Привет с Урала, дорогой Друг!
Решил сообщить тебе о своих делах. Извини за долгое молчание, оправданий у меня по этому поводу нет. Хочу представить на твой суд свой музыкальный альбом «Скептик», который является результатом работы двух людей: меня (автор текстов и вокал) и некоего Алексея Снапова (музыкальный коллаж). Мне интересно твое мнение об альбоме, я хочу услышать твои пожелания, твою критику... Я слышал уже достаточно высказываний по поводу своего творчества, но хочу услышать именно твою оценку, ведь возможно именно она повлияет на дальнейший вектор моих исканий. В предыдущем своем письме ты просил меня дать подробный анализ нынешнему положению дел в Культуре и я, выполняя твою просьбу, на страницах этого письма постараюсь наиболее полно изложить свое видение сложившейся ситуации.
Я стал слушать рэп-музыку в 94-ом... Началось это с просмотра боев Майка Тайсона, документальных фильмов о нем. Сначала я обращал пристальное внимание на его филигранную, рациональную технику, на его холодную, дозированную ярость... Митч Грин, Тревор Бербик, Тайрел Бигз, «Костолом» Смит, Лари Холмс, Майкл Спинкс – это расцвет Майка, его лучшие времена... Это его «коронный» маятник, это жестокие кроссы через руку, это перекрестный огонь хуков, это смертельные апперкоты, не предназначенные для челюсти простого смертного...
Позже я стал обращать внимание, что в фильмах экзекуции Бруклинского Голубятника сопровождаются незнакомым мне ранее строптивым, скоростно-тяжеловесным ритмом, который оплетал глухой, мощный бас...И все это вместе с голосом отчаянного, безудержного бунтарского веселья, который призывал опровергать, ломать, биться ради некогда поруганного, растоптанного, осмеянного, освистанного. И в тоже время это был призыв созидать Новое... Я осознал, что это МОЯ МУЗЫКА, музыка моей души, которая нуждалась в духовной подпитке. Возможно, я чересчур идеализирую то время, тех героев. Возможно...
ICE-T, PUBLIC ENEMY, KRS-ONE, ICE CUBE, RUN DMC, GANGSTARR - для меня в то время это были имена небожителей, учителей, которым я внимал, проецировал их стиль поведения на себя, примерял их роли. Где-то году в 96-ом я начал сочинять. Основная трудность заключалась в том, что уже с семилетнего возраста я рос на творчестве Владимира Семеновича Высоцкого, его песнях и не хотел рушить преемственность поколений, не хотел забывать наследие, которое нам оставили Есенин, Гумилев, Вознесенский, Твардовский, Окуджава, творчество которых также служило и служит для меня ориентиром. Я пытался наиболее органично совместить музыкальные традиции черных и тексты, которые бы отражали наши российские реалии. Ко мне пришло осознание, что сама структура ритма, которая на тот момент преобладала в рэп-музыке, идеально подходит для изложения моих мыслей, переживаний. Но уже достаточно скоро я понял, что проблемы черной Америки мне малоинтересны, что в своих текстах никогда не буду использовать слова «рэп», «хип-хоп», «мс» и пр., так как считаю, что данные слова являются своего рода преградой для восприятия моего творчества окружающими. Для меня на данный момент абсолютно не важна атрибутика , поскольку она во многом противоречит моим стандартам и это не презрение к черным...
Просто я ДРУГОЙ. Я вырос в России, Челябинская область, город Златоуст.Этим все сказано. В негра мне не перековаться, да это и не нужно. Да и на заре хип-хоп культуры считалось нормальным, если ты отличался, был индивидуальностью. 80-е в рэпе были больше временем личностей, нежели групп и в отличие от героев нынешнего времени они чему-то учили, а не просто констатировали факт своей псевдокрутизны. Ситуация, которая стала складываться в русском рэпе (само словосочетание мне режет слух, нокак ни парадоксально, оно у нас прижилось ) меня изначально мало устраивала, так как примерно 80% исполнителей копировали афроамериканцев, латиносов. Возможно, копирование на начальном этапе - неизбежное явление, но я сейчас говорю даже не о технике читки, а об образе мыслей. Я знаю группы, которые уже в достаточно дееспособном возрасте продолжают перенимать ухватки, жестикуляцию черных, совершенно забывая о национальном архетипе, который присущ русскому этносу. Аляповато выглядят междометия «yо», «уа», «ага» произносимые русским, татарином, чувашем, тувинцем и представителями других народов, объединенных одной судьбой на общей земле – в России. Послушайте русский рок ( это словосочетание мне слух не режет, видимо, в силу того, что слово «рок» является синонимом слова «судьба»), но не нынешние группы, а коллективы начала – конца 80-х, в частности группу «Кино». Совершенно свое звучание, своя сокровенная лирика, которая явно не похожа на творчество заокеанских рок – музыкантов. Друг мой, не знаю почему, но в русском рэпе нет по-настоящему культовых героев. Я знаю, что будет бестактным переход на персоналии, но все же решусь на это. Как ты оцениваешь творчество Лигалайза? Его «поэзию» многие оценивают достаточно высоко, но для меня лично его стиль гроша ломаного не стоит. Внешняя оплетка его мыслей меня не привлекает, так как за всем этим стоит необоснованная бравада, понт, узость сюжетов, свойственные для героев ala 50 cent. Его стиль я считаю грубым издевательством над русским языком, мышление гротескно-убогим, приземленным. «Три крутых G курили «Беломора» пачку...» И что? Это вершина отечественной мысли? Какие G`s? Андрей Владимирович, вероятно, отождествил себя с Bloods & Crips? Я бы понял данную строчку, если бы Андрея Владимировича звали Evil-E и, соответственно, проживал бы он в Южном Централе (США), а не в Останкино (Россия). Мне интересно узнать, кем будут те, кто растет на его песнях и «опусах» Мастера ШеFFа?
Самое интересное, что оба эти господина называют свои творения громким словом «лирика». Песня Владимира Семеновича «Кони Привередливые» - это Лирика, а «телеги» «Звони 02», «Пачка сигарет» (как совесть-то позволила?)и т.д. и т.п. может и Техника, но в плане художественной красоты и смысла, увы, Хуйня. Как можно рассчитывать на то, что после поэзии Пушкина, Лермонтова, Есенина мыслящий человек будет всерьез воспринимать широкоштанных апологетов бога Джа? Возможно, кто-то считает мои требования необоснованными и завышенными, но мне, как человеку более или менее образованному, надоела пропаганда убожества и скудоумия, наркомании и блядства. Безусловно, личное дело каждого, как прожигать собственную жизнь, но неужели необходимо постоянно бравировать травокурением, драгдилингом?.. Некоторые люди из хип-хоп сообщества считают веским утверждение о том, что у каждого есть свой выбор, своя голова на плечах, но когда подростку тринадцать, он зачастуюв своем поведении руководствуется образом своего кумира, критичный подход у него попросту отсутствует. Я не призываю закоренелых травокуров начинать ходить в спортзал и пить кефир, но призываю их не выставлять доблестью, добродетелью употребление наркотиков в своих песнях; призываю следить за своим словом... Друг, я не противопоставляю себя кому – либо, данная тирада является итогом переосмысления моего подхода к Культуре, начиная от слепого поклонения ей (пусть и не слишком продолжительного) и заканчивая полным отказом от околотворческой мишуры, от всего наносного: каннабиса, моды, сленга... Я благодарен черным за уникальный музыкальный каркас, который используется мною в качестве оправы для моих чувств, но и не более того.
Вряд ли я буду жить в Америке, и уж точно мои тексты не будут англоязычными, так как я не смогу проникнуться духом Запада, их моралью, их стереотипами поведения. Друг, я призываю развивать национальную мысль. Неужели трудно стряхнуть с книжных полок пыль и сопоставить уровни лирики поэтов серебряного века, шестидесятников и лирики нынешних «мастеров слова»? Многие могут мне возразить, мол, Рэп – это не поэзия, а свобода в приемах, способах отражения реальности. Но тогда пусть люди, которые пытаются культивировать рэп – музыку на русском языке, но с ортодоксальной бруклинской тематикой ( которая зачатую отражена нашими исполнителями косноязычно ) не удивляются тому, что их творчество не вписывается в перфокарту российской действительности. Да, у нас, к несчастью, тоже есть нищета, наркомания, коррупция, мафия, убийства, проституция, СПИД, расизм , терроризм - но на этом сходство между районом Браунсвилл города Нью – Йорка и районом Эльмаш города Екатеринбурга заканчивается. Афроамериканцы ( да и вообще американцы ) и россияне духовно не тождественны. И быт у нас - разный... Не надо определять наши микрорайоны, в которых преобладают «хрущевки» и «сталинки» как «гетто». Гетто – это район проживания дискриминированного национального меньшинства. В России у власти - не Гитлер, да и национальные меньшинства у нас в стране опекаются больше, нежели государствообразующая нация – русские. Гетто у нас по определению нет, есть районы с износившейся инфраструктурой, с высоким уровнем преступности, в которых проживают люди самых разных национальностей. Возвращаясь к культурному уровню американцев и россиян, рискну утверждать,что по количеству художников, композиторов, поэтов, режиссеров мы все еще преобладаем, несмотря на то, что наших детей пытаются развратить низкопробным ширпотребом западных боевиков, тупых комедий, порнографии; несмотря на то, что им исподволь подсовываютпродукцию фабрики духовных кастратов... Неужели многие из нынешних исполнителейфразами типа: «...Порно надоело, он стал наркомагнатом...» или «...Прущими травами, о...енными телками...» хотят плодить наркоманов, барыг, проституток? Сознательно, вероятно, нет. Да и группы, цитаты которых были приведены, слишком разные идейно. Но тем не менее, факт остается фактом: не все из подростков могут критично воспринимать рэп-музыку, они склонны воспринимать ее целостно, не особо выделяя минусы и плюсы предлагаемого.
В дальнейшем, мало кто из них будет зациклен только на траве (что само по себе тоже не является особо полезным): кто – то попробует наверняка что – то еще...
Конечно, между прослушиванием очередного «мегаблокбастера» и дальнейшей судьбой носителя Культуры прямой причинной связи нет. Возможно, нет... Но матери и отцы продолжают плакать, седеть. Друг мой, я прошу тебя задуматься... Считаю, что «мы в ответе за тех, кого приручаем».
Безусловно, далеко не только мои коллеги по цеху виновны в духовном упадке народа. Многие из них люди достойные, до которых мне в нравственном плане расти и расти. И на моем альбоме также присутствует фраза: « Я приколотил... Через пыльное стекло окна проникает утро и отступает тьма...» На данный момент я испытываю угрызения совести по поводу этой фразы, но менять в тексте ничего не собираюсь, так как данная песня является одним из этапов формирования моих нынешних взглядов. Но как и было тебе сказано мною ранее, я прошел весь путь от восторженного поклонения идолам до оставления себе на вооружение одной лишь музыкальной формы, основы. Извини, что письмо приняло такой в целом негативный оттенок, но по-иному на данный момент я высказаться не мог. Видимо, в двадцать пять на многие вещи начинаешь смотреть несколько по-иному. Считаю, что необходимо повышать качество образов, качество слова... И отрадно сознавать, что такая тенденция получила развитие... Та же «Каста», фрагмент творчества которой был использован мною в качестве отрицательного примера, в свое время была для меня неким откровением, образцом. Я и помыслить раньше не мог, что в таком жанре как рэп можно рисовать сцены сражений... «Сколько воинов...» я до сих пор считаю классикой поэзии в русском рэпе, наряду с песней «Сестра». Но я просто не могу понять песен из разряда «Юго-Восточная Европа», где очевидная грязь выставляется как некий подвиг. Я не призываю вводить цензуру, но прошу думать над каждым своим словом, ведь каждый, кто пишет, должен сознавать какие всходы принесут брошенные им зерна в душу слушателя. Да, и ICE-T, и ICE CUBE, и PUBLIC ENEMY призывали к убийству полицейских, корейцев; разжигали ненависть к евреям, к белым. Но они по крайней мере повышали уровень самосознания черных, призывали их к борьбе...
Чему учат народ русскоязычные исполнители?..
Подумай над этим вопросом!
Желаю тебе удачи, творческих успехов, здоровья!
Пиши...
28.04.05 г.Екатеринбург. Большой Друг
P.S. Смешно после прослушивания «телеги» «Если ты в столицу прибыл...» слушать «телегу» «Письмо президенту»...
От себя добавлю: альбом этого человека выложен здесь-
https://www.hip-hop.ru/forum/bolshoi-drug-skeptik-albom-ekaterinburg-116-rec-51285/