Как дела, братья и сестры!
Вот, по прозьбам трудящихся, решил рассказать как я делаю минусы для своих телег. Я не претедую на полноту изложения и не утверждаю, что это самый правельный/простой/лучший способ делать минусы. Я решил написать
лишь для того, чтобы талантлевые рэперы, имеющие компьютер не зарывали свой талант в
землю и могли не только написать текст, но и при желании сделать к нему минусовку.
Для начала, разберемся, что мы хотим получить в итоге. Если мы хотим
сделать демку для себя и своей тусовки, то минусовку можно делать любыми
подручными средствами и программами, лишь бы себе нравилось. Если же мы
хотим в дальнейшем записать свое произведение на студии, то нам нужен
чистый бесшумный звук нашей минусовки. Тут есть два варианта: можно
нести на студию wav-файл с более-менее готовам минусом, к которому на
студии потом добавляется вокал(считка) и недостающие звуки по желанию.
Плюсы:
+ музыку может делать человек без какого-либо музыкального образования
+ мы не стеснены в средствах и можем делать наш wav в чем угодно,
сотворяющем wav, используя любые звуки из любых источников.
+ после сведения и мастеринга наш минус будет звучать точно так как мы задумывали
(если не лучше).
Минусы:
- в домашних условиях трудно добиться качественного звучания инструментов.
- Размер файла с минусом будет около 40-60 Мб (44 khz 16bit Stereo), так что чтобы отнести его на студию
надо использовать ~40 дискет/сжимать в mp3 с качеством не ниже 192kbps/ZIP-диск/снимать винт/использовать пишущий CD (лучший вариант).
Другой вариант заключается в использовании midi-файлов+нескольких wav-сэмплов,
которые поместятся даже на небольшое кол-во дискет. В отличии от wav файлов,
mid файлы не содержат в себе звуков, они содержат только сведения о инструменте,
последовательности нот, т.е. инструкции, необходимые синтезатору, чтобы воспроизвести
нужный звук. (Инфо см. на
www.midi.ru www.midi.com).
Плюсы:
+ Все всегда можно изменить (последовательность нот, инструмент, темп и т.д.)
+ Можно писать/видеть/распечатывать партитуру (ноты)
+ Очень маленький размер файлов (миди у меня никогда не был больше 300kb) + нужные сэмплы по желанию.
+ Им пользуются большинство профессиональных студий.
+ Качество звука ограничено студийным оборудованием.
Минусы:
- Чтобы качественно воспроизвести midi нужен сэмплер/дорогая звуковая карта >30$/дешевая звуковая карта+программные миди-тон-генераторы вроде Timidity,Reality,Yamaha SYXG-50\100,Roland Virtual Sound Canavas и т.д./внешний или внутренний тон-генератор (YAMAHA MU-100) (>150$)/General-MIDI-совместимый синтезатор(подойдут полупрофессиональные YAMAHA, CASIO CTK-ХХХ). Я пользуюсь вторым вариантом, хотя раньше пользовался третьим.
- Звучание миди-файла может отличаться на разных воспроизводящих устройствах (из-за ипользования ими разных звуков для одних и тех же инструментов).
- В принципе, желательно уметь хоть немного играть на клавишных и/или уметь читать ноты,
Я сам пользуюсь вариантом с миди.
Теперь, перейду к тому, как я пишу музыку.
Моя машина: AMD K6-200, ОЗУ 64Mb, Винт 1.7Гб, 2 СD: Samsung 32X и Mitsumi CD-RW(4/4/24), звуковая карта Sb-Live Value
Еще взял на время у друзей синтезатор Casio CTK-620L+миди-провод
Я пользуюсь программами типа Cakewalk Pro Audio 9, Sonic Foundary Acid 2Pro, Sonic Foundary SoundForge(+куча pluginов), DartPro 32, Awave 7.0, Power Chords Pro 2.1, Rebirth 2.0, Midi-Cable, Audioactive Production Studio Pro, Timidity, Yamaha SYXG-100, Total Recorder
Теперь, сам процесс:
(Требется чувство ритма, минимальные муз.познания, неплохое владение компьютером)
- пишу текст, так как музыку лучше подгонять под готовый текст
- В CakeWalk'e (можно пользоваться Cubase VST-дело вкуса и привычки) пишу сначала партию ударных, потом мелодию, потом басы, потом все остальные инструменты (я это делаю с синтезатора, но реально обойтись и без него, я так даже сделал около 5 минусов, но времени без него тратится раз в 10 больше чем с ним.). Все пишу естественно в миди. (Я пользуюсь звуковым банком Reality GM/GS 32Mb)
- Записываю все в Mid-файл
- В Total Recorder'e воспроизвожу Midi через свою звуковую карту (подойдет любая карточка с wavetable-синтезом, напр. Turtle Beach, Aureal Vortex 2, Sb Live!, Sb Awe 32/64 и т.п.) и записываю wave-файл. Если хочется писать с синтезатора-пожалуиста, но потом wave-файл лучше почистить от шумов в DartPro 32. Можно обойтись и без wavetable-звуковой карты и синтезатора. Кому интересно-подробности мылом.
- Записываю все нужные сэмплы с внешних носителей(микрофон, линейный вход звуковой карты) напр, с магнитофона и чищу их в DartPro.
- В Sound Forge колдую над сэмплами -использую Compresser/Limiter и DirectX pluginы.
- В Sounic Foundary Acid'е свожу мой большой wave файл с сэмплами. Получаю сведенный минус в большом wave-файле ~50mb.
В принципе, вот у нас уже есть готовый минус. Его можно нести на студию в виде Wave-файла (напр. на записываемом CD) или в виде Midi-файла + несколько Wave-сэмплов (во втором варианте, в хорошей студии звук выйдет лучше)
Дальше, если мы хотим сделать демку:
- Воспроизводим MIDI через компьютер или синтезатор или переписаный на магнитофон или диск wave-файл через наушники.
- Зачитываем наш текст в микрофон, подключенный к компьютеру напр, в том же Total Recorder'e. (Микрофон лучше подключить через микрофонный предусилитель к линейному входу звуковой карты, т к микрофонные входы карт обычно ощутимо шумят).
- Чистим наш файл с считкой в DartPro 32.
- В Sound Forge используем compressor/limitter, накладываем небольшую ревебрацию.
- В SF Acid'e сводим нашу минусовку со считкой, получается демка, которую можно записать на диск, кассету, сжать в mp3 и слушать на компьютере, отправить Валову на RAP-Music (а вдуг, пригласят, ведь минус уже есть :=) )
Теперь, маленькие хитрости, которые могут облегчить труд и улучшить результат:
- Чтобы очистить файл с шумами (напр. от мафона) в DartPro 32 мы сначала делаем Declick, если в записи есть щелчки), дальше с тишины с шорохом снимаем NoisePrint (отпечаток шума) и с ним делаем Denoise (убираем шорох). Затем в SF SoundForge параметрическим эквалайзером убираем частоты 50 и 100Гц (наводки от электросети 220В). Если все сделали правильно, звук должен получиться чистым (пауза в записи должна быть без щелчков на уровне не выше -60Db)
- Файл со считкой лучше прогонять через Compressor/Limitter (для того, чтобы выровнять громкость считки из-за отдаления и приближения к микрофону). Я пользуюсь Direct-X Плагином Waves Renaissance Compressor. Потом для глубины звука можно добавить дэцл ревебрации (Reverb).
- Следите, чтобы уровень сигнала в wave файле не пересекал 0Db, иначе будут слышны щелчки. Громкость файла лучше увеличивать Компрессором. Hо это не следует делать несколько раз с одним файлом, иначе с неправельно настроенным компрессором (Attack/Release Time) может быть слышна пульсация звука(незнаю, как описать это явление, кто услышит-поймет).
- Кому интересно, как без мощного компьютера и дорогой звуковой карты качественно перевети мидм в wave - пишите на мыло.
Первый блин-комом. Классно никогда не получается с первого раза. В программах трудно разобраться, так что этот способ - для терпеливых.
P.S. Это не единственный, не самый правельный и не самый простой способ. Я его ни кому не навязываю. Кому сложно разобраться-бегом в книжный за книгами по муз. программам.
Some people tell me that I need help
Some people can get fucked and go to hell
(C)
Cypress Hill