Показать сообщение отдельно
Жульен Сорель
Seul en mont!
Сообщения: 56
Регистрация: 05.10.2007
Старый пост, нажмите что бы добавить к себе блог 15 ноября 2007, 21:48
  #1 (ПС)
Post  Холодная осень 2007-го, повесть Часть 1, 2, 3, 4 ("...То, о чем так долго говорили все неглупые люди в индустрии, свершилось. Русский рэп перестал продаваться...")
Холодная осень 2007 года
Андрей Михеев

Часть 1
Ну что ж, мои дорогие и не очень друзья и недруги. То, о чем так долго говорили все неглупые люди в индустрии, свершилось. Русский рэп перестал продаваться. То есть он и раньше-то не особо претендовал на какие-то адекватные цифры тиражей, но сейчас ситуация окончательно зашла в тупик.

Я отдаю себе отчет в том, что для большинства из вас - завсегдатаев всевозможных форумов, предпочитающих тратить деньги на пиво и наркотики, а не на покупку диска с альбомом любимого или не очень рэп-исполнителя - всё, что я сейчас напишу, неинтересно и скучно. Более того, по большому счету вы бы с легкостью обошлись и без этой информации. Да и узнав её, никоим образом не измените ситуацию. И правильно: зачем оно вам? Альбомы в формате mp3 регулярно появляются на сайтах, занесенных вами в папку «Избранное» - и слава богу. А больше ничего и не нужно. Передавай косяк.

Но «...тут только правда, и если я об этом пишу, значит так надо», как говорится в одном из треков альбома, про который еще будет чуть ниже. Так вот. Кто-то, может быть, знает, кто-то, скорее всего, не знает, а многие, думаю, вообще, не очень поймут, но. Чуть меньше месяца назад практически все участники НПД (Некоммерческое Партнерство Дистрибуторов) повысили оптовые цены на наши с вами любимые компакт-диски - почти наполовину. Поясню: в НПД входят крупные игроки на рынке: «Монолит», «CD Land», «Квадро Диск», «Мьюзик Трейд», «Гранд», «Никитин», «Мистерия Звука» и некоторые другие еще менее известные вам компании. Экономические аспекты причин и последствий повышения оптовых цен описывать не буду - подозреваю, что это будет достаточно подробно сделано другими людьми, например, в следующем номере прекрасного журнала Billboard. А вот на том, что для нас всех это значит, остановлюсь подробнее.

Рынок отреагировал, с одной стороны, адекватно, с другой - непредсказуемо, в первую очередь как раз для участников НПД. Насколько я знаю, единственная компания, которая отказалась от кардинального повышения цен и подняла прайс всего на несколько рублей (на момент написания статьи, по крайней мере, дело обстоит именно так), - это «Мистерия Звука». В результате именно у этой по сути компании-штрейкбрехера дела идут неплохо, по крайней мере, диски продаются. Готов даже предположить, что «Мистерия», с учетом, конечно, продолжающегося падения уровня продаж физических носителей, за последний месяц получила некоторый дополнительный доход. Правда, не уверен, что им удастся сохранить цены на нынешнем уровне долгое время. Тем более, нельзя забывать, что «Мистерия» в последнее время сильно ослабила свои позиции на рынке и уже не является лидером.

Во всех же остальных дистрибьюторских компаниях ситуация, мягко говоря, плачевна. По словам одного из самых авторитетных людей на рынке происходит следующее: в неделю выходит примерно 10 релизов, из них 2 топовых продаются примерно так же, как они бы продавались по старым ценам, а 8 остальных не продаются вообще, получая предзаказы (люди в теме знают, что это основная составляющая продаж в реалиях нашей страны) на уровне 10-100 дисков. Сможете сами догадаться с одной попытки, в какую из этих неравноценных групп попадает 99% релизов нашего многострадального рэпа? А теперь представьте себе ситуацию: записывали исполнители в течение года-полутора свой альбом, рисовали обложку, договаривались о выпуске, испытывали обычный в этих случаях предрелизный мандраж, а потом - раз! - и предзаказы в 10 дисков!

Таким образом, если резюмировать, музыкальная индустрия, не справившись со своими проблемами, попала в еще более глубокую яму (которую частично вырыла себе сама). И - как всегда, как и в случае с пиратством в интернете - больше всего страдают от этого субкультурные релизы, изначально не способные гарантировать высокие продажи. У всех остается надежда, что рынок справится: пусть не сейчас, а только после нового года, но как-нибудь что-нибудь произойдет, чтобы всем было хорошо. Что именно и как именно должно произойти - непонятно, кажется, никому. Тем более, есть опасения, что к моменту выравнивания ситуации на рынке, продажи физических носителей снизятся до катастрофически низких показателей. И может статься, что 2008 год - последний, когда выпуск дисков еще будет иметь хоть какой-нибудь смысл. А с учетом того, что надежд на быструю победу над сетевым пиратством, практически не осталось, основным источником денег в индустрии станет мобильный контент - рингтончики всякие, да - ниша которого в нашей стране тоже пока не разработана. А если говорить о хип-хопе, то и вовсе сомнительна.

Таким образом, можно предсказать еще большее расслоение в рэпе: топовый сегмент, продажи которого уже сравниваются с поп-музыкой, и все остальные, которым останется либо а) каким-то слабо понятным образом попробовать присоединиться к первой группе, либо б) срочно искать альтернативные выпуску дисков способы зарабатывания денег, а альбомы записывать и материализовывать в формат компакт-диска для себя и друзей. В этом контексте - четкого деления на тех, кто будет зарабатывать деньги, и тех, кому это уже вряд ли светит - можно порадоваться за группу CENTR, которая, судя по всему, неожиданно попала как раз в немногочисленную когорту первых.

Вот такой вот получается не очень позитивный анализ состояния индустрии на конец 2007 года. Все вышеописанное, с одной стороны, имеет самое непосредственное отношение к каждому из вас. С другой же стороны, вам совершенно плевать на это. Какая разница, зарабатывают люди или нет? Какая разница, продаются диски или нет? Никакой ведь. Вот только в следующий раз не устраивайте истерик по поводу того, почему альбом вашего любимого исполнителя готов уже год, но до сих пор не вышел в продажу. И не спрашивайте у своего любимого исполнителя, почему у него на альбоме хромает сведение, да и записано все в недорогой микрофон. И оформление дисков тоже не критикуйте. Потому что откуда же у вашего любимого исполнителя деньги на качественное оборудование на студии, услуги опытного звукорежиссера и профессионального дизайнера? Тем более, знаете, у нас ведь в рэпе практически нет границы между слушателями и артистами. И чем черт не шутит, окажетесь вы в шкуре исполнителя, который захочет вдруг выпустить альбом. А вам - оп-па! - и предзаказы в 10 дисков. Так и останется вам до конца жизни участвовать в баттлах, да выступать в локальных клубах перед десятком-других друзей.

Кто-то из вас, надеюсь, читал Брэдберри. Кто-то смотрел фильм «Эффект Бабочки». Это я к тому, что разные события иногда оказываются неожиданным образом связаны друг с другом. Впрочем, вы же и так знаете, откуда скачать advance-версию альбома вАрчуна, на каком форуме написать свое значимое и очень волнующее всех мнение по этому поводу, и где купить толстовку G-Unit, чтобы уж окончательно почувствовать себя - это звучит гордо? - рэппером. А больше ничего и не нужно. Передавай косяк.

P.S. Вторая часть моей холодно-осенней лекции будет посвящена лейблам, их настоящему и будущем




17.11.2007 Часть 2


Пока вы там обсуждаете второй отборочный раунд баттла, не задумываясь о том, что у русского рэпа вырождение в один сплошной баттл - одна из самых вероятных перспектив дальнейшего развития, я продолжаю рассказывать вам страшные сказки о состоянии индустрии. И сегодня, как я и обещал, речь пойдет о лейблах - достаточно популярной нынче теме.

Вы понаписали уже кучу смешных любому человеку без клинических болезней головного мозга буковок про то, что, дескать, плохие у нас лейблы, грабят несчастных артистов, да еще и не хотят раскручивать настоящих звезд из доморощенных талантов. И все вы, конечно же, все это время понимали, кто виноват, но никто из вас в силу я уж не знаю каких причин не мог сделать следующий логический шаг и задуматься, что делать. А сейчас уже по сути поздно.

Разговор о рэп-лейблах заново начался после отличной статьи на rap.ru, в которой делались не самые утешительные выводы. Я специально не перечитывал сейчас тот текст, поэтому заранее прошу прощения за возможные повторы - живем в одной стране, смотрим на одну индустрию, пусть и с несколько разных точек зрения. В любом случае, я должен был написать этот текст, логично продолжив свои мрачноватые прогнозы на ближайшее будущее.

Основное предсказание: рэп-лейблов очень скоро не останется, и ныне существующие формации либо адаптируются к сложившейся ситуации и займут какие-нибудь смежные ниши, либо плавно отомрут. Причем, скорее всего, эти два процесса будут идти параллельно.

По пунктам. Влад Валов уже сейчас в основном занимается, скажем так, околохипхоповыми проектами («Игра Слов», Ёлка). Respect Production можно с некоторой натяжкой считать менеджментом группы «Каста». RAP Recordz останется точечным - но в данных масштабах рынка немаленьким - рэп-дистрибутором. Уменьшенная его копия с акцентом на северо-восток России - Mediatone. CD Land Hip-Hop, несмотря на все оптимистичные заявления в начале этого года, уже, скорее, мертв: по крайней мере, саму компанию «СиДи Лэнд+» можно считать самым быстро регрессирующим дистрибутором из бывших крупных игроков рынка. Кто там еще остался? Сэт, судя по всему, наигрался уже с «Караванами» и «Револами», так по сути ничего и не добившись. MDU вполне адекватно надоело тратить деньги без малейшей надежды отбить их. Владимира Ферапонтова я уже и не знаю, кто воспринимает всерьез.

Есть еще Universal, на который подписан Noize MC, Банд'Эрос и, видимо, все еще Le Truk. Впрочем, альбом Нойза, судя по всему, задерживается, с альбомом ДеЦла ситуация уже полгода напоминает детективную. Так что пока рановато говорить о результатах работы этого мейджора на российском рынке. Есть еще King Ring, который почему-то все больше напоминает не российский, а немецкий лейбл; судя по всему, основные надежды действительно возлагаются на продажи за границей: там-то диски в рознице стоят не в пример выше, и прибыль, соответственно, несравнимо больше. Можно для хохмы вспомнить еще Easy Money Records, с которыми чем дальше, тем менее понятно: последние слухи, например, утверждают, что «основатели» этой с позволения сказать компании имеют проблемы с законом, несовместимые с какой бы то ни было деятельностью, уж не говоря о бизнесе. Что такое Black Star Ent. или как там называется «лейбл» Тимати, я, если честно, до сих пор не очень понимаю, хотя и уверен в том, что второй его альбом, так или иначе, будет ярким событием в музыкальной индустрии.

Вот и остается один «Монолит». С этого места чуть-чуть поподробнее, потому что вы, конечно, и здесь все знаете лучше всех, но точки над i все-таки надо кому-то расставить. Группа CENTR издала свой альбом на «Монолите» - ЦАО Рекордс в данном случае может считаться некоей красивой вывеской: как, например, PTZFLAVA, «Квазар Музыка» или «ПраймРайм». Примерно такая же ситуация с Dots Family: «Многоточие» и «Красное Дерево» смело добавляем в ростер рэп-артистов «Монолита». Можно с определенной степенью уверенности утверждать, что и все следующие релизы как «Точек», так и ЦАО, выйдут на этом лейбле. Второй альбом Басты - один из лидеров продаж - тоже «Монолит», хотя здесь отношения с «Газгольдером» чуть сложнее: адекватно, наверное, говорить о совместном релизе. Впрочем, третий альбом Басты, дебютный диск Ноггано выйдут так же: все удовлетворены результатами сотрудничества, и менять коней на переправе в данном случае глупо. Уже внушительный список получается, да? А кроме этого у «Монолита» есть подразделение Next Project, занимающееся как раз хип-хопом и R&B. К этому саблейблу относятся Лигалайз, N'Pans, Big Black Boots, Триада, Dino MC47, White Hot Ice, Звонкий, Cotton Club, Arno&Artur, R&B-певицы Сью, Vалери, группа Бархат (выпускницы проекта «Девчонки R'n'B» на MTV) и... Настя Задорожная, творчество которой, впрочем, с огромным трудом можно охарактеризовать как R&B.

По-моему, это называется монополией. Впрочем, не все так радужно: во-первых, как видите, состав артистов достаточно разношерстный, и ни о каком единстве в их рядах говорить не приходится. Во-вторых, «Монолит», являясь лидером рынка и имея широкий ростер разноплановых артистов, может, сравнивая продажи выпускников «Фабрики Звезд» и любимых ваших рэпперов (если их зовут не Лигалайз или Баста, конечно же), делать определенные выводы и соответствующим образом в дальнейшем распределять усилия и ресурсы. В-третьих, тот же Next Project - совершенно новая формация, и всем еще предстоит понять, как с ней работать. В-четвертых, «Монолит» точно так же, как и все остальные, столкнулся с проблемой повышения цен и точно так же теряет огромные деньги на пиратстве.

Кроме того, ТК Монолит продает кучу самой разнообразной и никакого отношения к лейблу «Монолит» не имеющей музыки, среди которой нередко можно увидеть рэп. Но это уже совсем другая история.

***

Очень сомнительной сейчас кажется перспектива появления новых лейблов. Без стартовых бюджетов заниматься самоокупаемым бизнесом на хип-хопе практически нереально, а люди с деньгами пока не спешат вкладывать их в рэп, во многом справедливо полагая, что есть более привлекательные ниши. У людей из музыкальной индустрии сейчас хватает своих проблем, чтобы создавать саблейблы, ориентированные на хип-хоп. Тем более, печальный пример CD Land Hip-Hop, открытие которого несколько лет назад казалось серьезным прорывом, показателен.

Вариант открытия филиалов в России крупными иностранными компаниями, который обсуждался всерьез несколько лет назад, сейчас также кажется очень сомнительным. В ближайшем будущем здесь может идти разговор разве что о «разводе на бабло» под предлогом освоения «огромного рынка России». Впрочем, в таком случае - не самом, кстати, плохом - освоен будет не рынок, а бюджет. Но это, конечно же, крайне маловероятно, потому что на Западе, я думаю, все кому надо прекрасно осведомлены о перспективах нашего рынка.

Некоторое время назад казалась перспективной идея плотной работы над созданием и развитием собственной дистрибуцией - так, по этому пути пыталась пойти компания «Riton». Однако и ее пример показывает, что количество вложенных усилий непропорционально полученным дивидендам.

Можно надеяться, например, на возникновение «снизу» локальных, местечковых компаний, которые сконцентрируются на работе в своем регионе, либо вообще не замахиваясь на общероссийские продажи, либо пытаясь отдать хоть какое-то количество дисков на дистрибуцию кому-нибудь из НПД. Впрочем, и в том, и в другом случае это обернется слишком несерьезным масштабом.

Что делать в этой ситуации исполнителям, желающим во что бы то ни стало выпустить свой альбом, если честно, не до конца понятно. Впрочем, как я уже писал в первой части, к самому факту появления некоторого количества своей музыки на CD можно относиться как к приятному, но необязательному атрибуту. Внукам, например, на старости лет показать, чтобы те посмеялись. Для таких целей подойдет и печать ограниченного тиража на собственные деньги, это не такая большая проблема.

Да и вообще: выкладывает вон КАЧ все свои альбомы в интернет - и отлично зарабатывает. Чем не пример для подражания?

P.S. В третьей части моего осеннее-холодного рассказа про индустрию будет собрано все, что не вошло в первые две. Кроме того, на днях ждите интервью с генеральным продюсером компании «Монолит» Антоном Прониным: мы с ним поговорим и о ситуации на рынке, и о ближайших перспективах, и о положении его компании в русском рэпе, и о лейбле Next Project.

P.P.S. Я долго думал, стоит ли в рассказе о лейблах упомянуть собственный Rap-Style Music. Решил, что все-таки да: в конце концов, без RSM картина будет не совсем полной, а чтобы потом не кричать о том, как я обнаглел и надоел саморекламой, можете просто не читать следующий абзац.

Попробую вкратце. Кризис с повышением цен затронул и меня. Итог - перенос на неопределенной срок двух релизов: уже готовых альбомов Nylon1 и Creo Impera. Когда они выйдут, по уже изложенным мною причинам неизвестно на данный момент никому. Зато буквально на днях выйдет сборник «Рэп Со Знаком Качества 3» - я успел воспользоваться ситуацией и отдал его «Мистерии», сейчас не испытывающей особых проблем. До нового года очень постараемся выпустить RA Productions MP3 2007, к тому же я решил сделать себе и узкому кругу понимающих людей подарок и напечатать ограниченным тиражом один релиз, альтернативной судьбой которого было банальное выкладывание в интернет. Подробности - чуть позже.

Когда ситуация на рынке стабилизируется - на что я все-таки сильно надеюсь - станет понятно, как именно адекватнее всего продолжать заниматься лейблом. Скорее всего, RSM попадет, грубо говоря, в нишу RAP Recordz и станет своеобразным фарм-клубом «Монолита». Судя по всему, в сложившейся ситуации это наилучшее решение. Ну а про артистов, с которыми я хочу и буду работать, внимательный читатель может узнать и из других источников, например, из моего блога.

Часть 3
Недавно, смотря MTV, случайно наткнулся на итоговый, судя по всему, выпуск реалити-шоу «Девчонки R'n'B». Ну, там, где Толмацкий вместе с Лигалайзом делали R&B-группу, может быть, знаете. Потом еще этот новорожденный коллектив, получивший название «Бархат» перепел с участием того же Лиги песню «Я Хочу Быть С Тобой» на церемонии MTV RMA. Так вот, я отвлекся. В этом шоу вдруг появился Серега, который начал рассуждать про R&B. И в том числе он сказал примерно следующее:

- Я не согласен с расшифровкой R&B как Rich&Beautiful, «богатые и красивые». Потому что в нашей стране чаще всего получается наоборот: «бедные и уродливые».

Хорошая фраза.

А еще я несколько лет назад работал, потом перестал работать, а сейчас и вовсе непонятно что делаю в журнале PC Gamer, слоган которого звучит так: «Игры взрослых и умных». И так мне понравилось это словосочетание, запомнил я его и подсознательно перенес на хип-хоп. Всем ведь очень хочется верить в то, что тебя окружают взрослые и умные люди, что именно они читают твои статьи, покупают диски и т.д.

Ошибался я. Не «взрослые и умные», а «маленькие и глупые». Иначе не объяснишь. И я даже не хочу сейчас пересказывать ситуацию со ссылками на альбомы, например, вАрчуна, Триады и группы CENTR. Хотя только очень маленькие и очень глупые люди могут не понимать элементарных вещей. Вот сегодня ты скачал альбом исполнителя N, завтра этот альбом получает смехотворные цифры продаж, послезавтра исполнитель N, впав в депрессию по поводу нереализованных амбиций, решает завязать с рэпом, а через год ты, вспомнив об этом исполнителе, спрашиваешь:

- А где это N, интересно мне знать, и почему нет от него новых треков?

Потом ты обвинишь лейблы в том, что они недостаточно хорошо продают рэп, попеняешь им на отсутствие клипов, проедешься по общему состоянию культуры и наконец-то создашь на форуме тему «Почему же русский рэп непопулярен???», в которой, конечно же, выскажешь несколько очень умных точек зрения, которые должны открыть всем глаза на истинный порядок вещей.

Вот кто ты после этого? Маленький и глупый.

Впрочем, исполнители ненамного лучше. Прочитав на форуме милые сказки про размеры чужих гонораров и объемы продаж, они почему-то тут же решают, что достойны еще больших денег и в своем мировоззрении стоят уже на пороге всероссийской славы.

Расскажу забавный случай. Выходит на меня исполнитель из никому неизвестной группы. «Никому» - это значит совсем. Даже на форуме. Присылает свои треки. Слушаю - и удивляюсь, какой хороший, качественный материал. Начинается разговор о перспективах выпуска. Человек мне рассказывает, насколько они известны в своем регионе (регион, к слову, был самым что ни на есть хип-хоповым): дают интервью местным газетам, выступают в клубах, даже на радио однажды были. Продолжает анонсом клипа, который будет снят за несколько тысяч долларов, будет красивым, ярким, форматным - и у него будут все шансы возглавить хит-парады музыкальных каналов. «Такого в России никто не снимал!» - с воодушевлением рассказывает мне артист. Я понимаю. Я верю ему. Я уже столько раз слышал подобные фразы, что ничего кроме светлой и искренней веры у меня не осталось.

Чуть позже оказывается, что в понимании этой чудо-группы в продажу надо выпустить сначала макси-сингл треков из 5. Спокойно рассказываю, что синглы в российском шоу-бизнесе не продаются вообще, что подобное решение может сильно испортить имя, объясняю, почему после нулевых продаж сингла никому не захочется брать альбом и т.д. Исполнитель сомневается в верности моих слов, потому что, конечно же, он там, в сотнях километрах от Москвы, насквозь видит все схемы работы дистрибуторов и у него в голове уже есть беспроигрышный вариант собственной раскрутки.

Понимаю, что спорить бесполезно, а материал действительно интересный, решаю подождать, как раз пока пусть обещанный клип подготовят (съемки должны были начаться со дня на день). На всякий случай интересуюсь, сколько денег хотела бы получить группа. В ответ получаю цифры в несколько раз большие, чем, например, гонорар Карандаша за третий сольный альбом. С трудом справившись с эмоциями, объясняю, что для подобных денег сингл должен продаться космическим тиражом. В ответ получаю стопроцентную уверенность в том, что все именно так и будет. То есть сингл из пяти треков группы, название которой неизвестно никому даже в интернете, продастся в два раза больше, чем первый альбом Смоки Мо. А потом я получаю решающий аргумент: а нам уже предлагают подобную сумму на другом лейбле. Искренне пожелал удачи.

Разговор состоялся полтора-два года назад. Ни клипа, ни сингла, ни альбома, ни одной песни на сборниках, ни одного упоминания о группе я так и не услышал с тех пор. Их нынешняя судьба остается для меня загадкой.

Вот как их назвать? Маленькие и глупые.

История, к слову, очень неприятно повторилась несколько дней назад. Группа, на счету которой 2-3 попадания на сборники и локальная известность (но далеко не популярность) в своем городе, близка к выпуску дебютного альбома. Предлагаю свои услуги, объясняю ситуацию на рынке, оперирую конкретными цифрами, не скрываю, что готов отказаться от прибыли и в случае совсем уж маленьких продаж доплатить из своего кармана. Глупость, конечно, но просто материал хороший и мне, скажем так, близкий. Слышу сумму, которую группа хочет получить. В три-четыре раза больше, чем могут принести продажи их альбома при самом оптимистичном прогнозе.

При всем этом ребята, по сути, сами отказались от выступления на фестивале Rap Music, который мог хоть кому-то напомнить о существовании этого коллектива.

Я, конечно, очень надеюсь, что у них все получится. И искренне желаю удачи. Вот только практически уверен, что через год этот альбом либо будет выложен в интернет либо выпущен на дисках - но в пустоту и вряд ли с каким бы то ни было гонораром для артистов. Так уже было - и не раз. Имена просто не хочется называть.

***

Если суммировать все, что я здесь написал, можно прийти к одному неутешительному выводу. Проблемы русского рэпа многогранны и касаются практически всех звеньев цепи. Загибайте пальцы:

- проблемы, связанные с состоянием музыкальной индустрии: отсутствие механизмов борьбы с сетевым пиратством, ценообразование, непрозрачность рынка;

- проблемы, связанные с самим русским рэпом: отсутствие хитов, низкое качество записи, загруженность рынка (сотни групп, среди которых интересные коллективы просто теряются);

- проблемы, связанные с русскими рэпперами: завышенная самооценка, непонимание реалий рынка, отсутствие стремления к самосовершенствованию (зачем делать лучше, если можно и так?), желание зарабатывать, парадоксальным образом соединяющееся с нежеланием создать продукт, интересный не только узкому кругу слушателей;

- проблемы, связанные с аудиторией: низкая платежеспособность, отсутствие ответственности перед исполнителем, ощущение вседозволенности, низкая адекватность;

- проблемы, связанные со страной, в которой мы живем: низкие розничные цены на диски, неработающие законы против пиратства, отсутствие профилированных СМИ.

Продолжать можно, боюсь, бесконечно. В любом случае перечень всех этих проблем можно заменить двумя словами: недостаток денег. У целевой аудитории, в индустрии и - как следствие - у исполнителей. И все больше и больше эта ситуация напоминает замкнутый круг.

источник


Часть 4
FAQ-постскриптум
В процессе написания трех частей «Холодной осени» я показывал эти тексты разным людям. И они задавали разные вопросы. Если ответить на них, то получившийся импровизированный FAQ может неплохо подвести черту под всей этой воплощающейся на наших глазах в жизнь антиутопии.

Q: Зачем ты это написал? Для кого, раз сам понимаешь, что это никому не интересно?

A: В индустрии в данный момент происходят достаточно важные процессы, которые со стороны, возможно, незаметны или непонятны. Я же описал их так, как вижу со своей позиции. На данный момент кризис, вызванный повышением оптовых цен, - самая важная тема. От развития этой ситуации зависит всё остальное. И можно сколько угодно искать в баттле талантливую молодежь и предрекать ей большое будущее, вот только если диски в России перестанут продаваться, смысла в этом не будет никакого. Я не верю в то, что кто-то из дорогих читателей каким-то образом изменит свою линию поведения в отношении русского рэпа и каким-то образом исправит ситуацию. В конце концов, на данный момент от рядового слушателя практически ничего не зависит. Хотя, если бы все по мановению волшебной палочки перестали вдруг скачивать рэп из Интернета, и исполнители, и лейблы вздохнули бы свободнее. Но это утопия, конечно.

Q: Неужели все так плохо?

A: И да, и нет. С одной стороны, нельзя не порадоваться за Басту и CENTR. Это исполнители, которых очень сложно обвинить в попсовости, однако они пробились (Баста) или подошли максимально близко к тому, чтобы пробиться (CENTR) практически на вершину шоу-бизнеса. Баста «2» - один из самых продаваемых альбомов этой осени из всех российских исполнителей. CENTR сделал невозможное и устроил какой-то апокалипсис в «Апельсине». Причем изначально решение проводить презентацию именно в этом клубе казалось очень спорным: маловероятным виделся сценарий, в котором московский рэп без звезд с ротациями сможет собрать этот недешевый клуб. Получился же какой-то сюрреализм, вплоть до толпы людей, не попавших внутрь. Если я не ошибаюсь, такого в «Апельсине» не было давно: а значит, на минуточку, CENTR - одна из самых популярных групп если не России, то Москвы точно. В то же время успехи хэдлайнеров жанра никоим образом не отражаются на тех, кто чуть-чуть не дотягивает до них. Создается впечатление, что от айсберга «Русский рэп» откололась льдина с успешными исполнителями и, наращивая скорость, ушла в плавание в водах шоу-бизнеса. А все остальные толпятся на краю айсберга, периодически сталкивают друг друга в воду, машут руками и кричат: «Возьмите нас с собой!». Но их уже, боюсь, не слышат. Ну и над всем этим ледяным пейзажем летает светлый и ничем не тронутый, тонкий до прозрачности образ Влада Валова, на этот раз в облике гангстера, который широко улыбается, смотрит вниз - и просто не видит ни айсбергов, ни льдин, ни толп рэпперов.

Q: Есть ли выход из ситуации?

A: Рыночная экономика, как нам известно еще со школы, характерна тем, что, несмотря на периодические кризисы, сама способна возвращаться к состоянию равновесия. Хочется надеяться, что так произойдет и с музыкальной индустрией. Впрочем, я бы всем посоветовал уже сейчас задумываться о тех временах, когда CD перестанут продаваться точно так же, как уже перестали продаваться MC (micro cassette) или, например, VHS. Когда это произойдет - а это неотвратимо - физические носители отойдут в нишу, занимаемую сейчас винилом, то есть станут раритетом, который приятно держать дома как коллекцию. Практически невероятен сюжет, при котором к тому времени в нашей стране успеют разобраться с интернетом и резко снизить количество пиратства. Значит, надо придумывать что-то принципиально иное. Radiohead хорошо заработали, выложив альбом в свободное скачивание, но при этом оставив слушателям возможность заплатить любую сумму за него. Но я сомневаюсь, что такой вариант подойдет для русского рэпа. Так что надо привыкать относиться к альбомам как к приятным сувенирам и плотнее работать либо с клубами, либо с телевидением, либо со спонсорами.

Q: Есть ли что-нибудь положительное в сложившейся кризисной ситуации?

A: Как ни странно, да. Во-первых, рынок русского рэпа должен очиститься, причем естественным путем. Потому что еще полгода-год назад ситуация была совершенно неадекватной: выпускалось буквально всё. Чего мы только не натерпелись за это время! И альбомы без мастеринга, и альбомы, записанные на домашний микрофон... Все это крайне негативно сказывалось на общем состоянии рынка и брэнде «русский рэп». Сейчас же, как я понимаю, будет намного сложнее довести релиз до выпуска. И пусть даже не будет аналогов ОТК, которые, кстати, необходимы - просто окончательно пропадет смысл выпускать всё, что попадает в руки (отдельный привет Владимиру Ферапонтову). Второй положительный аспект, на который можно надеяться: повышение качества тех проектов, которые все-таки будут выходить в продажу. Приведу пример. Если CENTR хорошо продается - а он хорошо продается - логично было бы второй альбом записать более качественно, более профессионально. Благо, на это есть и деньги, и ресурсы «Монолита». Так же и с остальными: переход в пресловутую «высшую лигу», туда, где есть продажи и деньги, все-таки должен сопровождаться улучшением самого продукта.

Q: Что можно посоветовать молодым исполнителям, только начинающим свою карьеру?

A: Очень хорошо подумать, нужно ли им это, а если нужно, то зачем. Разобравшись с целями, все-таки проще подбирать средства для их достижения.

Вот как-то так, дорогие и не очень друзья и недруги.


Последний раз редактировалось Саша Мёд, 22 ноября 2007 в 15:47.
offline
Ответить с цитированием