15 октября 2011, 06:19
| | |
#24 (ПС)
| всё-таки соберусь с силами и напишу, что хотел.
Кинополотно показалось таким многослойным, что я вообще удивляюсь, как широкий зритель-современник в конце шестидесятых смог оценить его по достоинству и не предать анафеме. Это очень непросто - сначала тебя моськой тыкают в шокирующую действительность, потом разыгрывают фарс, потом заставляют размышлять о правомерности с.к. и давать ей моральную оценку, потом опускаются до чувственности и символичности (сцена с великами, пустая петля). Хотя, я думаю, острая злободневность проблем держала зрителя в узде..
Глубоко до сердца кино не добралось, но это тоже импонирует - мало чувств, больше здравого цинизма и игры с фактами. Несмотря на "чудесные происшествия" кино близко к документальному, недаром на реальных событиях. В целом всё уже сказано - смертная казнь делает общество слабым и агрессивным, японский национализм - плохо, человеческие страсти - от души, а не от физиологии.
Если абстрагироваться от локальных проблем Японии (что, разумеется, тоже очень занятно было прочувствовать), да и от смертной казни - что можно вынести общечеловеческого? Насилие в геометрической прогрессии порождает насилие, и очевидным образом от этого надо уходить, быть толерантным, стремиться к равноправному обществу, бла-бла-бла.
Мне, правда, с высоты малых лет трудно утверждать однозначно - потому что весь либерализм улетучивается, когда дело касается тебя самого, и это повсеместное явление. Я не берусь разбрасываться пафосом, что никто не заслуживает смерти за свои решения, или что корейцы во всех случаях равны с японцами (таджики с москвичами?), etc. Но есть вектор постепенных изменений, направленных на созидание, а не на взаимную ненависть, и мне кажется, если в голове у большинства людей он чётко оформится во что-то конструктивное, этот мир станет чуточку лучше. |