Народ, зацените.
KRS-ONE. ХИП-ХОП ВСЕ-ТАКИ ЖИВ.
Определенно, трускул хип-хоп сейчас переживает свой ренессанс. Продажи мейнстрим артистов падают, и все чаще инди-рэпперы начинают претендовать на строчки в хит-параде Billboard – пусть ненадолго, пусть самые нижние, однако, пару-тройку лет назад и этого не было. Более того, входит в силу поколение, росшее на Rakim, Krs-One, Gang Starr и сохранившее любовь к этой музыке, создававшейся «не корысти ради». Посмотрите, как активно обсуждают Marco Polo, Black Milk, Joell Ortiz, и как часто они выступают – куда там «рингтонным» рэпперам!
В этом году на души поклонников именно такого стиля обрушили просто литры бальзама – компания Nike, учуяв интерес и оценив респект к «золотому» времени хип-хопа проспонсировала создание трека “Classic”. Kanye West, Rakim, Nas, Krs-One и dj Premier – осовремененная классика, их трек был восторженно принят по обе стороны океана. Но стоит вспомнить, что двенадцать лет назад один из них уже поработал на Nike и, что примечательно, был освистан поклонниками. Еще бы – учитель, гуру и практически хип-хоп пророк KRS-One тратит свои рифмы на рекламу мирового гиганта. А вот сейчас это было воспринято на ура. Об этом, а также совместном альбоме с легендой битмейкинга Marley Marl под названием “Hip-Hop Lives” он вам сегодня и расскажет.
Песня “Classic” заставила вновь заговорить о тебе. Расскажи, как ты попал в этот проект?
Надо начать с моего чувака Dru Ha (совладелец Duck Down Records). К лейблу обратились люди из Nike с просьбой собрать такой проект, и на выбор было предложено несколько имен. Я не думаю, что мое было в первых рядах, но их удалось убедить. Сначала выбрали Kanye, потом Nas, меня и, наконец, Rakim. Dru Ha поборолся за меня, сказал, что я обязательно должен быть. Вот так там и появился KRS. Я поначалу этого не знал – получил предложение, записался, получил чек. А потом стал думать – у меня не выходило записей, не было клипов, я не «платиновый», и вообще не очень удобный. Так почему белоручки из Nike захотели работать со мной? Стал спрашивать и выяснил, что мой друг Dru Ha постарался за меня.
Вы записывали свои куплеты вместе?
Нет, я ни с кем вместе не записывался.
Твое участие в рекламе Nike в 1995-м вызвало много разговоров. Это повлияло на твое решение участвовать в “Classic”.
Это было сделано для хип-хопа. Конечно, это же Nike, так что и деньги и промо тоже имели свое значение. Мы выступили на MTV и вся туса там была. Но я все-таки больше думал о пользе для хип-хопа – такова моя позиция по отношению ко всему. Мне нужно было промоутировать и себя и «The Temple Of Hip-Hop». Поймите правильно, я хотел промо и денег. Мое участие было должным образом компенсировано, а также нас обеспечили одеждой – меня, жену, детей и всю семью.
Но немаловажно и то, в какой компании я оказался. Быть с Nas, Rakim и Kanye почетно само по себе. Я должен был быть с ними. Если бы сказали, что это бесплатно, то и тогда я согласился бы – я же МС. Kanye, Nas и Rakim, а я скажу «нет»? Так что тут все сложилось очень удачно. С Ракимом мы говорили о совместке уже лет двадцать, каждый раз, как увидимся, : «Ну что, когда вместе в студию?». Вот и получилось.
Твой новый альбом называется «Hip-Hop Lives». Вы не обсуждали с Nas, жив он все-таки или нет?
Nas пытался мне объяснить свою мысль еще до выхода его альбома, но я сказал: «Не надо ничего объяснять. Одна обложка твоего альбома оживляет хип-хоп». Иногда мы и сами не знаем, к чему приведет то, что мы делаем. Только Nas заявил, что хип-хоп мертв, как все стали кричать: «Нет, этого не может быть!». Это состояние и помогает ему жить. До того, как Nas сказал это, хип-хоп и вправду был мертв. Все трясли драгоценностями, бухали, курили, трахались и при этом учили наших детей. Можно было поверить, что хип-хоп мертв. И только Nas сказал это, как он ожил, потому что никто не хочет, чтобы он умер. Через неделю после выхода альбома Nas пригласил меня на вечеринку, но я посмотрел свое расписание и понял, что не успею. Тогда я записал специально для тусовки песню на музыку Marley Marl, там были такие строчки - “Nas Hip-Hop can’t be dead/you brought it back with the words you said”. Nas и есть хип-хоп, и пока он ходит по земле, хип-хоп не умрет. И чтобы доказать его существование, мы с Marley и сделали альбом «Hip-Hop Live». Это проект сам в себе – двадцать лет с 1987-го по 2007-й.
То есть Бронкс и Квинсбридж прошли целый круг?
Да и я тебе объясню его смысл. Смотри, Nas из Квинсбриджа и он выпустил альбом «Хип-хоп мертв». Мы живем со смертью с 1987-го по 2007-й. Scott La Rock был убит в 1987-м. Его смерть объединила хип-хоп коммьюнити. Люди были шокированы тем, что убили рэппера – это было впервые. И из его смерти появился KRS-One, защитник мира в хип-хопе. Представь, человек уходит от темы баттлов, насилия, выстрелов и драк, потому что знает, к чему это приведет в следующие 20 лет. А теперь мы в 2007-м, я и Marley. Мы подумали, что было бы круто сделать так, чтобы Marley Marl сделал целый альбом для KRS-One (вражда между тусовками Marley Marl и Krs-One была одним из первых бифов в хип-хопе – прим. Rap.ru). Это важно не только для истории и кармы, но и для всего хип-хопа и культуры в целом. Два враждующих парня делают одно дело.
На личном уровне это у нас уже давно, я, например, помогал переезжать Big Daddy Kane несколько лет назад. А теперь вот и в творчестве. К двадцатилетию Boogie Down Productions выходит наш альбом с Марлом. Почему бы не воспользоваться бесплатным промо от Nike. Это для тех людей, кто меня не знает. Вообще, если слушать хип-хоп, это почти невозможно, но… Есть и такие, у них хип-хоп ассоциируется с Chingy или Lil’ Wayne.
Забавно, что есть человек, с которым у вас был биф и который тоже когда-то участвовал в рекламе Nike - Nelly.
Dj Clark Kent тоже работает на Nike и я его отвел в сторону и спросил: «Почему меня позвали, а не Nelly?” Nelly сделал целый трек “Air Force Ones”, снял клип за миллион долларов. А в Nike ответили: «А вот так!». Я даже почувствовал себя виноватым: «Ух, ты сделал целый трек, целый год рекламировал их обувь, и эти кроссовки на всю жизнь – часть твоего музыкального каталога. Ты будешь петь о них всю жизнь, а про тебя говорят: «А вот так! Он нам больше не важен». (вряд ли Nelly переживает, имея фирменные модели обуви от Reebok – прим. Rap.ru). Не подумайте, что я глумлюсь над ним, я желаю ему только успеха, реально. Но ведь действительно – сделал песню, клип, а его даже не позвали на двадцатипятилетие Air Force One.
Помню, когда ты враждовал с ним, одним из твоих упреков было то, что тебе совершенно негде высказать свою точку зрения, так как ни радио, ни другие СМИ ее не поддерживают и не предоставляют свои платформы.
Хип-хоп услышит. Сейчас я чувствую свежий воздух. В так называемом андеграунде я с 1997-го и у меня отличная жизнь, никому не завидую. Я сторонюсь радио, телевидения и прочего дерьма, оно от лукавого. Правду не скрыть. KRS… а также Rakim, X-Clan, Poor Righteous Teachers, The Coup, Public Enemy, мы все провозглашаем возрождение. О нас стали писать в New York Times. Один из известных бразильских рэпперов Guiny Silva сейчас проводит хип-хоп семинар, там он заявляет: “Нам не нужен Puff Daddy, мы хотим кого-нибудь вроде Public Enemy”. Все говорит о том, что идет возрождение. Наши дети растут и наше движение было успешным. Они его поднимут.
Взято с
www.rap.ru; KRS-One и Marley Marl решили зарыть топор войны и записать гимн... посвященный культуре.
Дата релиза: 22 мая 2007 года.
Лейбл: Koch Records.
Вообще, название этого диска явно отсылает к альбому Nas "Hip-Hop Is Dead". Напомню, что Nasir Jones в своем последнем на сегодняшний день альбоме констатировал смерть культуры. KRS-One не согласился с ним и решил возразить своим диском. Не стоит, однако, думать, что между двумя иконами хип-хопа начались разногласия и, потирая ручки, ожидать новый биф.
Тут скорее даже наоборот. Исполнители вместе поучаствовали в записи эпического трека "Classic" для рекламы Nike, между ними по-прежнему отличные отношения, а свое отношение к Nas'у и состоянию хип-хопа KRS-One выразил в одной из своих песен таким образом:
Nas, Hip-Hop can't be dead
You brought it back with the words you said.
Так что тут всё на правах респекта, а название альбома - красивый пиар-ход плюс внятный message. Уже intro диска отлично отражает его общую концепцию. Идет вялотекущая панихида:
- Такой милый был молодой человек... Родился он, кажется, в 73 году... на юге Бронкса, в Нью-Йорке...
Неожиданно в эту печальную идиллию врывается истеричный голос, который надрывно кричит:
- Он жив! Я видел его, он жив! Говорю же вам, он жив!
Речь, понятное дело, о нашем с вами любимом хип-хопе. И первый же - заглавный - трек альбома фиксирует основной тезис ветеранов:
Hip-hop culture is eternal.
Дальше все развивается примерно по тому же сценарию, что и у Nas'а. Тот формулирует основную проблему так:
Everybody sound the same, commercialize the game
В свою очередь KRS-One - вы же еще не забыли, что его часто называют «пастором от хип-хопа» - видит корень зла не столько в бизнесе, сколько в отсутствии интересных новых имен и психологии:
Everything you doin kid we already did it
Everything you spittin kid we already spit it
("Nothing New")
Тут, конечно, не обошлось без пафоса ветерана культуры, который выпустил 15 альбомов и решил поучить уму-разуму несмышленую молодежь. Лучше всего это отражено в треке "I Was There":
When Hot 97 started, I was there
When Rap City got started, I was there
When KDAY got started, I was there
When Jive Records got started, I was there
When Yo! MTV Raps started, I was there
When The Source magazins started, I was there
When Cedric and Seda started, I was there
When Biggie was doin his album, I was there
When Tookie Williams was buried, I was there
'73, Cedar Park, I was there
One-twenty-three park, I was there
You ain't tellin me the history cause I was there
I WAS THERE! And where were you? Where were you?
И обидно, что менторский тон KRS-One зачастую превращается в брюзжание пенсионера, высокомерно вспоминающего былую славу. Нечто подобное, наверное, можно услышать во многих американских барах от подвыпивших ветеранов Вьетнама. Никто не отрицает роль Blastmaster'а (прозвище Криса) в развитии хип-хоп культуры, вот только лишние напоминания об этом наводят на мысль о кризисе самооценки. Что печально.
Как итог, лучшим треком альбома, кроме заглавного, стоит признать серьезную вещь "Kill A Rapper" (недаром это был b-side первого сингла альбома) с такими строчками:
It seems like when a rapper dies it don't matter
He simply becomes a poster, somethin to run after
A reason for these kids to pull they guns faster
Tryin to emulate and be like dead rappers
Звучание альбома не менее спорно, чем лирическая его составляющая. С одной стороны, KRS-1 отошел от экспериментов как с модными клэпами и почти танцевальным звуком, так и с гитарами, которые напугали нас на его последнем сольном диске "Life". С другой стороны, инструменталы Marley Marl не всегда достигают гармонии с речитативами KRS-One. Так, к несомненным удачам стоит отнести заглавный трек, "Kill A Rapper", "Rising to the Top", "Teacha's Back" и "This Is What It Is". В других композициях либо начинает раздражать использованный сэмпл, либо слабоват припев (несмотря на неоспоримый талант KRS-1 как лирика, яркие запоминающиеся хуки - не его козырь).
Но работу Marley, конечно же, нельзя недооценивать. Потому что, если не обращать внимания на некоторые отдельные неудачи, альбом звучит вполне в классическом стиле середины 90-х с некоторыми аллюзиями на олд-скул 80-х. Кстати, ролью только битмейкера Marley Marl не ограничился и в некоторых треках решил выразить свою точку зрения на происходящее в культуре/индустрии. Ярче всего звучит его монолог из вступления к "Nothing New":
I'm seein a lot of movement in the industry right now
I'm seein a lot of cats comin into the industry
But they got the wrong idea)
Nah but f'real f'real, a lot of cats comin into it like
"Yo what could the industry do for me?" No!
What could you bring to the industry?
What could you bring into the industry?
В общем, альбом двух заслуженных ветеранов культуры вряд ли станет культовым, однако своё место в истории и на полках людей, соскучившихся по классическому хип-хопу, он в любом случае займет. И это, черт возьми, справедливо.
Треклист.
1. It's Alive (Intro)
2. Hip Hop Lives (I Come Back)
3. Nothing New
4. I Was There
5. Musika
6. Rising to the Top
7. On Top Of My Game
8. M.A.R.L.E.Y. (Skit)
9. Kill A Rapper
10. Teacha's Back
11. Victory (w/ Blaq Poet)
12. This Is What It Is
13. All Skool
14. House of Hits
А intro альбома, кстати, заканчивается тем, что ведущий «церемонии» просит кого-нибудь позвать охрану и прогнать нарушителя спокойствия. В мире шоу-бизнеса помощь секьюрити уже не нужна. Продажи альбома "Hip-Hop Lives" за первую неделю - пять с небольшим тысяч. Даже учитывая, что релиз состоялся на Koch Records, который нечасто может похвастаться драгметаллическими сертификатами (привет золотому Jim "Baaaaallin'" Jones), результат ужасающий. В связи с этим, пожалуй, вопрос, жив ли хип-хоп, до сих пор остается открытым.
P.S. Есть вероятность, что этот альбом станет лишь первым в новой серии дуэтов KRS-One с другими великими деятелями хип-хопа. Заокеанские поклонники культуры уже вовсю высказывают пожелание услышать совместную работу Криса с DJ Premier.
Взято с
www.hiphop.ru