новый пользователь
Сообщения: 225
Регистрация: 07.11.2008 | История студентки,работавшей в мадаке . Читаем:
Мне довелось пройти «испытании Макдональдсом» на собственной шкуре. Было это на «далёком» третьем курсе, когда деньги зарабатывать хотелось, а умением делать это я ещё не обзавелась. Потому по совету друзей я решила немного потрудиться в этом «царстве фаст-фуда». Об этом своём опыте длиною в 9 месяцев я и хочу вам поведать. А так как обо всём в одной статье не расскажешь, то «исповедь» моя будет состоять из трёх частей, первая из которых будет посвящена непосредственно процессу работы.
Трудоустройство много времени не заняло — пара собеседований с менеджерами и директором, общее собрание для «новичков», инструктаж по технике безопасности, оформление санкнижки (пожалуй, самое неприятное из всего вышеперечисленного)... И вот — я уже «в структуре», ношу гордое звание «член бригады ресторана» (именно в этой должности все вступают здесь «на карьерную лестницу») и «называюсь» №103, что заменяет мне фамилию…и личность.
Член бригады ресторана (ЧБР) должен уметь всё и даже больше — работать на кухне, профессионально жарить картошку, виртуозно убирать подносы, мыть пол «мапом» (на «русском» — это швабра), вытирать столики и, конечно, обслуживать посетителей. Постигают эти премудрости на «обучении» — «на картошку», «на кухню», «на зал», «на прилавок». Проводят обучение инструкторы — это ЧБРы, которых повысили.
Мне, прямо скажу, с первым обучением — «на картошку» — не повезло. Проходило оно днём в субботу, в «раж» — так в «Маке» называют время, когда очень велик наплыв посетителей.
В считанные минуты мне пришлось научиться выполнять массу операций, причём делать это быстро и хорошо, — равномерно расфасовывать картошку по корзинкам, высчитывать сколько корзинок нужно жарить одновременно, следить за температурой и внешним видом масла, вовремя менять корзинки и переворачивать в них картошку, равномерно её солить и красиво фасовать, следить за ее внешним видом и вовремя убирать те порции, «срок годности» которых уже прошел — а проходит он минут через семь. Надо сказать температура на «картошечной» станции — как в жаркий день на турецком пляже, а отойти и попить воды просто некогда.
На зале тоже своих «прелестей» хватает — нужно убирать подносы за посетителями, вытирать столы, выносить переполненные мусорные пакеты, мыть пол, а иногда и туалеты, чистить мусорницы, убирать на улице. Тоже вроде бы ничего особенного. Однако, свои сложности и здесь имеются. К примеру, менеджер смены (временный царь и бог ресторана) требует от тебя идеально чистого пола, а на улице весенняя слякоть и грязь, которую приносят посетители на своих ботинках. А днём в выходные дни на пол постоянно разливаются соки, газированные напитки и коктейли — это детишечки стараются. В моменты приезда каких-то важных людей, приходится иногда заниматься совсем уж абсурдными вещами — мне, к примеру, доводилось очищать жвачки с тротуара перед «Маком».
Большинство работников больше всего любит «прилавок» — там есть две разновидности работы: «кассир» и «второй номер». Первый рассчитывает клиента, второй — приносит заказ. Часто эти две функции приходится совмещать. Прелесть работы на прилавке заключается в том, что ты постоянно общаешься с посетителями, тебе ничего не приходиться чистить-убирать-вытирать, да и людей на прилавке побольше, чем на других позициях, а стало быть, здесь веселее. За время работы на прилавке я научилась уносить в руках немыслимое количество предметов, просчитывать в уме, сколько мелочи мне должен дать клиент, чтобы не нужно было делать «размен» денег у менеджера, втюхивать чизбургеры вместо гамбургеров и улыбаться даже самым препротивнейшим клиентам. Самое сложное в работе кассира — это внимательность с деньгами, ведь даже малейший «плюс» или «минус» по кассе (превышающий сумму в 5 т.р) чреват объяснительной и вычетом денег из зарплаты.
Кстати, о зарплате — она, мягко говоря, невысока. Три года назад составляла где-то 1 $ в час. В праздничные дни оплата шла по двойному тарифу. У инструкторов заработок чуть выше, а вот о доходах менеджеров ничего сказать не могу — сия тайна была скрыта от нас за семью печатями.
Учитывая, что пробыла я в «Маке» всего 9 месяцев, поработать на всех позициях у меня не получилось. А их, этих позиций, еще немало. Непосредственно процессом приготовления занимаются «кухонники» — они жарят все эти гамбургеры-чизбургеры, стугают салаты, стряпают пирожки. Этих людей мне было жальче всего — они приходили на перерывы с раскрасневшимся от горячей температуры лицом, с испачканной в соусах форме, иногда с обожжёнными руками. Правда, на кухне всегда стоял смех, даже в самые напряжённые минуты, — так что процесс работы там всегда проходил весело. Были еще «хозяйки» — девчонки, которые проводили с детьми дни рождения и раздавали малышам флажки. Парни-«ночники» занимались чисткой оборудования с 23.00 до 7.00, «доставщики» таскали тяжелые пакеты с замороженными продуктами и разгружали машины.
Разработкой рабочего графика занимался специальный менеджер. Мы расписывали для него часы, в которые можем работать, и в соответствии с ними нам расставлялись смены. Если в какой-то день ты не хотел или не мог работать — можно было заказать себе выходной, однако это правило не распространялось на праздники и субботне-воскресные дни. В это время выходной можно было получить либо по уважительной причине, либо по большому блату. Большинство смен укладывалось в рамки от 4 до 8, 5 часов. Когда работы не было, могли отпустить пораньше, но такое было нечасто. Зато когда случался небывалый наплыв посетителей, или кто-то из работников не приходил, менеджер мог запросто не отпустить со смены — и никого не интересовал твой зачёт по английскому, день рожденья у подруги или последняя электричка домой.
Что тут скажешь, смены выпадали разные. Иногда рабочий день проходил весело и интересно. Особенно так бывало в праздничные дни — все работники ходили с довольным видом, в комнате для отдыха стояли вазоны с конфетами и печеньем, а по углам висели связки шариков. Но бывали и такие времена, когда выйдя из ресторана после работы, хотелось или тут же закурить, или просто заплакать от напряжения и усталости.
Учитывая, что второе случалось чаще, я приняла решение уйти навсегда и ни на минуту о своём решении не пожалела…
__________________________________________________ __
О специфике работы в ресторанах «Макдональдс» мы уже поговорили тут. Теперь я попробую рассказать об общении работников в «Макдональдс» и командном духе, а точнее его иллюзии, которую пытаются создать, чтобы привлечь в ресторан свежую рабсилу.
Все сотрудники в ресторане разделены на команды, которые в целях повышения качества работы соревнуются между собой. О моей команде мне рассказали в день первого же обучения, и даже представили входящих в неё менеджеров и инструкторов.
— Вот, 69-ая Катя, вы с ней в одной команде, она давно работает и будет тебе во всём помогать, — сказал менеджер.
— Ага, — добавила Катя.
Вот именно что ага. Ни помощи, ни поддержки от Кати я не дождалась ни в первые дни, ни потом, как, впрочем, и от подавляющего большинства других членов «команды».
Командный дух и взаимопомощь пропагандируется как одно из преимуществ Мака. Оно и понятно — Макдональдс пришёл к нам как веяние американской культуры, а там корпоративный дух — одно из условий успешной работы. Но это там, а не у нас. Поэтому в наших «Макдональдсах» особого командного духа не наблюдается, только иллюзия.
Что же касается общения в Маке, я бы разделила его на два уровня — общение подчинённых с менеджерами и работников друг с другом.
Насчёт общения в среде обычных ЧБР (членов бригады ресторана) ничего плохого сказать не могу, скорее наоборот. Коллектив обычно подбирается молодой, студенческий. 95% работников просто хотят подзаработать деньжат, поэтому за карьерными перспективами никто не гонится, и «в рот» начальству не смотрит. В основном, процесс общения проходит весело и непринуждённо. Многие поддерживают связь и после увольнения, находят здесь друзей и любимых. К примеру, мы с другими работниками частенько ходили на дискотеки, в кино, собирались на общие тусовки, да и просто «на пиво». Общение и дружеские связи — это, пожалуй, единственное, о чём я жалею до сих пор…
Что же касается линии «подчинённый — вышестоящий», то здесь дело обстоит немного сложнее. В 50% случаев особых проблем не возникает — не важно, что человек выше тебя по должности, общаться с ним можно как со всеми — с юмором и по-дружески. А вот в остальных 50% линии отношений строятся по-другому.
Многие менеджеры воображают себя «локальными богами» ресторана, и ведут себя с подчинёнными соответствующим образом. Они могут улыбаться тебе, а через минуту с удовольствием унизить перед посетителями и другими работниками. Могут не отпустить на перерыв, могут поручить «грязную» работу, могут составить плохой «КЛН» (контрольный лист наблюдений). Немного объясню, контрольный лист наблюдений — это своеобразный текущий тест для работника, который показывает качество его работы. Максимальный результат в КЛН — 100%. Нормальным считается результат 97-100%. Ниже — уже плохо. Несколько плохих «КЛНов» — и о премии и повышении можно забыть.
Самое забавное было наблюдать за теми, кого повышали из инструкторов до менеджеров. На некоторых эти кадровые перипетии влияния не оказывали — ну повысили и повысили, и что с того? Но большинство, особенно девушки, вырастая из положения обычных работников до менеджерского звания, заметно менялись — переставали здороваться, забывали твоё имя, не ходили больше на общие сборища, а на работе начинали действовать исключительно «драконовскими» методами.
Приведу реальный пример: когда я пришла работать, одним из лучших инструкторов мне показалась Анна. Она всегда старалась помочь, ко многому относилась с юмором. Мы сплетничали с ней «о нашем, о женском», обсуждали парней и косметику, учёбу в универе и нехватку денег. Но потом нашу Анечку повысили… И человек стал другим.
Она была не просто строгим менеджером, она стала похожа на сорвавшуюся с цепи истеричку. За любую мелкую провинность отчитывала «по полной», не отпускала на перерывы, буквально «считала» стаканы выпитой работниками воды.
Я до сих пор с трудом понимаю, что произошло с человеком. Неужели власть так могла изменить девушку, что она начала грубеть буквально на глазах? Да и разве можно назвать властью работу менеджера «Макдональдс»? |