вклинюсь в тему, семёрка книг, что прочитал за отпуск.
1) Песни обречённого, Хантер С. Томпсон
Уже какую книгу Хантера читаю, убеждаясь, что у него одна эксплуатируемая тема - дебилизация общества, толерастия ведут к созданию полицейского государства, нормальные люди в котором - полнейшие фрики. Идея, в общем-то, правильная, и действительно остро раскрытая. Наиболее хорошо в "страхе и отвращении" конечно, а здесь чувствуется полнейший самоповтор. Ну и достаточно трудно соотнести эти несвязанные логически (разве что отдалённо связаны), но лишь хронологически, заметки и письма в единый нарратив - всё равно из-за этой каши теряешь время на переключения, и теряешь интерес к книге. Хотя, бесспорно, писательского таланта у него не занимать. В те моменты, когда он описывает, как летит стремглав по хайвею на мото, как спасается из пуэрто-риканского клубешника (вот эти вот биографические моменты вдвойне интересны в свете выходящего "ромового дневника) - воодушевляюще описано.
Но по факту - меньше всего из прочитанного понравилась именно данная букля.
2) Матисс, Александр Иличевский
Роман о москвиче-математике средних лет, по ходу действия постепенно люмпенизирующимся. ГГ решает отказаться от матблаг в пользу сомнительного трипа с двумя бомжами по не менее сомнительным местам.. (в погоне за русской мечтой? за русской идеей? ху ноуз). Бомжи, к слову, полноценные главные герои, важные действующие лица. Удивительным образом всё это дико интересно читать - немало красивейших заворотов, навскидку (ещё не самый удачный):
- Москва скоро высторилась в его представлении ячеистым осиным лабиринтом - раскольцованным, кое-где перенаселённым, кое-где вымершим, благоухающим душком запустенья, тленья, исходящего от шуршащих мертвых, необычайно лёгких ос, - но непременно полным лакун, нор, ходов, ведущих в потусторонние места, над которыми нет никакой власти ни у государства, ни у человека, где царит городской деспот-миф, где морок обыденности ретируется перед дерзостью любопытства
"Матисс" - роман мужского плана, и необходимо определённое мужество для его прочтения. Под метафорой отречения от наживного там гениально чётко передано ощущение человека в современном обществе, Иличевский лишь гиперболизирует то чувство личности в условиях тотальной пустоты вокруг.
3) Элементарные частицы, Мишель Уэльбек
Секс-роман с элементами сай-фая в эпилоге, настолько же про секс, насколько "зак и мири снимают порно" - про сиськи и письки. Скорее он о том, что физиологическое неравенство лишает большую часть социума права на законное счастье, на теплоту и нежность. Написано очень легко, но за лёгкостью скрывается очень резкий и циничный, чисто французский диагноз человеческим отношениям. По сути, Уэльбек объясняет, почему фрейдизм занимает в межличностных отношениях главенствующую позицию.
4) Золото бунта, Алексей Иванов.
Этот русский народный экшн-детектив с элементами триллера (такое сочетание жанров само по себе уже притягивает к прочтению) заглотил за три дня, хотя книга самая большая была. Это приключенческий роман в самом лучшем понимании, на уровне Лондона, Купера и прочих. При этом "золото" очень насыщено лингвистически - сперва даже пугаешься цистерны с новой лексикой, "провести барку отуром", "потеси", "камлать" - такое ощущение, что вообще не знаешь русского языка. Там настолько всё аутентично, что реально возникает ощущение, что пришёл в краеведческий музей. Даже нет, в машину времени попал, потому что в музее совдеповские бабки с зассаными экспонатами навевают тоску, а тут ты просто захлёбываешься реализмом. Действие - через четыре года после восстания Пугачёва, 1779 год, и пусть вас это не пугает! ГГ, Осташа Переход, крепостной крестьянин с Урала, сын сплавщика по р.Чусовой, должен распутать клубок, связанный с загадочным убийством его отца и похищением клада Пугачёва. По ходу дела Осташке придётся изрядно поднатореть в выживании, по сути, сам роман - большая метафора взросления молодого парня, со всеми вытекающими. При этом иногда там врубают чистый экшн, иногда уходят в саспенс, иногда - в чисто описательный процесс природы (причём не для галки, а так, что не можешь оторваться, так, что хочешь сорваться дикарём на Чусовую, до того круто написано).
5) Лёд под ногами, Роман Сенчин
Как и "Матисс", тоже роман о Москвиче, тоже о поколении семидесятников, но немного под другим углом - здесь акцент идёт на идеологическом уровне существования, о значимости определённой персоналии в условиях урагана, центрифуги. Роман-воспоминание, и это его главное достоинство - структура очень интересная, иногда герой внутри воспоминания проваливается в воспоминание поглубже, как Кобб в ссаном "Начале". Там есть обязательные атрибуты совдепа - Цой, Майк, Кинчев, движи, Асса, "ждём перемен" (блин, я как закалдованный почему-то последнее время на Цоя натыкаюсь, уже надоело даже), переходного периода путча, который выпал на армейку, и современность, где ГГ типичный Тайлер Дёрден, правда не в альтер-эго, а без надежды что-то поменять. От книги веет безысходностью, но написано пронзительно точно.
6) Падение, Из записных книжек - Альбер Камю
Купил из-за активного промо наших форумчан, стало очень интересно, и все ожидания оправдались - "падение" - умный, стильный, острый и самокритичный портрет городского пижона, не потерявший актуальности за полвека ни на йоту. Ещё бы перечитал на много раз, многослойность берёт своё, что-то из панчей неизбежно выпало. С некоторыми чертами героя себя предсказуемо ассоциируешь, причём не с положительными чертами. Это полезный эффект, я считаю. тот самый вонючий "повод задуматься".
"записные книжки" 30-х-50-х - сборник цитат, афоризмов, заметок и прочего закулисья. Читать надо короткими наскоками, т.к. нахрапом взять тяжело - порой умная мысля Камю так хватко вгрызается, что не успеваешь переключиться на следующую.
7)Протагор, Федр, Апология Сократа - Платон
Читается ГОРАЗДО легче, чем я ожидал и предполагал. Язык очень простой, главное - выдержать акцент на длинноте мысли оратора.
Синопсис - на протяжении нескольких бесед древнегреки мусолят главные человеческие добродетели - любовь, доблесть, мужество, справедливость и т.д. Самое интересно, что для них эти неосязаемые, сугубо гуманитарные категории были намного точнее и понятнее, чем что-либо материалистическое. Ребята настолько чёткую структуру определений дают, что интересен прежде всего сам способ мышления, как они до такой структуры додумались. Этим и цепляет.