ДаБро'тное Кино
Сообщения: 3,238
Регистрация: 08.09.2006 Откуда: ДаБро'тное Кино | Ребят,давайте так,чтобы вы мне не спамили в личку или вконтакте,я оформил критерии по которым я сужу,моя позиция может в корень быть отличной от позиции или системы оценивания других судей,но прежде чем спросить, почему мне 2+2+0=4, внимательно,вдумчиво прочитайте и,если вы не согласны или я,по вашему мнению,вас недооценил,я распишу индивидуально...И так поехали...
Система оценок со 3-го и последующих раундов:
Первая группа – ТЕКСТ(от 1 до 5): Раскрытие темы и Смысл, Оригинальность, Рифмовка, Сбалансированность, Рисунок рифмы, Панчлайны
Вторая группа – ИСПОЛНЕНИЕ(от 1 до 5): Четкость и Разборчивость текста, Артистизм, Ритмика, Дыхалка
Третья группа – ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ(от 0 до 2): Драйв, Кач, Эстетика, Стиль, Индивидуальность
ГРУППА ПЕРВАЯ
Текст (сюда попало все, что так или иначе относится к текстовой составляющей мастерства исполнителя).
Раскрытие темы и Смысл – важным требованием всегда было написание текста по теме раунда, если этого не сделать или туманно отмахнуться упоминанием темы одной фразой, а остальной текст сделать из ранее написанного, высокой оценки вы не получите.
Оригинальность - если текст получился интересным и доходчивым, если при этом виден оригинальный подход, а не шаблонное мышление, если использованы нестандартные образы, сюжеты, которые выделяются на общем фоне – это идет в плюс содержательной составляющей.
Тут есть скрытые грабли – если вы перемудрите с оригинальностью до полной ее неудобоваримости и потери нити повествования при прослушивании, вы рискуете лишиться части аудитории. И потом вы можете сколь угодно долго разъяснять толпам "тупых" слушателей и судей, что вы на самом деле имели ввиду. Если только это не специализированные смакователи абстракта.
Рифмовка - несмотря на то, что оценка рифмы сродни спору о вкусах, есть некоторые устоявшиеся ценности относящиеся к тому, как она используется в рэпе. Всячески поощряется отсутствие банальных, например глагольных, уменьшительно-ласкательных и первых приходящих каждому в голову рифм. Также могут быть высоко оценены "неявные" рифмы", так называемая рифмовка на созвучия.
Люди, которые давно слушают рэп, уже слышали достаточное количество рифм, и если у вас получится срифмовать что-то, что еще не успело набить оскомину, это непременно обратит на себя внимание.
Количество рифм тоже немаловажный фактор, особенно в крайних своих появлениях. Иногда люди создают текст, который хорошо воспринимается почти при полном отсутствии рифм. Это ситуация спорная и неоднозначная и тут все зависит от эстетических пристрастий оценивающего. С другой стороны может получиться левый бок, когда вы слишком плотно нашпиговали свой текст рифмами, что с весьма высокой вероятностью ведет к его обессмысливанию. В таких случаях это больше похоже на чистый спорт, где рифма ради рифмы, и смысл текста просто рушится под их напором.
Сбалансированность - плотность рифмы не является самоцелью. Но весьма высоко цениться, когда вы при этом умудряетесь не терять нить повествования. Реализуя свои навыки в этой области, вы оказываетесь в ситуации схожей с выбором персонажа в ролевой игре. Трудно предугадать заранее, как это скажется на конкретном результате, если вы ставите на описанные выше экстремальные проявления своего мастерства владения словом. Как издревле известно, истина лежит посередине. Так что сбалансированный по всем параметрам текст имеет больше шансов приглянуться слушателю.
Рисунок рифмы - Не имея ничего против известных со школы ямба и хорея, хочется отметить, что более сложные и красивые рисунки рифмовки обычно более симпатичны рэпперскому уху. Квадрат издревле не приветствуется среди рэпперов, и тут открывается обширное поле для фантазии. Рифмы могут быть рассыпаны причудливыми узорами и возникать в совершенно неожиданных местах, или образовывать целые каскады.
Панчлайн (ударная строчка) – краткая как выстрел и такая же смертоносная. Это можно сравнить с последним предложением анекдота, когда неожиданно все встает на свои места, и все детали головоломки складываются воедино. Это то, что запоминается и передается потом из уст в уста (не путать с хуком, который навязчиво воспроизводится раз за разом в вашей голове и редко отвязывается по доброй воле). Сделать хороший панчлайн так же непросто как смешно пошутить. И еще труднее это делать на заказ, когда тебе говорят: "…а сейчас ты будешь шутить вот об этом. У тебя минута – время пошло". Тем ценнее, когда в треке оказывается панчлайн привязанный к контексту, а не подогнанная к нему заготовка.
ГРУППА ВТОРАЯ
Исполнение (сюда попадают речитативные навыки эмси и его работа с ритмом):
Четкость и Разборчивость текста – когда, как говорится, слова от зубов отскакивают.
Артистизм - как расставлены по тексту акценты и насколько гармоничны интонации исполнителя. Читка должна выглядеть естественной, а не натужной, когда, допустим, школьник пытается изобразить настоящего гангстера, ломая тембр голоса. Другая крайность, это когда рэппер читает свое произведение убитым, невзрачным голосом, словно плавающая в бочке соленая селедка. Слушателю нужна энергия, вся наша жизнь и взаимоотношения это не только сухой обмен информацией, но и обмен энергиями.
Владение ритмом
Ритмика - читать в ритм, не вываливаться на поворотах, не обгонять паровоз. Разные участки текста, или даже крошечные фрагменты размером в одно слово, могут зачитываться на разных скоростях. Среди эмси часто встречается скоростная читка на протяжении практически всего трека и, если исполнитель пользуется единственной короткой ритмической фигурой на всем его протяжении, то это больше напоминает заводную обезьянку и заставляет восторженно охать только первые несколько секунд. Играть же с ритмами речитатива на скорости считается верхом мастерства, равно как и моментально переключатся между скоростями. При этом не стоит, конечно, забывать и о разборчивости текста - есть риск скатиться до бубнежа.
Дыхалка. Если вы находитесь в студии, то велик соблазн записи своего речитатива кусочками (тейками) когда зараз произносится небольшой фрагмент текста, зато качественно. В дальнейшем все эти тейки склеиваются на студии. В итоге живое исполнение таких треков в одиночку становится весьма проблематичным. Поэтому среди рэпперов весьма ценится, если текст прочитан при минимальном количестве этих самых тейков (назовите их подходом к микрофону или присестом, если угодно) и без частой клейки.
Никогда не стоит забывать, что как бы быстро вы ни научились выдавать слова на-гора, они должны в первую очередь гармонировать с музыкальным ритмом, подчеркивать его, перекликаться и дополнять (нужное подчеркнуть). Если же вы запинаетесь, плаваете по ритму, через предложение шумно набираете воздух в легкие, то может быть вам еще рано демонстрировать свои умения (скиллз) на таком уровне. Есть много рэперов, которые и с неторопливой читкой воспринимаются на ура. Однако баттловая специфика такова, что без скиллзов вы вряд ли можете рассчитывать на верхние ступени.
ГРУППА ТРЕТЬЯ
Общее впечатление:
Тут все просто и сложно одновременно. Как нет двух похожих людей, точно так же один и тот же трек может оказывать на них различное впечатление. В треке есть драйв или его нет? Он качает, или ни один мускул на вашей шее так и не дрогнул? Получаете ли в принципе эстетическое удовольствие от созданного текста и его исполнения? Это все индивидуально и тут мастерство, наверное, заключается в том, чтобы прокачать наибольшее количество голов. И самое последнее по счету, но самое трудное и важное – это наличие собственной индивидуальности. Это важно для любого артиста, и рэпперы – не исключение. Если вы выработали свой стиль или чем-то еще можете заставить узнать именно ВАШ трек из сотни других, то при наличии даже не самого впечатляющего набора из вышеописанных навыков, вы можете добиться весьма заметного успеха у публики. Ведь каждому слушателю понравится, когда он, услышав премьерное исполнение вашего трека, сможет безошибочно опознать его исполнителя. |