Я был на фестивале Rock The Bells, написал отчёт, и его опубликовали на сайте indarnb.ru (
http://indarnb.ru/music/news/?newsId=DC53F19E0CE609A3&cityId=1)
вот текст, если лень по ссылке идти.
Rock The Bells — крупный хип-хоп фестиваль, в котором принимают участие артисты, пользующиеся больше уважением, чем популярностью. Проходит с 2004года в таких городах США, как Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско и др., а в 2008г. Guerilla Nation (организаторы) распространили своё влияние и на ряд европейских столиц.
Впечатлённый прошлогодним концертом в Сан-Франциско, а также занесённый волею судьбы в Нью-Йорк, я просто не мог пропустить местный этап фестиваля, назначенный на 19 июля. Да так и не пропустил. Распечатав билет, приобретённый по сети почти за $100 (не VIP, но следующий по удалённости от сцены), я отправился в Nikon Jones Beach Theater, находящийся, соответственно, на Jones Beach – пляже на Лонг Айлэнде. Добраться туда можно было разными способами, я выбрал самый дешёвый и долгий: 4 пересадки (автобус, метро, автобус, автобус). Это заняло немало времени, в результате моё прибытие на фестиваль состоялось на два часа позже начала – пропустил выступления Tech N9ne, K’naan и Chali 2na (о чём немного жалею).
Вкратце о месте проведения: Jones Beach – это полоса суши (не из рыбы) между какими-то водоёмами и океаном, там хорошие пляжи, возле одного из них находится сама концертная площадка. Nikon Jones Beach Theater представляет собой амфитеатр, по внешнему периметру находятся магазинчики, где продают дорогую еду (хот дог – $6, пицца — $9, кола -$7), и различные сувениры с символикой фестиваля и его участников (футболка Rock The Bells – $30). В этот раз было две сцены – основная и Paid Dues Stage (Paid Dues – другой фестиваль, организатором которого является рэппер Murs; на этой сцене выступали менее известные артисты (хотя насчёт некоторых можно и поспорить)). Основная площадка была в амфитеатре, а Paid Dues – за его периметром, за магазинами, на месте одной из парковок. Идти от одной к другой, скажем, минут 5.
Я прибыл в середине выступления La Coka Nostra, с репертуаром которой знаком неважно, но сама команда мне симпатична. Если можно сказать так о 4 (+ DJ Lethal) здоровенных белых мужиках брутального вида, читающих в агрессивной манере свои куплеты. Солнце стояло высоко (часа 3 дня), зрителей было ещё не так много, но большинство из них прислушалось к призыву исполненной в конце сета песни «Jump Around»: ”Jump up and get down!”.
Я исследовал ассортимент лоточников, купил еды и пошёл смотреть, кто выступает на меньшей сцене (впоследствии я делал так не раз). Вместо Murs, заявленного ведущим, артистов на Paid Dues Stage объявлял человек со станции Hot 97, мне неизвестный. Он объявил столь же неизвестного мне Mickey Factz (из Бронкса). Не слишком заинтересованный этим персонажем, я ушёл в середине первой песни. На главную сцену тем временем выносили барабанную установку, синтезатор и стол с вертушками, но выступающих не было. Немного погодя вышел Supernatural, представился и предложил людям, столпившимся у сцены протягивать ему любые предметы, а он будет читать о них фристайл. Музыкальную составляющую обеспечивал Pete Rock. Вживую это было просто нечто, Supernatural всё обыгрывал с юмором, например, про протянутый доллар он сказал следующее (в рифму, естественно): ”Give me one twenty instead of giving me dollar”. Описывать бесполезно, надо смотреть, хотя бы в записи. Длилось импровизированное шоу минуты 3-4, после чего Pete Rock остался за пультом, а Supernatural покинул сцену, да так и не появлялся на ней (по моим наблюдениям).
Думая о том, кто будет дальше, я вновь пошёл на другую площадку. Справа на дороге, ведущей к ней, стояли ограждения, за которыми находилась парковка для артистов, иначе говоря, backstage. Проходя мимо, я увидел, что народ толпится возле ограждений, как оказалось, за ними стоял Ill Bill и охотно жал руки, фотографировался, давал автографы. Большой белый дядька, внушающий трепет, но на вид дружелюбный.
Я застал начало выступления Psycho Realm на малой площадке. Позже они с La Coka Nostra о чём-то болтали, солист Psycho Realm снимал на мини-камеру Ill Bill. В общем, больших белых мужиков в одном месте собралось много. Они опять стояли недалеко от ограждений, не отказывая проходящим фанатам в их фанатских потребностях. Недалеко от них я увидел Tech N9ne (в красном комбинезоне с разрисованным белой краской лицом) с его тусовкой.
Чуть позже на главной сцене началось выступление Common – это для его музыкантов выносили инструменты. “This is hip-hop, baby!” Common был в футболке и спортивных шортах, много бегал по сцене, читал свои старые и новые песни (от ”I used to love H.E.R.” — после неё музыканты сыграли фрагменты треков Snoop Dogg, Biggie и других легенд рэп-музыки — до “Universal Mind Control”), звучало это замечательно. Ещё больше обрадовало появление на сцене Talib Kweli, с которым Common исполнил 2 песни.
По пути на малую сцену у одной из машин на VIP парковке увидел Havoc из Mobb Deep, которому проходившие мимо кричали: ”We are from Queens! Free P!” Однако Havoc, занятый беседой, к ограждению не подошёл.
Paid Dues Stage: Evidence & Alchemist. Этих двоих я люблю, но песни их почти не знаю, в любом случае, посмотреть было интересно. Когда их выступление подходило к концу, по ”звёздной дорожке”, которой я уделял теперь особое внимание, прошёл KRS-One (его сложно не заметить), за ним M.O.P. и DJ Premier (увидев его, я буквально просиял!). Кстати, по небу время от времени пролетал самолёт, за которым тянулась растяжка, сообщающая о выходе совместного альбома KRS-One и Buckshot, узнать об этом можно было и из постеров, висевших преимущественно около малой площадки. На сцену вынесли большой плакат с обложкой грядущего релиза, а затем вышли и его авторы. Посмотрев начало их выступления, я вновь отправился на Main Stage.
Главная сцена была занята Raekwon и (постепенно) заполнялась другими членами Wu-Tang. Прозвучала “C.R.E.A.M.”, после которой Chef вызвал на сцену специального гостя – Havoc. “It ain't no such thing as halfway crook”. Чуть позже публике представили Boy Jones (если не ошибаюсь) – сына ODB. Он вёл себя вполне в духе отца, прочитал 1 куплет. Воспринято всё это было хорошо. Стоит отметить, что призывы “smoke weed” и аналогичные находили поддержку у зрителей. В буквальном смысле. В амфитеатре отчётливо, даже навязчиво пахло травой.
Я заглянул на малую сцену, там Buckshot и KRS-One уступили место M.O.P.. Да, мне посчастливилось покачать головой и помахать рукой под “As cold as ice”, исполненную вживую. Однако я не стал задерживаться, поскольку на главной сцене вот-вот должен был начаться сет The Roots.
The Roots выступали в следующем составе: Black Thought, ?uestlove, гитара, бас, синтезатор и труба (большая, возвышающаяся над музыкантом). Может, ещё диджей. Я не помню, потому что первую часть выступления был сонный, даже отключился на минуту. Какой позор! Если серьёзно, то выступление The Roots было потрясающим, мощнейший звук. В заключении была исполнена песня “You got me”, звучащая совершенно иначе, нежели в записи – она стала, наверное, раза в два длиннее благодаря разнообразным инструментальным вставкам и соло.
Между тем на малой площадке появились одни из героев мероприятия – Slaughterhouse (в футболках с логотипом группы ходили многие, благо футболки продавались недалеко от сцены). Я, по всей видимости, подоспел к середине их сета. Закончив совместную песню, участники группы перешли к любимому занятию всех рэпперов – представлению своего города. Так, Crooked I сказал, что он с западного побережья, попросил поднять сложенную из пальце W, а затем прочитал отрывок из «Nothing but a G thang” (под фонограмму), закончив словами (уже без музыки): “DeathRow is the label that payed ME!” В свою очередь Royce прочитал начало “The way I am”, Joe Budden раскачал толпу под припев из “Hip-hop hooray”, а Joell отдал дань памяти Biggie, включив “Hypnotize”. После этого Royce вызвал на сцены DJ Premier и исполнил “Boom”. Диджей подпевал и улыбался, как он это делает в клипах. Вообще, он произвёл впечатление простого добродушного чёрного мужчины, каким, скорее всего, и является. Затем Joell заявил, что у группы нет проблем с Wu-Tang, и добавил, что только что Joe Budden всё уладил за кулисами с Method Man. Выражаясь его же словами, very positive moment. Напоследок прозвучал сингл “One”.
Народ начал потихоньку расходиться, когда Premier объявил Ice-T. Тот вышел на сцену так, как подобает выходить старому гангстеру – коротко стриженный, одетый в чёрные штаны и чёрную майку с чёрной надписью adidas 1. Не стесняясь грубых слов, Ice-T поведал, что недоволен всяким ringtone рэпом, прочитал акапеллу на сей счёт и попрощался, подчеркнув, что у него ни с кем нет бифа, а его слова – не угроза.
На сцену вышли участники Slum Village, за пультом был Pete Rock. Я заглянул на главную площадку, чтобы увидеть последние минуты выступления Big Boi.
Через полчаса в 20:45 началось выступление хэдлайнеров – Nas и Damien Marley. К этому моменту как раз стемнело, от чего артисты только выиграли – в ход были пущены прожекторы, свет, дым. На фоне висел большой плакат «Distant Relatives” – будущего совместного альбома Nas и Marley – с портретами исполнителей. Выглядело выступление впечатляюще, естественно, живая музыка (иногда и фонограмма), соратник Damien с раста-флагом, скачущий по сцене, хиты, сольные и совместные песни. Nas пригласил на сцену Jadakiss, а потом и остальных участников D-Block.
Я уходил с фестиваля под звуки «Road to Zion», но путь мой лежал, скорее, в сердце Вавилона – на Манхэттэн. Хотелось бы закончить вольной цитатой KRS-One, выступившего с речью перед началом шоу Nas и Marley: ”You can do anything if you believe in yourself. This is what hip-hop is about”.