МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ
Новые положительные герои борются со злом и скрывают свои лица. Вроде бы все понятно: хорошее-плохое, белое-черное, но общество отчего-то стремится к коричневому. Авторы сайта Антифа.ру идут на ВДНХ к фонтану Дружбы народов. Фонтан не работает.
Саша,
www.antifa.ru: «Если все эти дети, которые ходят со свастиками, поймут, что опасно быть фашистами, что кто-то может за это навалять, то все уйдет».
Ностальгический дух СССР с поправками на время. Кавказскую шаурму мирно поедают бритоголовые. Юные антифашисты хотели бы, чтобы так было всегда. Торговец шаурмой – тоже.
Продавец шаурмы: «Я служил в Советском Союзе. Как у меня душа была СССРовской, так она и осталась».
Во вторник – митинг ультраправых организаций возле Парка Культуры. Солидные дяди выступают под прикрытием бритоголовых и московской милиции.
Александр Севастьянов, сопредседатель национально-державной партии России: «Чем больше будет нерусских в стране, в нашей столице, тем больше буде стихийное сопротивление народа».
Группа молодежи пытается сорвать митинг. Завязывается драка, в которой побеждает сила. Антифашистов отправляют в кутузку, заодно достается и нашему оператору.
Исторический парадокс: антифа, движение антифашистов, пришло в Россию из Германии. В стране побежденного фашизма неонацисты – пай-мальчики по сравнению с их врагами. Появляются только в окружении полицейских кордонов, которые тут же атакуют сотни оголтелых антифашистов.
В стране, победившей фашизм, все наоборот. Антифашисты из Ижевска раз в неделю закрашивают неонацистские надписи на стенах домов. Бесполезно: на следующий день свастики появятся снова. Это – только часть неравной уличной войны.
Иван, антифашист: «Мы сами пытаемся бороться с нацистами, мы объявили им войну. Теперь из наших товарищей никто не застрахован от того, что его могут убить на улице. У них нет тормозов».
Численный перевес - на стороне наци-скинхедов. 23 февраля около 20 бритоголовых избило двух антифашистов. Олег до сих пор проходит лечение.
Олег, антифашист: «Очень серьезно избили. У них были ножи, гвоздодеры. Они хорошо подготовились, козлы».
В местном клубе – выступление панк-группы «Все стволы». Теперь панки кричат прописные истины, о которых в «приличном обществе» давно забыли.
Дмитрий «Сергеич» Ключников, лидер группы «Все стволы»: «Ненавидеть людей из-за каких-то расовых признаков – тупо».
«Скинхед» еще не значит «неонацист». Традиционные скинхеды, «трады», придерживаются духа 60-х, свободного от расовых предрассудков.
Серж, традиционный скинхед (показывает фотографию): «Это 1967 год. Лондон. Этим ребятам сейчас – 50. Кто из них больше на меня похож?».
Скинхеды-антифашисты – те же бритые головы, но с иным содержимым. Они убеждены: добро должно быть с кулаками.
Сеня, скинхед-антифашист: «Мы даже не трогаем каких-нибудь старых антисемитов. Это не наш сектор. Мы бьем тех подонков, которых есть за что калечить».
Клуб положительных героев – в одном из московских подвалов. Имя клуба просили не упоминать. Женя – герой антифашистской акции. То, как его во вторник тащили за ноги, показали даже по Евроньюс.
У бассиста хард-кор группы «Маршак» – день рождения. Веганский торт сделан без молока и яиц. Это, наверно, единственный клуб в Москве, где нет барной стойки.
Светлана, директор клуба: «У нас принципиально нет бара. Алкоголь – не для нас».
Музыканты группы «Маrshak» не пьют, не курят, не употребляют наркотики и не едят мяса. Они - против фашизма и любой формы дискриминации.
Тимур, вокалист группы «Маrshak»: «Мы против сексизма, дискриминации женщин».
Корреспондент: «Потому что у вас женщина – ударник?».
Тимур, вокалист группы «Маrshak»: «Не поэтому».
Дима, басс-гитарист группы «Маrshak»: «Вот из ваших слов исходит сексизм».
Корреспондент: «А как вы относитесь к лозунгу «секс, наркотики и рок-н-ролл»?».
Тимур, вокалист группы «Маrshak»: «Это смешно».
Это называется «стрейт эйдж» - «прямая линия». Молодое, незнакомое поколение индивидуалистов, научившееся ценить собственную свободу и уважать чужую.
Еще один английский термин DIY – do it yourself – сделай сам. Не нравится этот лживый и продажный мир, построй собственный. Контакты с шоу-бизнесом исключены. Концерт в защиту прав животных музыканты группы организовали в одном из питерских спортзалов. Веганская пища, стрейт-эйдж литература и музыка из разряда «смерть соседям». Но если бы Махатме Ганди сегодня было 20, он, наверняка, играл бы хард-кор.
Тимур, вокалист группы «Маrshak»: «Если взять нашу страну, то люди хотят сознательно себя одурманить, нежели смотреть на действительность трезвым взором».
Нынешнее поколение 30-летних, выросших в эпоху 90-ых, к своему ассортименту добавило еще и наркотики. Идущие на смену 20-летние больше не хотят быть мальчишами-плохишами. Они положительны, настроены на успех в полном соответствии с требованиями нового времени. Самые прогрессивные от похмельного наследия отказались.
В пабе «Кружка» стрейт-эйджер Петя с друзьями – как во вражеском стане. Три креста на майке означают «нет алкоголю, табаку и наркотикам». Ребята заказывают соки и минералку.
Корреспондент (официанту): «Мне пиво».
Петя, стрейт-эйджер «Вы бы потише это говорили!».
Корреспондент: «Почему? Я то могу себе заказать!».
Петя, стрейт-эйджер: «Нет, каждый имеет свободный выбор. Наверное, это немного подпортит концепцию…».
18-летний Петя рассуждает, как очень взрослый человек. Девушки с пагубными привычками, оказавшись по соседству, включаются в зону воздействия.
Петя, стрейт-эйджер (обращаясь к девушкам): «Они еще и курят. Зачем ты куришь? Это плохо для твоих будущих детей».
Главное - смотреть на мир трезвыми глазами. Многие не поверят, но это может быть даже весело.
Женя, стрейт-эйджер: «Приходите на ска, увидите, что мне веселее всех».
На следующий день на концерте ска-группы «Шлюз» ребята продемонстрировали, что значит веселиться на трезвую голову. Получилось убедительно.
Эти молодые люди - ночной кошмар муниципальных работников. Хард-кор – музыка новых положительных героев, граффити – их живопись. С точки зрения закона – форменное безобразие и вандализм. С точки зрения контркультуры – это культура.
Ваня, стенограффитчик: «Не все такие серые, не все - в толпе. Кто-то отделился и может действовать в другом направлении».
Пробраться через вентиляционные шахты под видом путейщиков в метротоннель на заветные полтора часа, когда отключен ток, – только для того, чтобы утром увидеть на Бережковской набережной такую картину - это протест и искусство – анонимное и бесплатное. Систему можно бояться, а можно ее высмеивать.
Ваня, стенограффитчик: «Свои идеи мы выплескиваем на улицах города, чтобы это было доступно каждому».
Петя, стенограффитчик: «Я пользуюсь и Макдональдсом и Кока-колой».
Ваня, стенограффитчик: «Я не пользуюсь».
Петя, стенограффитчик (показывает на граффити «Зачем!»): «Это круто. Потому что «Зачем!», а зачем не понятно.
Новые герои не выбирают «Пепси», они спрашивают «Зачем!», вместо вопроса ставят восклицательный знак и не ждут от нас ответа.
Ваня, стенограффитчик: «Запрещать запрещается, за анонимное и бесплатное искусство...».
Андрей Лошак, телекомпания НТВ.