ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 Плагины для обработки звука
Итак, начнём, мой чёрный брат.
Обработка голоса начинается... с подготовки голоса к записи. Читайте, разогревайтесь, распевайтесь, пейте сырые яйца или танцуйте вокруг костра. Что угодно, что требуется вашему вокалу, чтоб звучать максимально хорошо до того, как вы станете к вашему микрофонному брату.
Голос готов! Комната готова? Нет? Тогда стоит подумать о ней, перед тем, как записать свой хит. Стоит провести какое-то время, почитав
эту тему, и приведя своё помещение в хоть приближенное к порядочному состояние.
Далее: на студиях под каждый вокал и каждую песню подбирают свой микрофон/пред/компрессор. У нас
в гетто таких возможностей нет, и мы рады недавно купленой звуковухе со встроенным предом. Не беда, придумаем что-нибудь! Первые два пункта обработки голоса (а именно – комната и сам голос) у нас в порядке, так что и микрофон за 200$ долларов может получить заряд хорошо звучащих рэп-сочинений. Если комната звучит плохо, то вам ничего не поможет.
Приступаем к след. пункту обработки вокала – правильное расположение микрофона относительно помещения и несомненно талантливого рэппера. Мой совет – не поступать, следуя логике, а попробовать каждые 20 см комнаты и выбрать место, где звучит лучше всего. Расположение микрофона – это важно. Поставить микрофон посреди комнаты, не поэкспериментировав – дилетантский подход.
Выбрали место? Замечательно. Теперь распологаем себя напротив микрофона. Свистящие вырезают кусочки мозга? С ними бороться стоит именно сейчас, а не когда голос уже записан. Попробуй стать немного в бок от микрофона/ниже/выше/экспериментируй, где-нибудь должно звучать лучше всего. (Кстати, очень часто проблемы со свистящими связаны с дикцией. Заставьте таланта больше работать губами (
), я серьёзно). То же касается и других возможных проблем (перечислять смысла нет, суть вы уловили).
Теперь ваш голос должен звучать приемлемо, без использования каких-либо плагинов или железных приблуд. Если то, что написано выше не было соблюдено, то последующая обработка вокала превращается в решение проблем, созданых вами же, а не то, что мы должны делать на самом деле.
Талант готов, мигает красная кнопочка, ЗАПИСЬ. (через 5 часов) Песня записана. 80% дела уже позади, поздравляю!
Теперь мы усердно вслушиваемся в записанный материал и не спешим кидать несусветное кол-во плагинов на дорожку. Стоит понять, что мы будем использовать и зачем. (Конец первой главы
)
Далее, мы
скачиваем покупаем вот
эту лабуду. Waves делают замечательно звучащие плагины.
Не знаю почему, но некоторым они надоедают (наверно просят денег на новую шубу), и этим некоторым хочется чего-то нового. Ради бога, вам
сюда. Экспериментируйте.
Тут небольшое отступление: большинство современных плагинов пытаются эмулировать железные приборы, что у них в какой-то мере получается. Вопрос, что лучше, плагин или железный вариант, неоднозначен. Я предпочитаю использовать и то, и то, в зависимости от ситуации. 99%, что я буду использовать плагин, а не галимую железку за 200$, пусть даже и железку.
Как уже писалось выше, стоит понимать, почему и зачем мы вешаем плагин на голос. Так уж вышло, что наши голоса звучат по-разному, а песни имеют разные задумки, поэтому какой-то магической последовательности или алгоритма нету и не может быть. И только, блеать, спросите про это, забаню
НО, есть пару советов, которые могут помочь.
Начнём с
эквалайзера.
Слух можно и нужно развивать, поэтому новичкам предлагаю пройти
этот курс, чтобы лучше слышать частоты.
Как правило, всё, что ниже 60Гц, нам не нужно. Мы этих частот не услышим, а компрессор может выдать пару гадостей, если мы их не отфильтруем.
Магических частот, которые нужно опускать/поднимать несуществует, поэтому делаем всё сугубо на слух. Что я могу сказать – свистящие находятся выше 5кГц, немного опасная зона. «Воздух» - как правило выше 10кГц. Остальное – по-разному для каждого голоса.
Лично я предпочитаю примерно определить частоту, которую я хочу отэквализировать, и работать с ней. Новичкам возможно поможет поднять поднять полосу эквалайзера на, допустим, 6дБ, параметр Q примерно 3, и медленно крутить параметр частоты, пока не будет найдена проблемная, и избавиться от неё после.
Компрессор.
Опасный зверь. Перед тем, как использовать стоит на 100% понять принцип работы, а то не миновать проблем гору. Используется, чтобы контролировать динамический диапазон (громкость) голоса. В принципе это так. На самом деле, прижать компрессором голос – дело не сложное. Тяжелее, наоборот, «создать» динамику с помощью него. Если к вам эта мысль сама по себе пока не пришла, думаю у меня её объяснить не получится.
Мы разобрались, что делает каждая кнопочка компрессора. Что же делать? Лёгкий способ отстроить компрессор: параметр threshold максимально в низ, ratio самое высокое. Начинаем настраивать Attack и Release. Должно быть место, где компрессор будет работать натуральнее всего (Запомните – лучшая компрессия, которую не слышно). Делаем на слух, магических цифр нет. После этого, поднимайте threshold до тех пор, пока голос перестанет звучать «зажато», а ratio выставьте в зависимости от того, насколько сильно прыгает громкость. (как правило ratio выставляется в районе 2:1 – 4:1).
Де-ессер
Используется для борьбы со свистящими и шипящими. Стоит понять, откуда у нас вообще появились проблемы со свистящими, и устранить их до начала «борьбы» с помощью де-ессера.
Одна из возможных причин – принцип работы компрессора и
особенности человеческого слуха.
Что это? Тот же компрессор, только он начинает «жать», когда выбранный частотный диапазон превышает threshold. То есть, нужно знать, начиная с какой частоты свистящие начинают вызывать проблемы.
Немного истории: изначально де-ессинг делался путём копирования вокала, отфильтровки у копии всех частот, кроме проблемных свистящих, и посылания в сайдчейн компрессора, обрабатывающего основной вокал. Нафига нужна история? Часто в де-ессерах можно выбирать, компрессить ли весь частотный спектр, когда происходит неприятное «ссс», или же компрессить только выбраный частотный диапазон. Лично мне больше нравится олдскульный метод, звучит натуральнее чтоли.
Теперь вечный вопрос: «Что первое, эку или компрессор?». Риторический вопрос – что вы хотите сделать, эквализировать компрессор или компрессить эквалайзер? Вопрос достоин бессонной ночи в раздумьях с бутылкой виски.
К этому моменту голос должен звучать как минимум «хорошо». Если нет, то тут уже ничего не поможет. Эмуляции лампы (так называемые утеплители) и плёнки – меняют звук, да, но даже близко не похожи на звук настоящей лампы и плёнки. Процитирую одного очень известного звукорежиссёра: «Тёплый значит скучный». Не могу не согласиться. Эксайтеры... знаю, что существуют дорогие железные эксайтеры, которые по слухам звучат хорошо, но все цифровые варианты лично для меня звучат ужастно. Использовать или нет, дело ваше. Я бы не советовал. Стерео-расширители – несусветная хуета, простите меня за мой французский. Ни на что, кроме как абсолютно испоганить звук, они не способны. Стереть из памяти. Навсегда.
Посыл (Send)
Что это такое, описывать не буду, читайте мануалы к вашему хосту. Посылают обычно копию голоса в такие штуки, как ревербератор и задержка (дилэй)
Реверберация
Что такое? Отражения звуковых волн от поверхностей. Почему? Наше ухо за тысячи лет эволюции привыкло постоянно слышать хоть какие-то отражения. Для нас это звучит натурально. Так уж мы устроены, тут ничего не поделать. При чём, чем дальше от нас находится источник звука, тем больше ревера мы слышим.
Зачем? Исходя из написанного выше, ревер помогает нам определить «глубину» голоса в миксе. Хотите, чтоб голос звучал, как будто талант читает прямо вам на ухо – не используйте ревер вовсе. Хотите, чтоб звучал где-то между инструментами – используйте. Чем дальше и «глубже» находится голос, тем больше времени пройдёт, пока отражения достигнут ваше ухо. Это мы настраиваем при помощи параметра Pre-delay. Чем больше и «живее» комната, тем дольше будут жить отражения. Это мы контролируем параметром Decay. Опять же, настраиваем на слух и пользуясь здравым смыслом, держа в памяти написанное выше.
Существует много типов ревербераторов и работать они могут по разным принципам, но эти два параметра можно контролировать, пожалуй, в каждом из них.
Высокие частоты обладают меньшей энергией, поэтому на дальних расстояниях «затухают» раньше, чем низкие. Это тоже стоит помнить, устанавливая глубину голоса в песне. Может быть стоит эквализировать возврат ревера?
Задежка
Тот же принцип, что и у ревера. Вы и ваш друг стоите по разные стороны каньона, и он кричит вам только что сочинённую рэп-строчку. На пару с самой строчкой, но чуть позже, прилетит эхо. То есть, в зависимости от времени между строчкой и эхом, мы можем определить расстояние и «глубину» голоса.
Обычно бывает slap-delay, который мы ассоциируем с 90-мы. Бывает Ping-Pong. Но, эти формальности ни к чему, с задержкой можно делать, всё что угодно, и не стоит забивать себе голову этими понятиями. Лучше экспериментировать. Неплохо, если с помощью дилэя мы можем
создать усилить грув песни. То есть, настраивать его нужно, следуя тэмпу песни. Можно экспериментировать с созданием сильных/слабых долей и т.д. и т.п. Вариантов для воображения тут море (как и везде в принципе).
Этих начальных знаний должно хватить, чтобы получился хорошо звучащий трек. Главное – неважно, что вы делаете, лишь бы звучало так, как вам нравится. То есть никаких ограничений не может существовать. Вешайте 10 эквалайзеров, 20 компрессоров, если вы
сумашедший считаете, что так звучит лучше.
Голос – самый лёкгий для обработки элемент песни, имхо. То, что написано здесь – мизерная информация, по сравнению с тем, что может быть сказано. Читайте книги по звукорежиссуре, не помешает.
А лучше не слушайте меня, слушайте, что вам говорят ваши уши. Да пребудет с нами сила.
Фрешта-а-а-ам
Либо поём гласный и автоматизируем mute гейта по сетке (grid'у), либо вырезаем кусочек гласного и так же копируем по сетке. Или .заем плагин camel space. менее "гибкий" способ, как по мне. попробовать стоит всё равно
Просьбы оценить сведение/запись песен кидайте в тему "Ссылки на ваши работы".