Подготовка А-капеллы и её сведение с минусом
Среда обработки: Adobe Audition (версия не имеет особого значения)
И так, в связи с огромным количеством сообщений с вопросами по поводу подготовки А-капеллы к сведению, которые уж е завалили мой ящик, я решил ответить раз и навсегда на волнующие многих вопросы. Сразу хочу заметить, что данная статья не выставляет каких-либо определённых ограничений в ваших действиях, так как практически всё, что связано с обработкой музыки, вокала, сведением, делается на слух. Я могу дать лишь некоторые рекомендации по обработке, а уж дальше вам и самим придётся немного (а кому-то до потери пульса) потрудиться, чтобы привести свою А-капеллу в состояние, достойное сведения. Обрабатывать и сводить мы будем в в таком программном средстве, как Adobe Audition 1.5, хотя версия данной программы не имеет особого значения, так как отличия среди версий заключаются практически лишь в оформлении и расположении средств управления. Не будем пользоваться дополнительными plug-ins, чтобы не заставлять вас скачивать из интернета все эти примочки, тем более, что, я считаю, можно вполне обойтись стандартными средствами рабочей среды Adobe Audition.
Приступим…
Весь процесс можно разбить на несколько этапов:
1. Запись вокала
2. Эквализация
3. Устранение шумов, щелчков и др. изъянов
4. Компрессия
5. Сведение
Запись вокала.
Записали…..
Эквализация.
Загружаем А-капеллу в Adobe Audition.
Я, например, привык работать на начальной стадии с моно-файлом, да и это намного удобнее.Если у вас стерео микрофон, то А-капеллу лучше преобразовать в моно-файл. Для этого открываем файл в Adobe Audition, переходим на вкладку ПРАВКА, выделяем весь файл, в контекстном меню выбираем копировать (или просто Ctrl+C), ФАЙЛ – НОВЫЙ, выставляем параметры аудио 48000 Hz Cтерео 32bit, жмём Ctrl+V или мышью ВСТАВИТЬ, далее ЭФФЕКТЫ->АМПЛИТУДА->МИКШИРОВАНИЕ КАНАЛОВ, выбираем самый первый пресет AVERAGE – это позволит нам смешать каналы в моно, но файл останется стерео. Пресет FULL MIX делает тоже самое, но при смешивании он просто скаладывает два канала и, следовательно, может возникнуть перегрузка, что приведёт к явному ухудшению качества. Всё, теперь исходный файл можно закрыть, а мы будем работать с новым.
Приступаем к эквализации. Превое, что нам неообходимо сделать обязательно – это вырезать низкочастотные составляющие, которые несут в себе основную «грязь» в вокале, а также частоты, на которых происходит ярко выраженный перепад звука букв П, Б. Для этого пользуемся динамическим эквалайзером: ЭФФЕКТЫ – ФИЛЬТРЫ – ДИНАМИЧЕСКИЙ ЭКВАЛАЙЗЕР. Там выбираем готовый пресет 10k100Hz (HighPass). Динамический эквалайзер предназначен для плавого вырезания частот, например, выбранный нами пресет вырезает низкочастотную составляющую звука от 10000Hz до 100Hz. Т.е. в начале эквалайзер вырежет частоты ниже 10000Hz, затем 9999Hz, 9998Hz, 9997Hz, … , 100Hz. Но, чтобы он вырезал нам только низкочастотную составляющую, которая несёт основную грязь в вокале, необходимо немного изменить настройки данного пресета. Щёлкаем по левой точке на графике (вкладка ЧАСТОТА) двойным щелчком мыши и в ячейке ЧАСТОТА пишем от 90Hz до 150Hz, в зависимости от голоса человека. Например, если голос басовый, грубый, то чтобы не потерять его основную мощь, пишем в ячейке 90Hz, если же голос не несёт в себе основной нагрузки на низкие частоты, то смело ставим 150-160Hz. На второй точке графика делаем тоже самое. Для своего голоса, к примеру, я выставляю 150Hz на обеих точках. Переходим на вкладку УРОВЕНЬ и сбрасываем настройки.
Далее сохраним этот пресет, чтобы не настраивать каждый раз заново. Над окошком с пресетами нажимаем кнопку добавить и задаём какое-либо имя, которое явно характеризует созданнй пресет.
Теперь приступим к выравниванию частотной составляющей голоса. Т.к. многие дешёвые микрофоны обладают не лучшим)) качеством записи и основной их проблемой является слишком низкий порог для высоких частот, то в процессе эквализации можно немного подтянуть нехватку тех или иных частот.
Если речь звучит не слишком разборчиво, то необходимо немного приподнять частоты в районе 3000-4000Hz.
Если голосу не хватает рехкости, то подтягиваем 5000-6000Hz, иначе немного приспускаем данный частотный диапазон.
Частоты в диапазоне 7000-9000Hz при чрезмерном усилении могут придать излишний свист голосу, особенно буквам З и С, поэтому к этим частотам необходим осторожный подход.
Для придания прозрачности звучания вокала используем поднятие частот в районе 15000-16000Hz. Дешёвые микрофоны, как правило, очень плохо записывают данный частотный диапазон, хотя в характеристиках он (диапазон 15000-16000Hz) может поддерживаться. Таким образом, чтобы улучшить звучание записи на таком микро, поднимаем частоты начиная с 10000-11000Hz вплоть до 16000Hz. Можно расширить частотный диапазон и до 20000Hz, но при этом возникнет огромное количество шумов, поэтому обладателям не лучших микрофонов лучше вообще не трогать частоты в районе 17000-20000Hz.
Бывает и такой изъян в записи вокала, как бубнение
. Это легко исправить немного приспустив частоты в районе 300Hz и 500Hz (но лишь немного, иначе речь потеряет свою индивидуальность). Излишнее поднятие частоты 500Hz приведёт к образованию призвука, похожего на телефонный.
Чтобы избежать перегрузки при поднятии частот, в ячейке ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ ставим значение -3dB, примерно. Также в графическом эквалайзере можно срезать низкие частоты, если динамический эквалайзер с этой задачей не справился полность (хотя такое случается очень редко). Вот так примерно выглядит графический эквалайзер для моей речи (моего микро ):
Если становится заметно, что запись становится только хуже от ваших настроек, то лучше отменить сделанные эквалайзером изменения и начать заново.
Устранение шумов, щелчков и других изъянов.
Устраняем щелчки. В записи могут присутствовать щелчки или треск, которые приводят к уходшению восприятия вокала. Чтобы их удалить идём в меню ЭФФЕКТЫ – Noise Reduction – Удаление щелчков. Выставляем настройки как на рисунке.
Жмём АВТОПОИСК УРОВНЕЙ и ОК. Делаем несколько раз УДАЛЕНИЕ ЩЕЛЧКОВ, при этом каждый раз меняем значение в ячейке ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (напр, 14, 20, 24, 30, 50).
Удаляем шумы. Для того, чтобы удалить шум наиболее качественно, нам необходим небольшой отрывок, где записан только шум. Если такой отрывок есть в нашей записи, то можно взять его, иначе просто записываем… точнее ничего не записываем, т.е. включаем микро, жмём записим и сидим тихо секунд 5… Далее выделяем отрывок с шумом, меню ЭФФЕКТЫ – СНИЖЕНИЕ ШУМА – СНИЖЕНИЕ ШУМА. Для наиболее точно снижения шума выставляем значение в ячейке FFT 24000. Этот параметр влияет разрешение снимка, который сделает Адоб Аудишн при сканировании шума. Точность выставляем как можно большее значение, однако 200-300 вполне хавтит для надёжного устранения шумов. Параметр СНИЗИТЬ НА зависит от уровня шума, содержащегося в записи. В основном вполне достаточно выставить значение 15-20 дб (если переусердствовать с этим параметром, то запись приобретёт очень неприятный металлический оттенок). Гладкость выставляем как можно меньше, лучше всего не больше 5, т.к. этот параметр влияет на то, какие погрешности разрешается допустить программе при снижении уровня шума.УРОВЕНЬ УДАЛЕНИЯ ШУМОВ определяет как бы «силу» применения фильтра… лучше поставить на 100. И обязательно необходимо обратить внимание на то, в какой ячейке стоит точка (УБРАТЬ ШУМ/ОСТВАВИТЬ ШУМ). Когда все настройки выполнены, жмём ПОЛУЧИТЬ ИЗ ВЫДЕЛЕНИЯ и ждём пока отсканируется выделенная область с шумом. Теперь закрываем это окно, выделяем нашу А-капеллу и снова заходи ЭФФЕКТЫ – СНИЖЕНИЕ ШУМА- СНИЖЕНИЕ ШУМА. Теперь уже ничего настраивать не нужно, просто жмём ОК, ждём пока происходит удаление шумов. Кстати, мы можем сохранить снимок нашего шума и использовать его в дальнейшем, чтобы не настраивать каждый раз заново… Для этого, когожа отсканировали шум, необходимо нажать СОХРАНИТЬ ПРОФИЛЬ (сохраняем в любую удобную для вас дирректорию, я, напр., сохранил в папку с самим Adobe Audition, хотя, конечно, удобнее сохранить в специально созданную для этих целей папку, чтобы при деинсталляции программы остались хотя бы настройки).
Компрессия.
Для начала, прослушаем внимательно нашу А-капеллу… Если даже после коррекции эквалайзером всё равно остались свистящие З и С, то это можно всё ещё исправить деессером. ЭФФЕКТЫ – АМПЛИТУДА – ДИНАМИЧЕСКОЕ СЖАТИЕ. В зависимости от силы «свиста» выбираем пресет из списка (мне, напр., вполне подходит De-Esser Light). Всё необходимо слушать, когда настраиваете, поэтому не забываем пользоваться кнопкой ПРОСМОТР/ТЕСТ (PREVIEW/TEST). Нажимаем ОК.
Теперь сама компрессия. Обратите внимание на волновую форму нашей записи… Она имеет, как правило, очень редкий вид, в смысле НЕПЛОТНЫЙ. Человек не может равномерно разговаривать, он не может находится постоянно на одном расстоянии от микро, поэтому на слух запись получается с перепадами громкости, некоторые звуки просто «проваливаются». Вот для устранения таких погрешностей в записи и необходим компрессор (хотя, он также служит для того, чтобы добиться как можно большей разборчивости, выделенности вокала без повышения громкости). ЭФФЕКТЫ – АМПЛИТУДА – ДИНАМИЧЕСКОЕ СЖАТИЕ. Выбираем готовый пресет VOCAL COMP, -24, +12dB, Fast. И жмём ОК. Что мы теперь наблюдаем в нашей записи? Она приобрела равномерный, плотный вид… а на слух это воспринимается, как более разборчивая и чёткая речь без перепадов громкости.
Сведение.
Ещё вокалу необходимо немного реверберации, чтобы придать более объёмное звучание. Я отнёс этот процесс к сведению, т.к. именно при сведении минуса с А-капеллой можно определить сколько реврберации добавлять. Её (реверберацию) можно добавить несколькими способами. ЭФФЕКТЫ – DELAY EFFECTS – СТУДИЙНАЯ РЕВЕРБЕРАЦИЯ. В настройках выставляем ДИФФУЗИЯ и ДАМПИНГ на 100%, ЗАТУХАНИЕ (СПАД) – 3000-4000 мс, РАННЕЕ ОТРАЖЕНИЕ примерно 20%, ШИРИНА СТЕРЕО – на слух и на предпочтения… Обычно ШИРИНА СТЕРЕО выставляется на 100% для придания объёма звучания, однако, если вокал необходимо немного выделить из общего микса, то ставим 0% или близкое ему значение, тогда реверберация сработает как бы в моно-режиме и будет располагаться точно по центру. И так ыставляем на 100%. Далее, ОБРЕЗКА ВЕРХНИХ ЧАСТОТ... лучше не выставлять максимальное значение ввиду того, что при реверберации высоких частот будут появляться призвуки и они будут вносить лишь грязь в А-капеллу. Выставляем на 7000. ОБРЕЗКА НИЖНИХ ЧАСТОТ… Здесь можно выставить на минимум – 20Hz . Т.к. мы при обработке А-капеллы вырезали, мешающие нам, низкие частоты. ИСХОДНЫЙ СИГНАЛ ставим на 100%, иначе вокал станет тише, а это придаст ему некоторую удалённость в пространстве. И, наконец, РЕВЕРБЕРАЦИЯ(ЭФФЕКТ), параемтр, определяющий непосредственно силу реверберации. Я использую примерно 20%, в зависимости от плотности минуса. Но это нужно регулировать на слух. Когда во время проигрывания минуса вместе с А-капеллой только становится слышна реверберация, то сразу же необходимо ослабить её где-то на 5%.
Второй способ реверберации более практичен, чем предыдущий, т.к. реверберация добавляется непосредственно на дорожку с А-капеллой в МУЛЬТИТРЕКЕ и мы можем регулировать все параметры в реальном времени, а следоватьно, слышать внесённые нами изменения и мгновенно ориентироваться. Начнём со стандартной процедуры сведения – помещение А-капеллы и минуса в мультитрек. Выбираем ВИД МУЛЬТИДОРОЖКИ и перетягивем мышью на превую дорожку минус, на вторую А-капеллу. «Подгоняем» А-капеллу так, чтобы он чётко ложилась под минус.
На дорожке с А-капеллой выбираем FX, там в списке эффектов выбираем студийную реверберацию и делаем те же настройки, что и предыдущим способом (Выделяем СТУДИЙНЯ РЕВЕРБЕРАЦИЯ и жмём ОПЦИИ). Нажатием на пробел мы можем прослушать произведённые изменения. Чтобы сохранить изменения нажимаем ОК.
Само сведение А-капеллы с минусом необходимо выполнять строго на слух и ориентируясь на волновую форму треков. Так, по фолновой форме минуса можно определить, где будет клэп, где кик. В А-капелле по волновой форме, по её пикам, можно наиболее точно выровнять А-капеллу и минус. При сведении вокал можно «разбить» в стерео, но здесь уже необходимо ориентироваться на минус. Если большинство инструментов в минусе находится в центре стерео-поля, то А-капеллу лучше развести в стерео, иначе оставляем в центре. Хотя, А-капеллу на припевах почти всегда разводят в стерео. Это нужно делать ещё до компрессии!!! Это можно сделать несколькими способами. Через дилэй, через смещение каналов и др. Мы будем «растягивать» вокал в стерео посредством дилэя. Выделяем фрагмент, который необходимо преобразовать в стерео. ЭФФЕКТЫ – DELAY EFFECTS – ЭХО С НЕСКОЛЬКИМИ ОТРАЖЕНИЯМИ. Выбираем готовый пресет Rich Double Tap и изменяем его и сохраняем, нажав на кнопку добавить. Как на картинке:
Вот и всё…. Бэк-вокал обрабатывается на свой вкус, но по тем же принципам, что и основная А-капелла.