спасибо!
- Дзаячи, дзаян, заян (бурят., калм.), заягша (бурят.), заягч или заяч (калм.), в мифах монгольских народов:
1) небесное божество, бог-творец, один из основных тенгри (Д.-тенгри). Упоминается в монгольских шаманских призываниях, где именуется «самовозникшим», «создателем всего»; он - божество человеческой судьбы как небесного волеизъявления, даритель счастья и блага, защитник имущества и скота. Функции Д., связанные с судьбой, вытекают из понятия дзая (заяа, заяан), означающего и само небесное волеизъявление, и ниспосланную небом судьбу. В мифах кудивских бурят Д.-тенгри аналогичен Заян Саган-тенгри («творец белый тенгри», или «судьба белый тенгри») - глава западных, светлых (белых) тенгри;
2) категория духов-покровителей, подателей счастливой судьбы; таковы онгоны Дэол-дзаячи и Эмегельджидзаячи. В бурятских мифах заяны (заяанууд) - один из разрядов низших духов, которые (подобно ханам, эжинам и др.) выступают посредниками между небесными богами и людьми; эта категория, пополняемая за счёт умерших шаманов, включает, соответственно дуализму бурятского мифологического пантеона, добрых и злых духов;
3) термин, обозначающий душу, судьбу, небесное волеизъявление. Д.- разумное начало в человеке, противостоящее нравственной порче и, очевидно, в качестве такового выступающее своеобразным ангелом-хранителем. Эти мифологические представления рельефнее выражены у балаганских бурят, у которых заяши (заяаша) - «хорошая» душа человека, одна из его двух или трёх душ (среди которых есть и «плохая»); она может существовать отдельно от него, после смерти отлетает на небо; является точным подобием человека, заботится о нём.
а это интересно, не знал)