Ну что, вот вы и дождались наконец рецензии от дяди Димы.
В чем, предназначение музыки? Существует точка зрения, что музыка предназначена для развлечения, что это такой утилитарный продукт, призванный помогать двигать жопой, напевать себе под нос и услаждать ухо для хорошего выделения желудочного сока и пищеварения. По сути, это место, к которому усердно пытается свести искусство вообще и музыку в частности капиталистическое общество потребления. Немалый процент посетителей форума, кстати, тоже так думают. Ну что ж, этим товарищам явно НЕ СЮДА. Ибо уж что-что, а РАЗВЛЕКАТЬ кого-бы то ни было группа KREC не собирается
Напротив, многие трэки команды с альбома "Нет волшебства" следуют строму принципу "душа обязана трудиться". На протяжении всего альбома главной целью ребят становится желание во что бы то ни стало заставить слушателя испытывать сильные эмоции, преимущественнно в негативном спектре: грусть, печаль, тоска и даже боль. Основные темы: сумасшествие, смерть, одиночество в большом городе. И, честно скажу, я чего то не припомню в отечественном рэпе более удачных попыток высказаться. Мало того - после прослушивания альбома KREC 90% остального отечественного рэпа кажется безэмоциональным надуманным фуфлом - столько чувства вкладывают Грязный сотоварищи в тексты, в подачу, в настроение...
Особенно это касается знаменитого "клинического цикла", трэков "Антон", "Никита", "Больничный сон" и пересекающихся с ними вещей с альбома Смоки Мо "Дурка" и "Герман и Патрик". В совокупности эти вещи с двух альбомов Kitchen Records составляют, пожалуй, лучший концептуальный цикл в истории русского рэпа.
Слова здесь ранят сердце как бритва, к горлу подкатывает комок, влажнеют глаза - и это хорошо, так и должно быть, искусство должно работать, а не оставлять человека равнодушным, и тогда за гранью сердечной боли есть шанс почуствовать катарсис - то есть душевное очищение через боль, если кто помнит основные постулаты греческой трагедии
Вообще, слушая этот альбом, понимаешь, что он очень питерский. Но это не Питер Невского проспекта, Эрмитажа и Смольного, это не парадное лицо города. Весь наш нездоровый климат, наша пасмурная погода, старые разрушающиеся дома центра, глядящие в серую гладь каналов, низкое небо, дворы-колодцы, сумасшедшие и бомжи, шляющиеся по улицам, бетонное гетто новостроек - все темная сторона Питера узнается в песнях KREC, как на фотографиях. Креки словно смотрят на Питер печальным взглядом Федора Михайловича Достоевского, но на новом историческом витке... И в Антоне, засыпающем в электричке на станции Удельная поневоле узнаешь себя несколько лет назад, 18-ти летнего начинающего поэта, употребляющего наркотики, пьющего и недавно даже пытавшегося покончить с собой

Зеркало...
Помимо больничного цикла, лучшие песни - "Кухня запись", "Спальные районы", "Собака", "Ольга Петровна", "Осень", "Капитан", "Манекен", "Пойми", "Старый театр", "Под стук колес", да, собственно, почти все остальные
И глупо, на мой взгляд, обвинять альбом в депрессивности - да, центральным мотивом альбома является грусть, но оттенки этой грусти чрезвычайно различны, от настоящей сердечной боли больничного цикла, до фирменой крековской "доброй", светлой грусти. Не знаю как кого, а меня лично этот альбом в депрессию никак не вгоняет, я много слушаю его как дома, так и машине, и эта музыка, напротив, дает сил жить и бороться, оставаясь стойким перед лицом безысходности существования
Лирика и техника считки Грязного лично для меня выше всяких похвал. Тексты не всегда сводимы к рациональному смыслу, но сила эмоций, проникновенность голоса - работает на все 100%. И, в отличие от многих рэпперков-любителей, он никогда не занимается техникой ради техники, притягиванием рифмы ради рифмы, все красиво и с чувством меры.
Фьюз чуть-чуть попроще, но свой стиль у него есть, голос более низкий, хрипловатый и мужественный, нежели у Грязного, они выгодно оттеняют друг друга. И еще мне очень нравится, как Фьюз рифмует. Молодец.
Отдельного тоста заслуживает Марат. Многие неумные люди с форума после альбома говорили "Ну что такое, срезали один сэмпл из Астора Пиазоллы, наложили биток, бас - и готово". Так вот я скажу, слушая KREC - важно не то, как сделано, а важно, что получилось в результате, как это слушается. И лично для меня очевидно, что у Марата отличный музыкальный слух и вкус, большинство его минусов сделаны так, что все звуки на месте, все красиво, ничего режущего ухо и смысл текста подчеркнут и усилен музыкой многократно - а это главное. Никакой пошлой синтетики, все сделано на сэмплах, звук теплый. Плюс приятные джазовые мотивы, прозрачный выверенный саунд - вообщем, очень хорошо.
Есть ли у альбома недостатки? Да, есть, и это естественно - в нашем мире нет ничего идеального. К примеру, мне не очень понравился минусок в трэке "Старый мой район", то есть лупы гениальные, но когда вот этот саксофон, не меняясь, ебошит весь трэк, через пару минт это начинает маленько напрягать. Или вот версия музыки в трэке "Антон" - все таки она на порядок слабее той версии, которую мы слышим на альбоме Смоки Мо, там она цепляла оффигительно! Или вот текст Грязного в трэке "Пятое солнце" мне показался маленько надуманным, как будто он навеян всей этой псевдоэзотерической литературой, типа Эрнеста Мулдашева, где за 100 р коротенько и доступным языком нам обещают рассказать про все тайны всленной.
Еще есть претензии к работе приглашенных вокалистов. Если Маэстро A-sid в трэке "Манекен" спел просто шикарно (вкуснятина) то вот девушки не всегда столь убедительны - в финале "Старого театра", помню, они выдают что то не особо услаждающее мой тонкий и изысканный музыкальный слух

Также, на мой личный вкус, работу Креков разнообразили бы пара не грустных, а действительно злых, мясных трэков а-ля Смоки или "Червей ненависти" от Касты - немножко психопатии и ярости смотрелись бы очень удачно

А то некоторые люди через 2/3 альбома начинают жаловаться на то, что все слишком ровно
Вообще - длинноват альбом маленько, я бы сделал его трэков из 15-16, было бы вполне достаточно, он бы слушался вообще на одном дыхании
Однако, несмотря на всю финальную критику мой вердикт таков: это однозначно один из лучших альбомов руского рэпа за всю его историю и, возможно, лучший альбом 2004 года (единственный возможный конкурент - "Кара-Тэ" Смоки Мо с той же "Кухни" и с участием Грязного, Фьюза и Марата

). По сути, эти два альбома - двойник, хоть и вышедший в итоге на разных лейблах.
Так что Питер и "Кухня запись" forever!
