Показать сообщение отдельно
Double V
☭Огонь по штабам!☭
Аватар для Double V
Сообщения: 16,303
Регистрация: 05.03.2002
Откуда: Soviet Tibet
Старый пост, нажмите что бы добавить к себе блог 12 февраля 2007, 22:44
Домашняя страница Live Journal
  #15 (ПС)
В тибетском буддизме Mahakala (по-тибетски- Gonpo), Великий Черный Властелин Трансцендентного Знания, изображается в виде гневного, даже демонического божества – на вид парадоксальная манера изображения того, кто является как проявлением огромного милосердия Господа Будды, так и главного защитника его учения. Черный по цвету, он несет в своих шести руках огненный кинжал, череп, наполненный кровью или мозгом, трезубец, четки из черепов, барабан и цепи. Все же символизм этой устрашающей фигуры напрямую связан с его высшим назначением: защита живых существ от всякого проявления эгоизма. Ключ к его истинной природе содержится в огромном покое, выражаемом в обряде Mahakala, поскольку, хотя внешность Mahakala устрашает, сущность его – само спокойствие. Mahakala держит в руках огненный кинжал, чтобы перерезать нити жизни демонов – всего того, что необъяснимо и не доступно пониманию, поскольку зарождается в глубинах психики человека, и что не только мешает, но зачастую и владеет им. Другая рука держит череп, до краев наполненный мозговым веществом, которое он выливает себе в рот. Во второй паре рук Mahakala держит трезубец, символизирующий единство реализованных в Будде моделей познания, общения и проявления, и четки из черепов - символ его действий, выводящих все живые существа из состояния страдания. И, наконец, в третьей паре рук он держит барабан, призывающий все силы повиноваться ему и цепи, чтобы сковывать тех, кто мог бы повернуть вспять процесс объединения и развития.
Традиция Mahakala tantra восходит к Будде, явившемуся индийскому мудрецу Шавари (одному из 80 mahasidddha – мастеров-йогов) и дал ему учение во втором веке. Принесенная в Тибет в 11 веке Khedrub Khyungpo Näljor, основателем традиции Khyungpo Kagyü, она в конечном итоге передана в 15 веке Je Tsongkhapa, который в свою очередь передал ее своему ученику Khedrub Geleg Pälsang. Он собрал воедино многие комментарии и sadhana, связанные с Mahakala tantra, и именно на этом собрании в значительной степени основана Mahakala sadhana традиции Gelug. Хотя текст Sadhana одинаков во всех монастырях Gelug, стиль исполнения в разных монастырях отличен, и потому, стиль Тантрического колледжа Gyütö уникален.
В то время как Sangwa Düpa gyushung в Gyütö всегда исполняется а капелла, Mahakala tantra исполняется как в сопровождении музыкальных инструментов – как это слышно здесь – так и без них. Пение 12 лам и монахов сопровождается тарелками (rolmo), барабанами (nga) и пары radong, прямых шестифутовых труб для исполнения басовых мелодий. (При исполнении этой sadhana без инструментов, члены Колледжа ударяют своими четками о свободную руку, обеспечивая ритм пению). Исполнение всей Mahakala sadhana занимает около двенадцати часов; однако, более распространенным, чем зачтение всего текста является исполнение отрывков, длительностью от трех до пяти часов.




Махакала вошёл в состав буддийского пантеона Ваджраяны из ряда божеств тантрической индийской йоги. Его прототипом считают Бхайраву (букв. "Ужасающий"), один из эпитетов Бхайравы – Махакала. Но если для одних Бхайрава-Махакала – это манифестация Шивы (др.-инд. Çiva, "Благой", "Приносящий счастье"), то другие видят в Махакале проявление Авалокитешвары (тиб. spyan-ras-gzigs = "зрящий глаз", вероятное значение – "Видящий Бог"). Известно, что Шиву также именовали Махакалой в значении "Великое Время". Шива изначально занимал обособленную позицию по отношению к богам арийского пантеона, а исследователи отмечают, что в образ Шивы вошли элементы доарийского происхождения. В индуистском пантеоне Шива сохранил свой отчуждённый характер. Он рассматривался как совершенный йогин, ведущий аскетический образ жизни, а местом его обитания на Земле называлась гора Кайлаш в Гималаях. Там, как считалось, он пребывает в виде божественного подвижника, погружённого в медитацию, отрешённого от мира. Йогины считали Шиву своим покровителем. В индуистской триаде Шива стал воплощать космогоническую функцию разрушения (это связывалось с циклом вселенной: создание-поддержание-разрушение). В шиваизме эта функция неразрывно связывалась с творением, и из этой идеи, вероятно, появился один из его эпитетов – "Великое Время". В иконографии Шиву изображали как в мирном, так и в гневном аспекте. В последнем его "ужасающий" характер стала подчёркивать свита вредоносных могущественных существ. В шиваизме образ Шивы неразрывно связан с образом его супруги Деви, почитаемой под многими именами (Кали, Дурга, Чандика, Парвати, Ума, Гаури и др.). Вспомним, что в Ваджраяне Шридеви (тиб. Палден Лхамо) считается духовной супругой Махакалы. Шактизм – почитание творческой энергии Шивы (шакти), воплощённой в образе Деви – стал наиболее значительным ответвлением в средневековом шиваизме.

offline
Ответить с цитированием