| [КПСЛ]
Сообщения: 5,396
Регистрация: 10.09.2007 Откуда: Казань |
17 декабря 2008, 14:22
| | |
#13 (ПС)
| МАСОНЫ (англ. Free Masonry, франц. Franc Macons, нем. Freimaurer — "свободные каменщики") — тайное общество эзотерического типа, возводящее свою предысторию к глубокой древности. Посвящаемым в М. рассказывают легенду о мастере-каменщике Хираме, которого царь Соломон нанял для строительства храма. Согласно преданию, все работники делились на три разряда, и у каждого разряда были свои тайные знаки и слова, по которым царь вручал им соответствующее жалование. Трое низших работников задумали узнать знаки и слова высших, для чего подстерегли Хирама и потребовали раскрыть тайну под угрозой смерти. Хирам отказался и был убит; преступники были наказаны. Ритуал посвящения в каждую из степеней М. представляет собой "театрализованное повторение" эпизодов этой легенды. Приемные залы масонских лож (они именуются "мастерскими") убраны в черное и украшены символами смерти. Посвящаемому в М. наносят символические удары, изображающие раны Хирама. В конце церемонии ему вручаются знаки масонского достоинства, также символизирующие орудия и атрибуты каменщиков, а также сообщаются слова и условные знаки, по которым М. узнают друг друга.
В 18 в. М. обрели особенно большую силу и популярность. Начиная с 1722 организации М., программа которых практически ничем не отличалась от розенкрейцеровской, стали популярными в Шотландии, Англии, Франции, Испании, Баварии, Пруссии. В отличие от розенкрейцеров (см.), М. довольно быстро разработали сложную систему посвящений ("градусов"), в которой было от трех до тридцати трех различных степеней; каждой из них соответствовала своя доля информации. Свой "градус", а тем самым и свою степень посвящения в тайны организации каждый из М. обязан был хранить в глубокой тайне. Сколько бы ни было степеней, все они, в сущности, представляют собой градации трех важнейших: ученика, товарища и мастера. Ученик "должен почувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться, молчать"; ему вручалась лопатка-мастерок, которую он должен был "полировать своей работой". Ученик должен был вести добродетельный образ жизни и т.д. Товарищ должен был научиться "изощрять свой разум", учиться ощущать астральный план и созерцать Единого Бога. Мастер же уже был учителем, осознавшим идею жизни и смерти и имеющим ключ к пониманию всех трех степеней духовного роста. Символы М. просты — угольник и циркуль, фартук и лопатка (мастерок), "пламенеющая звезда" и раскрытая книга. Слово "брат" (т.е. член ложи) обозначалось на письме тремя точками. На денежной купюре в один доллар находится изображение масонских символов: пирамида с "оком Божиим" наверху и щит Давида в виде двух наложенных друг на друга тетрактид (13 звезд). (По ряду свидетельств, все президенты, изображенные на долларовых банкнотах, были М.) На каждой новой ступени посвящения М. открывали новый смысл символа, более высокий. Так, "око Божие", лучезарный треугольник выступал: для ученика — символом внимания ("имеющий глаза да увидит"), а также познания триединства всего сущего; для товарища — символом невидимого света, "третьего глаза", высшей триады сфирот — см. Каббала; для мастера это — Солнце, свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также и Бог Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов, Дао, Единое, одним словом — великая Истина Космоса.
Первые организации М., считавшие своей задачей "строительство" храма человеческого духа, известны (документально) также с 17 в. Некоторые исследователи считают даже, что розенкрейцеры сами решили основать новый, более мощный орден, воспользовавшись возможностями уже существовавшей профессиональной Ассоциации каменщиков. Подтверждением этого служит то, что в "многоступенчатых" ложах М. высшие степени назывались розенкрейцерскими. Отличительной чертой М. было то, что они придавали весомое значение политическим целям, поставив вопрос о ликвидации монархий во главу угла. Отдельные ложи, особенно российские (первые русские ложи появились в России в 1731), стремились приобщить своих адептов к познанию мироустройства и помочь им стать "новыми человеками", заботящимися, по словам князя В.Ф.Одоевского, о том, чтобы на первом месте в помыслах любого человека была полезность его дел для человечества. Эзотерическая составляющая занимала у М. заметное место. Так, около 1760 Мордехай бен Пейсах (он же Мартинец де Паскуалис, крещеный еврей, основатель духовных школ в Париже в 1760, Бордо и Лионе) составил "Трактат о Реинтеграции существ в их первоначальных свойствах, качествах и силах, духовных и божественных", посвященный "христианской Каббале", т.е. эзотерически понимаемому христианству. Он также основал в Париже и нескольких других городах Франции "Братство отборных священнослужителей" c девятистепенной иерархией; старшие три степени были розенкрейцерскими. Это была чисто эзотеричес-кая, "магико-теургическая" школа. После смерти бен Пейсаха (1774) школа начала было приходить в упадок, но эстафету подхватил маркиз де Сен-Мартен (Louis Claude de Saint-Martin, 1743—1803), отставной военный, филантроп, мистик и философ-теург, прозванный "неизвестным философом", после чего членов этой школы окончательно стали называть "мартинистами". Сен-Мартен переустроил школу на мистический лад, упростив ритуал посвящения до первой степени: "Высший Неизвестный"; позже были введены две ученические степени — A (Associe) и I (Initie). Взгляды Сен-Мартена оказали большое влияние на развитие идеологии М. Можно полагать, что все теоретические положения учения Сен-Мартена были проникнуты одной идеей — идеей добра. Высшая моральная цель человека, считали мартинисты, состоит в единении с Богом; достигается она путем отрешения от всего чувственного и материального. Физичес-кое тело есть лишь иллюзорная материальная оболочка его духовной сущности (монады), представляющей собой эманацию Бога. Аналогичный характер носила школа "Друзей Истины" — "филалетов" (от греч. philio — "любовь" и aletheia — "истина"), установивших 12 степеней (четыре последних — розенкрейцерские) и также стремившихся при помощи метафизики и оккультных наук "воспитать нового человека". Ряд представителей организаций М. решили отказаться от занятий "устаревшей и бесполезной идейной алхимией", с целью создания чисто политической организации. К этим последним относились иллюминаты. Подобное название носили несколько религиозно-мистических орденов. Чаще всего под иллюминатами понимают орден, основанный А.Вейсгауптом в 1776 в Ингольштадте (Бавария) как альтернатива традиционным обществам М. Занятия магией и оккультными науками были для членов ордена запрещены. Иллюминаты не отвергали христианства, а лишь пытались толковать его рационалистически как всемирное этическое учение — "естественную религию". Члены общества иллюминатов делились на несколько разрядов, и только высшему из них открывались его тайные цели: замена христианской религии "естественной" общечеловеческой, а монархии — республикой. Эти цели, а также трения между руководителями орденов привели к тому, что в 1784 курфюрст баварский запретил иллюминатские и масонские ложи. В 1786 они были впервые запрещены и в России. Со второй половины 18 в. в рядах обществ М. стали преобладать "спиритуалистические" организации, а также структуры, ориентированные на политическую и — в известном плане — на коммерческую деятельность. К эзотерическим идеям основополагающая деятельность М. уже более не имела прямого отношения ввиду со сменой духовных приоритетов. |