истины этической, то есть основа МОРАЛИ.
ДОБРО впервые в мире возникает при наблюдении мужчиной красивой девушки, которая ему начинает нравится, что создает подчиненность силы красоте, что уже по своей природе иррационально, бескорыстно. Свести все к инстинкту размножения или либидо, то есть чисто физической плоскости, опровергает существующая практика моногамии, которая с точки зрения продолжения рода есть угроза существованию человека. Тем не менее, она существует, что доказывает введение в уравнение, которое описывает взаимоотношение полов, еще одной переменной, кроме физической – платонической переменной, красоты. При выборе партнера как мужчина, так и женщина, руководствуются не только и не столько репродуктивным состоянием и здоровьям противоположного пола, что есть проявлением рационального мышления, но и часто отдают предпочтение другим, нематериальным, факторам, что подтверждает вторичность для личных отношений человека рационального зерна.
Полигамия же для мужчины в древние времена объясняется бОльшим количество женщин, нежели мужчин, вследствие перманентных войн.
Именно после возникновения у человека симпатии к кому-либо или чему-либо, возникает желание ЗАЩИТЫ этого объекта красоты от физического уничтожения, кражи и т.д., что является отправной точкой возникновения ЗАПРЕТОВ в обществе на это самое уничтожение или кражу, то есть норм морали, как таковых. И чем выше эстетическое чувство человека, тем выше его желание защитить все прекрасное на Земле от уничтожения. Частная собственность, вокруг которой вращается частное право – древнейший вид формального права, выражающее общественную МОРАЛЬ, возникла только после возникновения СЕМЬИ. Семья же есть прямое следствие наличия у человека души и умения чувствовать прекрасное в другом человеке и видеть в нем не только объект для размножения.
Первобытный строй, как известно, отличался общей собственностью на средства производства и другие предметы, необходимые для жизни, в т.ч. и женщин, то есть был полностью полигамным. Шаг навстречу к моногамии был именно выражением наличия этих «особенных» входных данных об определенной женщине для мужчины, то есть субъективного чувства симпатии или любви.
Проявилось это в виде прикрепления некоторых женщин, как правило, сначала к вожакам, а потом и разделение всех женщин среди остальных членов племени. Последнее привело к необходимости разграничить и материальные ресурсы для каждой семьи и установить для них (ресурсов) формальную защиту в виде ограниченного ПРАВА пользования, и, как следствие, предусмотреть наказание за нарушение данного права, что и стало основой первых моральных кодексов в социальных образованиях. И даже при сохранении общей собственности на средства производства, женщины, как главный носитель красоты, после возникновении семьи первыми стали регламентированы общественной моралью.
Вышесказанное подтверждает, что «эстетика – мать этики», за выражением известного поэта, а существование эстетики подтверждает, в свою очередь, существование души. |