Показать сообщение отдельно
Арман
Всё
Сообщения: 9,915
Регистрация: 10.09.2006
Старый пост, нажмите что бы добавить к себе блог 30 июня 2007, 22:34
  #583 (ПС)
Где геноцид? Не вижу нихуя.... Ну ладно больше не буду с вами говорить бесполезно дураку что в лоб что по лбу...


Миф третий: Национализм “алашской интеллигенции”. Данный стереотип сложился еще в 1920-е годы и сохраняется поныне. Включает в себя, в том числе, отнесение первого поколения казахского “образованного класса”, лидеров движения “Алаш” к интеллигенции, традиционализм и антизападничество якобы присущие интеллектуальной элите.

Национально-освободительное движение “Алаш” возникает как крыло партии кадетов в Казахстане (1905), позднее перерастает в партию (1917, июль), формирует правительство “Алаш-Орда” (1917, декабрь). Характерна позиция лидеров движения председателя правительства Алаш-Орды Алихана Букейханова, глав правительства Туркестанской автономии Мухамеджана Тынышпаева и Мустафы Чокая.

Лидер движения “Алаш” Алихан Букейханов (1866-1937) – член партии кадетов (1905-1917), с 8 съезда партии (май 1917) – член ЦК к.-д. или “Партии народной свободы”. Вышел из партии к.-д. в связи с разногласиями по земельному вопросу и занялся созданием партии “Алаш” (1917, июль). При оценке представителей движения “Алаш”, принципиально важно, что лидеры “родственной” “Алаш” партии кадетов (“профессорской партии”) еще в 1908 году в сборнике “Вехи” однозначно заявили о своей принадлежности к “образованному классу”, а не к “интеллигенции”, подвергнув последнюю жесточайшей критике.

О традиционализме и антизападничестве. Алихан Букейханов относил себя к “западническому направлению” общественного движения казахов, которое “видит будущее киргизской [казахской] степи в сознательном претворении западной культуры – в самом широком смысле этого слова” и “возьмёт за образец... в частности Партию народной свободы” [Букейханов А. Киргизы // Формы нац. движения в совр. гос-вах. – СПб., 1910. – С.599].

Депутат II Государственной думы Мухамеджан Тынышпаев в одном из писем (1907, 8 апреля) заявлял: “Меня почему-то считают левым или даже крайне левым. Мне незачем скрывать своей политической физиономии – я кадет, а не левый … Я везде и всюду искал примирения интересов общественных и киргизских [казахских] и программа к.-д. вполне разрешает этот вопрос” [ЦГА РК, ф.44, оп.1, д.2584, лл.208-209].

Опубликованная 21 ноября 1917 г. программа партии “Алаш” состояла из 10 статей и включала утверждение демократической федеративной республики, национально-территориальную автономию Казахстана в составе России, парламентско-президентскую форму правления, разделение ветвей власти, прямое, равное и тайное голосование, отделение религии от государства, равенство всех независимо от национальности, вероисповедания, пола перед законом [Программа партии Алаш // Алаш-Орда: Сб. док-тов /Сост. Н.Мартыненко. – А.-А., 1992. – С.88-91].

Правительство Алаш-Орда во главе с Алиханом Букейхановым было образовано 5-13 декабря 1917 г., ликвидировано (Западное отделение правительства Алаш-Орды) 5 марта 1920 г. Правительство Туркестанской автономии (в советской историографии – “Кокандской автономии”), возглавляемое сначала Мухамеджаном Тынышпаевым, а затем Мустафой Чокаем сформировано 26 ноября 1917 г., ликвидировано 6 февраля 1918 г. Съезд, провозгласивший автономию Алаш, постановил образовать правительство (временный народный совет) “из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов”. В состав правительства Туркестанской (“Кокандской”) автономии вошли 54 человека, треть из них были представителями европейских народов, проживавших в крае.

Программные документы, политическая практика не подтверждают тезисы, стереотипы о традиционализме, этноцентризме, антизападничестве алашского движения.

О каком-либо радикальном национализме не приходится говорить не только в сфере политики, но и в обыденной жизни. Как известно, женой Алихана Букейханова была Елена Севастьянова. Близкий по взглядам к алашской элите государственный деятель, экономист, писатель Смагул Садвокасов (1900-1933) был женат на дочери А.Букейханова – Елизавете. Елизавета Садвокасова окончила МГУ, впоследствии доктор наук, профессор [Казахская Советская энциклопедия, т.9, С.611]. Алашский политик, глава правительства Туркестанской автономии, один из лидеров антибольшевистской политической эмиграции в Европе Мустафа Чокай был женат на Марии Гориной (сохранились воспоминания Мустафы Чокая, записанные и изданные Марией Гориной-Чокай). Можно привести и примеры Беркена Атчибаева – одного из руководителей Западного отделения правительства Алаш-Орды, Жумахана Кудерина, репрессированного в 1930 году как члена “группы Тынышпаева” и других.

Большая часть первого поколения казахской интеллектуальной элиты или “образованного класса” участвовала в движении “Алаш”. Идейные, политические основания этой элиты и пришедшей ей на смену в 1920-1930-е годы советской интеллигенции Казахстана кардинально отличались. В первую волну репрессий, в 1928-1929 и 1930-1931 гг., были арестованы, высланы в лагеря, две многочисленные группы видных представителей элиты – так называемая “группа Байтурсынова” и “группа Тынышпаева”. Позднее почти все расстреляны.

Парадоксально, когда между алашской интеллектуальной элитой и первым поколением советской интеллигенции ставится знак равенства. Как одинаково пострадавшими жертвами тоталитарного режима.

При этом игнорируется не только принципиальное идейно-политическое, мировоззренческое различие двух когорт, но и вооруженная борьба в период революции и гражданской войны, активное, если не сказать азартное участие части молодой советской интеллигенции в развертывании политических кампаний против алашской элиты. Во 2-й половине 1920-х и в 1930-е гг. казахстанскую прессу захлестнул поток разоблачительных статей о борьбе с “байтурсуновщиной”, “садвокасовщиной”, “чаяновщиной” и т.д., написанных первым поколением советской интеллигенции. Значительная часть из них признана “корифеями” литературы, науки. Их именами названы проспекты, улицы, вузы. Следует отметить, что политические кампании в газетах всегда предшествовали репрессиям – аресту, ссылке, расстрелу.

Едва ли не единственная публикация по данной теме – книга Ларисы Кудериной “Геноцид в Казахстане” (М., 1994), дочери репрессированного в 1930 году ученого Жумахана Кудерина (дело о т.н. “группе Тынышпаева”).

Образованная Ароном Атабеком в 1990 году Партия национальной независимости Казахстана “Алаш” с обретением, укреплением независимости Республики Казахстан в 1-й пол. 1990-х гг. сошла с политической сцены. Созданная в 1999 году Национальная партия Казахстана “Алаш”, не вполне обоснованно использовавшая брэнд партии начала XX века в совершенно иных условиях, в парламентских выборах октября 1999 года потерпела крах, набрав всего 2,76% по партийному списку, прекратила свое существование в связи с принятием нового закона “О политических партиях” (15 июля 2002 г.). Новый закон, в отличие от прежнего (1996), не допускает создание партий на этнической основе, использование в наименовании партии указаний на этнические признаки. Симптоматично, в контексте причинно-следственных связей, что незадолго до принятия закона, в апреле 2002 года Минюстом РК была зарегистрирована Русская партия Казахстана, просуществовавшая 3 месяца. Удивительно прожектерство лидеров казахских и русских этноориентированных движений, возникших в преддверии президентских выборов 2005 г., официально преобразовать движения в партии. Что четко ограничивается законом 2002 г.

Характерные для казахских национальных партий и движений 1990-2005 гг. приверженность традиционализму, экстраполировались на движение “Алаш” начала XX века. Типичный признак нового мифотворчества, пример того, когда настоящее, конструирует прошлое.

offline