Николай Редькин вспоминает, что с ним сделал альбом "Громче воды, выше травы", которому в этом году исполняется 10 лет.
2002 год, начало лета. У меня единственного в поселке нет MTV, что чрезвычайно затрудняет жизнь. И без этого, впрочем, от песни "На порядок выше" никуда не укрыться. Ее принес мой друг на кассете, на второй стороне ее записана "Раз на раз-два"(не скажу точно, но это, кажется, единственный сингл, за всю жизнь приобретенный мною на физическом носителе). Более продвинутые друзья уже послушали весь альбом: они обмениваются какими-то своими кодами, поминая между делом адвоката-мудозвона, трамвай шестнадцатого маршрута и августовский дождь. Происходит странная химическая реакция, рэп в мгновенье ока перестает быть калом, одноклассник в балахоне "Алисы" восторженно говорит мне "Вот это да, вот это рэп, вот это я понимаю!".
Пластинку "Громче воды, выше травы" оценили многие и довольно быстро, но прошло уже десять лет — и можно сказать, что наш рэп продолжает стоять все на том же фундаменте, заложенном "Кастой" (которая давно с него сдвинулась; впрочем, это тема для отдельного разговора). При переслушивании альбом, возможно, удивит своей простотой: каких-то особых наворотов тут нет, зато есть фразы, с которыми мы живем уже десять лет. Ну и еще, это первая полновесная русская запись со своей драматургией и линией развития, где каждая песня находится строго на своем месте. И каждая, при ближайшем рассмотрении, оказывается этакой биологической спорой, позже проросшей в какой-то отдельный поджанр.
Одними из первых "Каста" прочитала о родном Ростове — пять лет спустя другое трио посвятит строки другому городу и наша музыка станет немножко иной. Из дословного пересказа фаулзовского "Волхва" вылупится туманный, щедрый на метафоры питерский рэп. Патриотическую тему, заданную "На порядок выше", доведет до логического финала 25/17 (я почему-то хорошо представляю, как Ант с надрывом читает про "улыбку русской девочки" и посетительницы концерта утирают слезы). Смешная "Эй, Бабка" — слушать которую надо непременно с предваряющим скитом от Груза — кажется началом юмористического weed-рэпа. Криминально-бандитскую карту "Про Макса" разыграют по очереди Крестная Семья, Ноггано и Константа. "Бархатная пыль" и сейчас идеально вольется в репертуар Паши Безменя или молодых романтиков из объединения Morning Records.
Это все довольно очевидно, лежит на поверхности и не то, чтобы является какой-то тайной. Но есть еще вот что. Наш хип-хоп редко когда дает поводы поломать голову, поразмыслить, подумать над значение той или иной метафоры. К примеру, прошлогодний триумфатор Oxxxymiron тем и взял, что направо и налево раскидывал в своих песнях гиперссылки, заставляя слушателей, по выражению коллег, "гуглить и википедить".
Так вот, в те годы, когда Google еще не стал тоталитарным аппаратом подчинения, когда Википедии исполнился всего год, а за выкрик "Нахуй Касту!" можно было легко схватить в печень — в те варварские времена именно альбом "Громче воды, выше травы" заставил 15-летнего меня взять в библиотеке "Волхва" и купить в одном из киосков кассету Морриконе.
Как принято говорить в подобных случаях: с тех пор я такой. Могу ошибаться, но это вроде бы лучший комплимент, который артист может услышать от слушателя. И "Каста" достойна его, как никто больше.
Автор: Николай Редькин
Источник: http://www.rap.ru/ru/columns/id-37637