Почему решили не выпускать сборник «Рэп на 100%», а продолжить эпопею «Hip-Hop INFO»?
У «Hip-Hop INFO» есть своя история, и в определенный момент эта история приостановилась. Все началось в Санкт-Петербурге. Мы сделали радио-программу, не помню уже какое радио. На этом радио мы создали первую программу в Питере о хип-хопе, называлась она соответственно «Hip-Hop INFO». И мы собрали очень большое комьюнити, весь Питер слушал эту программу. Делались всякие акции, концерты вокруг этого.
Я под этим названием стал делать сборник. Самый первый сборник вышел на кассете. Помню, тогда Баскет быстренько нарисовал от руки обложку в московском клубе «Эрмитаж». Мы ее отсканировали, и на кассете вышла эта компиляция (в стране еще дисков не было) и дальше этот сборник распространялся и был самым главным, потому что там действительно все самое новое, самое лучшее было представлено. Позже сделали одноименный журнал, у него тоже очень большая история. И он дошел до 8 журнала. У нас был 8-й сборник и 8-й журнал. И на цифре 8 я решил остановиться.
Потом прошло 8 лет, и я подумал, почему бы не сделать в 2009 году 9-й сборник «Hip-Hop INFO». Получается, что 2009 год – 9 сборник, 2010 год – 10 сборник, и можно раз в год выпускать сборник, если конечно дистрибьюция дисков в нашей стране не вымрет. И что хочу сказать: зарекаться не буду, но журналами заниматься больше не хочется. Очень много сил и времени отнимает эта работа. Это все останется в истории.
«Hip-Hop INFO» немножко отличается от сборника «Рэп на 100%». Отличается своей начинкой. Я не исключаю возможности, что именно этот сборник будет работать и с другими лейблами в будущем, главное, чтобы лейблы существовали. А «Рэп на 100%» будет работать внутри лейбла.
Значит, будет два сборника – «Hip-Hop INFO» и «Рэп на 100%»?
Да! Они совершенно разные по своей структуре.
Возьмем сборник «Hip-Hop INFO»:
а) это рэп в хип-хопе;
б) он может быть не только внутри 100PRO, он может сотрудничать с другими лейблами.
Все очень просто. Идет политика лейблов. Их много, но они все какие-то раздробленные, т.е. нет такого типа: раз, два, три, четыре крупных лейбла, а все остальные маленькие идут под крышей этих лейблов и работают. Сейчас такого нет, поэтому в нашей стране множество слабеньких так называемых лейблов. Совершенно некачественные бездарные фонограммы летают вокруг хорошего рэпа, и их в плохом интернет качестве сложно сравнивать.
Например, делаешь сборник с чужими некачественными фонограммами, приходится ухудшать и свое качество, чтобы весь сборник одинаково звучал. А люди уже в интернете сидят, слушают. В колонках кто- то что-то матом выкрикнул и они довольны. Многие даже не знают, о чем идет речь.
Из художественной рэп литературы все искусство превратили в ежемесячные журналы и утренние газеты, из хороших больших рассказов, повестей сделали низкосортные статейки, вот и все.
Качество! Сборник «Hip-Hop INFO» соблюдает качество и традиции, поэтому был воссоздан.
По твоему мнению, кто сейчас вне лейбла способен представлять хип-хоп культуру? Кто делает хороший стафф?
С одной стороны, сейчас много интересных команд и исполнителей, а с другой - все-таки опыт берет свое, и когда слушаешь - понимаешь, что если бы здесь убрать это, а тут сделать по-другому, - получился бы хит. И данный артист занял бы достойную позицию в современной рэп музыке. Это реальный взгляд со стороны.
Меня очень часто спрашивают: «Кто по-твоему…», а я не могу ответить.
Как-то проводился опрос для какой-то премии, канал A-1 попросил: выбери, пожалуйста, как член жюри, лучшую рэп-группу: Каста, Ассай или Гуф.
Я так на все это посмотрел и сказал, что я выбираю Касту, потому что они хотя бы Фестиваль Rap Music прошли, в этом я увидел огромный их плюс. Однако их современное творчество я расцениваю, как комсомольское движение и такой рэп категорически не слушаю.
Гуф… Все-таки, с корявым русским языком считывать рэп, я считаю, нельзя! Я говорю о дефекте речи. Однако понимаю, что у человека много поклонников, но было бы здорово, если бы он писал кому-то тексты, а сам стал поэтом-продюсером. Было бы гораздо правильнее с точки зрения качества.
Такая же проблема есть у Ассай, который считывает через нос на распев, иногда мимо нот. Голос свой нужно ставить, стиль оттачивать, учится петь, если выбрал данное направление. «И так сойдет» - сегодня уже не проходит среди профессионалов.
С другой стороны, все спрашивают, а почему вы не сделаете ничего подобного. Да потому, что мы занимались долгое время историческими альбомами. Мы показали, что рэп может быть художественным материалом, как альбом «Легенды Гангстеров». Это художественная работа, она останется в истории русского рэпа на долгие годы. Биографические легенды о гангстерах в стиле рэп,- и мы первые в мире создали такой альбом. Все кто из корней хип-хоп культуры, очень серьезно к этому отнеслись, бытует мнение, что это переворот в рэп поэзии. А что касается альбома «Семеро Одного Не Ждут», я обещал через двадцать лет воссоздать, и я это сделал. Это тоже культовая, историческая работа о создании отечественного хип-хопа.
Если «Легенды Гангстеров» художественная, то эта историческая работа. Многие просто не поймут, потому что еще не были рождены в те времена, которые названы русским олд-скулом (1986-1989 г.г.).
Эти две работы останутся на многие годы, и по ним будут учиться будущие рэп-герои. «World Wide» следующий альбом Bad Balance, который будет интернациональным. В него войдут композиции с иностранными рэп артистами андеграунда, в миксе с отечественным современным пониманием уличной культуры. Мы будем говорить на разных языках одни и те же вещи! Честно говоря, мне легче взять и написать несколько рэп хитов для России и сделать так, чтобы зеленые человечки, интересующиеся поп музыкой брали у меня автографы в супермаркетах. Или взять и написать типа «Отвечай за Слова», или «Питер - Я Твой!!!», новую версию, и парни, которые поступили в ВУЗы или получили первую работу жали бы мне руки на улицах. Но это сильно просто для меня, я все это много раз уже прошел, ценности поменялись, и я продолжил творить историю. Мы планку давно поставили, много раз ее двигали выше и не перестаем останавливаться, в то время, когда ребятки со двора с нас сняли фишки и тренируются, объявляя победителей среди своих же. Bad B. в поиске создать что-то другое, на другом уровне, то что поймут следующие поколения.
Между альбомом «Семеро Одного Не Ждут» и «World Wide» есть некое временное пространство, в котором выйдет мой сольный альбом - Мастер ШЕFF «Премиум». Это мой четвертый сольный альбом, который откроет идеи мужских ценностей.
Не было ли идеи выпустить бонус к альбому «Семеро Одного Не Ждут» именно тот материал, что вы записывали 20 лет назад?
Я уже шутил на эту тему, что лет через двадцать мы это сделаем, когда это будет очень интересно. Он есть, и люди знают, что он существует, материал притаился, время для него не существует.
Кто-то в интернете написал, что случайно услышал, как я считываю в каком-то там 94 году рэп «Скоты», где они отрыли его я так и не понял. Но я действительно увидел это видео, и могу подтвердить, что это правда. Весь альбом можно найти по всяким хроникам былых походов Bad Balance.
Чего нам ожидать от альбома «Премиум»? Какие будут сюрпризы?
Я презентовал на радио композицию «Премиум». Это очередная визитная карточка ШЕFFа, которая вышла в свет, посредством радио и рэп сборника. Записано 5 – 6 композиций для альбома, но можно сказать, что работа только началась. Хочется, конечно, снять хорошие клипы, но плохая экономическая ситуация в стране и во всем мире не позволяет нам делать дорогие клипы.
Сейчас времена, когда нужно делать работы, которые не были бы дешевые, но несли бы идею и были бы верными в хип-хоп бизнесе. Я скажу так, будем стараться!
А как ты считаешь, имеет ли смысл снимать клипы для телевизионных каналов? Отбиваются ли деньги?
Естественно, надо понимать, для чего тебе это нужно. Есть два пути развития в русской рэп-музыке, и в русском шоу-бизнесе в целом.
Первый путь - это когда ты тратишь спонсорские деньги, а второй путь, когда ты тратишь свои личные. В рэп музыке не нужен бинокль, чтобы рассмотреть путь любого проекта.
Когда тратишь свои деньги, ты как правило пытаешься малыми средствами обойтись, и при этом сделать максимум пиара. Я это вижу повсеместно.
Дорогие клипы не отбиваются, но они придают статус артисту. Чтобы качественный добротный клип сделать, нужно около $ 50 000. Значит у тебя концерты должны стоить от $ 5 000, чтобы ты этот полтинник мог безболезненно отбить.
А у тебя задача же еще и заработать, и снять следующий клип для своего альбома.
Таким образом, вылезла новая группировка рэп клипмейкеров, которой достаточно снять за мелочь клип на дешевенькую камеру, смонтировать левой ногой материал и кинуть это творение в интернет. Потом группа отправляется на гастроли за 20 000 рублей по городам, которых даже на карте не найдешь. У мелких городов есть спрос на дешевых рэп артистов. Интернет завален промо этих концертов, имя исполнителя раскручено!
«Но это ли нужно для русского хип-хопа?», - я задаю всегда себе этот вопрос. Конечно, нет! Должна быть волна. Все что мы уже создали когда-то в определенный момент, даже сотой части этой волны нет сейчас. Рэп в глухом андеграунде!
Есть множество хороших групп и они как-то пытаются жить, что-то творить, а волны нет, и они умирают. Смешно там кто-то говорит - вот, на презентации Центра было 3 000 человек. На концертах Bad Balance было по 10 000 человек в каждом городе, а в турах на открытых площадях по 50 000 человек и больше.
В современном хип-хопе должны быть спонсоры, правильные идеи и качество, правильный промо отдел, профессиональные люди в средствах масс-медиа, которые могли бы отличить настоящее и качественное от дерьма. А таких людей у нас, к сожалению, все меньше и меньше. В СМИ сейчас сидят люди, которые ставят клипы в эфир, но они, как правило, совершенно не знают культуру.
Ну и естественно тогда - для чего это делать? Похожая ситуация не только в нашей стране, это во всем мире сейчас происходит. В Нью-Йорке недавно был, там во всех машинах слушают рэп 90-х. Люди перестали слушать модные рэп и рнб радиостанции, потому что там крутят рафинированные модные хиты. В магазинах, где раньше играли радиостанции, теперь играет все что угодно, только не радио синглы. Знаменитая Нью-Йоркская радиотанция Хат-95 упала в рейтингах, их аудитория потерялась в радиоволнах. А новые звезды хотят прежде всего бабки срубить. Но чтобы это сделать, нужно под формат этих радиостанций подходить. Выбор становится перед исполнителем!
В рэп больше не верят как в мировое сообщество. Хип-хоп комьюнити не верит в рэп, как в революционную культуру и музыку. Как когда-то рок останавливал войну во Вьетнаме,так позже и рэп стал чем-то единственным настоящим, приняв эстафету. Рэп долгое время был в сердцах миллионов людей, все в это верили и за этим шли. Сейчас поиск золота в рэпе стал на первое место, уничтожив философский камень, первоначальные идеи.
Альбомы Мастера ШЕFFа всегда имеют своего слушателя. Аудитория ждет моего сольного альбома, и я его буду выпускать для них, не подстраиваясь под так называемый формат.
У тебя раньше была программа на радио, где ты показывал народу рэп, какой он должен быть. Есть ли у тебя планы на радио или на ТВ такие проекты делать?
Я не пытаюсь из всего сделать рекламу, я не хочу пиарить все, что ко мне привлечет внимание. Я могу создать рекламу, положив незаметно материал где-нибудь на стол и уйти на многие годы, или закопать в землю. Все равно это найдется! Правильные идеи никогда не исчезают бесследно.
Я себя тупо пиарить не хочу, как это делают сейчас многие новые артисты. Но я хочу делать материал качественнее других артистов, мой статус не позволяет расслабляться.
Считаю, что пришел момент, когда рэп программами должны заниматься независимые профессионалы. Это должны быть люди, не имеющие своих личных интересов. Профессионалов я пока в СМИ не вижу, такие люди должны иметь свое лицо и быть неподкупными. Есть люди, пиарщики, которые понимают, отслеживают и что-то ведут, но они еще не стали теми яркими звездами хип-хоп пиара. Именно поэтому все программы о хип-хопе выглядят непривлекательно со всех сторон.
А как ты относишься к таким проектам, как, например, «Битва За Респект»?
Отношение? Парень из Петропавловска-Камчатского, который при нашей первой встрече разговаривал на сленге журнала «Хип-Хоп Инфо», решил заработать денег. Нашел рэперов со всего союза через свой сайт, уверил, что всех покажут по ТВ. Они приехали, поучаствовали в шоу, засветились и вернулись на свои прежние места.
Я понимаю всех новичков-рэперов, им хочется славы, они долго учились дома перед бум-боксами, сочиняли, рифмовали и вот наконец-то вышли. А тут приезжает сам президент на шоу и смотрит, точнее ждет, когда все это быстрее закончится. Ну, это его пиар акция, я тоже понимаю его работников, которые подумывают о голосах молодежи. Барак Обама любит рэп, точнее соул, а чем хуже наш премьер-министр?!
Я буду рад, если этот парнишка-продюсер из русской глубинки смог заработать денег на этом, если они вообще до него дошли, но они до него даже не дошли, а осели на канале Муз-ТВ, так как это была их совместная с президентом акция. И для чего рэп-продюсер это сделал, - для того, чтобы все посмеялись над рэп-музыкой и в конце услышали: «Рэп стал под контроль политики»? Нет, его никто об этом не спросил! Это все приведет к тому, что скоро мы увидим только тех рэп исполнителей, которых одобрят особые отделы.
Рэп- свободная музыка и каждый должен здесь отражать свои идеи, творческие идеи прежде всего, а не работу на политические партии.
Маяковский уже когда-то работал на советское правительство и писал стихи в этом направлении. Наверное, поэтому я больше люблю Пушкина, Есенина, Блока, Лермонтова.
Чего нового нам ожидать от твоих проектов? Я знаю, что ожидается 4-й альбом Ёлки, альбом Страйка…
Al Solo – альбом «ШИК!!!» (презентация 30 апреля в Жаре), Голос Донбасса – альбом «ГОЛДА» (презентация 25 апреля в «Б 2»). Очень сильные два проекта, советую сходить на презентации и послушать альбомы, но только в хорошем качестве. Мы постарались! Капа пишет новый альбом и много гастролирует. Его новые композиции мы выставляем на сайте
www.badb.ru в новостях в стиле рэп-дюранго. Елка – заканчивает работу над четвертым альбомом, это будет самый сильный ее альбом в творческом понимании. Об альбоме Мастера ШЕFFа "Премиум" я уже все рассказал. На лейбле 100PRO появился еще один одаренный соул певец – Страйк, идет работа над его сольным альбомом. Купер приступил к работе над своим сольником. Пишется альбом Bad Balance "World Wide". Есть несколько задумок о выпуске новых DVD о хип-хопе. И это далеко не все, что я хотел бы выпустить в этом году.
Не боишься, что Страйка будут сравнивать с Михеем?
Страйк живет в том же месте, где и Михей жил. У них одинаковый акцент. Там все так разговаривают и поют. Там привкус в говоре и люди умеют петь, игнорируя традиционные школы пения.
Все сейчас слушают рэп с южным акцентом. Я веселюсь, когда Питер или Урал пытается подражать южному акценту, демонстрируя его в своей считке. Они не знают о том, что это просто акцент, а не манера считывать.
То же самое есть и в пении. Говорят, есть люди с мелодичным голосом – это акцент, специфика региона. А есть, где быстро говорят, рубят. И там где рубят, тоже интересно и оригинально, так рождается собственный стиль. Кто-то зачитал, запел и все пошли подражать. У людей должна быть честность перед своим регионом.
Страйк совсем не похож на Михея, у него совершенно другой диапазон голоса. И то, что его сравнивают... да пусть сравнивают. Он другой! Если люди услышат когда-нибудь его концерт, то все сразу поймут. Человек умеет петь, но он поет оригинально, а не как Михей.
А привкус говора будет всегда.
Есть еще другой важный момент. Например, есть певец Lenin из Белых Братьев, он приезжал как-то раз к нам в студию 100PRO. Я его попросил спеть для Голоса Донбасса припев одной из композиций из альбома «ГОЛДА». Он спел, а потом мне говорит «Блин, как похоже на стиль Михея». А все потому, что я написал текст и распел как это должно выглядеть. Елка - как она похожа на Михея или, ой, Шмель, как она похожа на Ёлку.
Когда автор пишет, там есть магия слов, слогов даже, ритмика, тогда происходит стилизация. Это похоже на автора! А многие пытаются поставить клеймо. Извините, тогда про все регги можно сказать: как это похоже на Бобба Марли. Появился рэп,- как же это похоже на Кертис Блоу. Появился Фифти Сент- тоже похоже на Кертис Блоу, правда, Кертис Блоу уже больше 50 лет, но он тоже рэп считывал.
Есть конечно люди, которые тупо снимают, а есть продюсерские проекты!
Вот, например, радио Next ставит Риану, а за ней, к примеру, Ногано. Над Рианой работают десятки продюсеров со стажем по 30-40 лет в музыке, дядьки-джазмэны, великие бэк вокалистки, которые учились пению у Чака Кан! Они всю мировую музыку могут изобразить символами. Над ней множество битмейкеров работают, создавая каждый день неповторимые рисунки. А тут сидит «композитор», который взял петлю, поставил туда сэмпл и считал. Человек, который не знает это, слышит разницу и говорит - «Я русский рэп не слушаю!». Если вы берете показывать стиль, то не путайтесь и демонстрируйте его в одном качестве!
Говорил ли ты лично с Тимати после инцидента на НТВ?
А инцидента никакого и не было. Я Тимати знаю с момента, когда ему было 12 лет. Он учился в брейк-данс школе у Мони. Я ему написал, а он исполнил свой первый рэп в дебютном альбоме ДеЦла.
Когда он с Домиником Джокером исполнили композицию "Сука-Любовь", не пообщавшись с близкими Михея, мы напряглись. Так как в дела нашей семьи нужно входить по правилам, а не вторгаться через авторские общества или информационные каналы. Мы его просто поругали в песне, пояснив, что на эту территорию без должного уважения внедряться нельзя. Мне кажется, что он сделал для себя правильные выводы.
Когда он все верно сделает, я сам ему позвоню и скажу: «Тимати, я тебе разрешаю исполнить какую-нибудь классическую композицию из нашего материала». Но этого пока не произошло. Все в нашем мире меняется, подождем.