думаю очень полезная инфа
Техника обработки mid-side онснована на том же принципе что и стерео запись одновременно на однонаправленный и всенаправленный микрофоны. Подробности вы найдёте на
www.wikirecording.org/Mid-Side_Microphone_Technique www.paia.com/msmicwrk.htm
При мастеринге стерео записи нам может понадобиться разложить имеющийся стерео сигнал на моно (M) и стерео (S) компоненты, чтобы их можно было обработать и смикшировать поотдельности, а потом отконвертировать обратно в стерео
Кодировка стерео в mid-side
Чтобы получить моно компонент нужно просто сложить левый и правый каналы находящиеся в фазе
M = L+R
Чтобы получить стерео компонент, нужно сложить левый и правый каналы находящиеся в противофазе. Таким способом вычитается стерео информация общая для обоих каналов (поскольку они находятся в противофазе на 180 градусов), и остаётся только стерео информация исходного сигнала
S = L-R
Конвертация mid-side в стерео
Процесс конвертации M и S тот же самый что и в матричных системах M-S и может быть произведен через три фэйдера консоли следующим образом:
послать сигнал M на фэйдер 1 панорамированный в центр
послать сигнал S на фэйдер 2 панорамированный влево
послать сигнал S на фэйдер 3 с обратной фазой и панорамированный вправо
Результат этой операции следующий:
Левый канал = M+S или вычитание формул, приведённых выше
(L+R) + (L-R) = 2L
Правый канал = M-S или
(L+R) - (L-R) = L + R - L +R = 2R
Затем нужно понизить уровень левого и правого каналов наполовину (6dB), чтобы вернуться к изначальному уровню
В Протуллз (и в любой другой DAW) вышеописанный процесс проделывается следующим образом:
Кодировка стерео в mid-side
Канал с исходным аудиоматериалом послать на шины 1 и 2. Создать 2 стерео aux канала (M and S), на вход первого послать сигнал с шины 1, на вход второго - с шины 2, на обоих в разрыв повесить плагин обращающий фазу, подойдёт любой эквалайзер или компрессор с функцией смены полярности, но фазу обратить только на одном из них.
Плагин должен присутствовать на обоих, чтобы задержка (latency) была одинаковой, иначе могут возникнуть фазовые искажения.
Для компонента M стерео канала фазу обоих плагинов в разрыве не менять, и послать сигнал на шину 3. Для компонента S, обратить фазу в плагине на правом канале и послать сигнал на шину 4. Нужно понизить уровень на обоих каналах, M и S, на 6 dB во избежание перегруза и сдвоенности выходного сигнала.
Конвертация mid-side в стерео
Опять же, создать 2 стерео aux канала, и на их вход послать сигнал с шин 3 и 4. Первый будет каналом L (левым в стерео сигнале), второй - R (правым в стерео сигнале). Для канала L фазы обоих компонентов не менять, для R - обратить фазу плагина на правом канале. Выход обоих этих каналов можно посылать на другую шину (например на вход шины 5/6) для последующей обработки, или прямо на мастер, панорамировав канал L до предела влево, а R - до предела вправо
Когда всё настроено, можно пробовать понижать уровни каналов M и S, чтобы услышать эффект. Понижение M должно расширить стереобазу, повышение - увеличить монофоничность. Далее можно пробовать вешать различные плагины на оба канала. На том канале, на котором нет надобности применить плагин, его можно отключить, но его присутствие даже в отключённом состоянии должно обеспечить идентичную задержку (latency) на обоих каналах. Обратите внимание на эффект компрессии на канале М по сравнению с каналом S. Кроме эквалайзера и компрессора можно использовать другие плагины и автоматизировать работу каналов М и S (удобно для реализации различных задач при сведении, таких как деэссирование вокала в припеве например)
источник