предыстория видоса:
Показать скрытый текст
Есть такой банк «Тинькофф». Вроде бы хороший, но, оказалось, с гнильцой внутри. Надеюсь, эта проблема привлечет внимание, дело дойдет до суда и будут приняты изменения в законодательстве.
В 2019 году банк пригласил известную актрису озвучки Алёну Андронову на запись некого материала. Предполагалось, что это будет женская версия голосового ассистента, интересная и престижная работа. Но оказалось, что банк просто тренировал свою нейросеть, и в итоге голосом девушки без ее согласия озвучивается, что угодно. В том числе, в несвязанных с банком проектах.
Обращаю внимание, что речь идет не о каких-то фанатских приколах. Нет, теперь синтетический голос девушки озвучивает рекламные ролики, тексты и фильмы. Это, естественно, вызывает вопросы. Банк пробовал откупиться, но Алена решила довести дело до суда.
Под удар попала не только она. Аналогичная история приключилась с мужским голосом банка. Десятки актеров озвучки тоже стали жертвами подобных неопределенных договоров с заказчиками, когда по сути все, что от них требовалось, это тренировать нейросеть. Деньги капают на счет компании, а сам актер получается разовую выплату и сосет сухари.
Все дело в особенностях договоров. Актеры подписывают стандартный бланк, с которым работали все эти годы. И там есть обязательный пункт по поводу согласия на обработку голоса. Имеется ввиду монтаж, программная обработка. Но этот же пункт предполагает, что теперь компания с голосом актера может делать все. Нейросети слишком быстро ворвались в нашу жизнь, и когда актеры осознали, как именно их голос может быть использован, было уже поздно.
Мы записывали несколько роликов на тему развития ИИ. Это наше будущее. Это отличный инструмент для создания игр, который позволяет, например, быстро набросать концепт-арты в разных стилях, озвучить массовку, обновить текстуры, улучшить качество видео. В играх нейросети отвечают за масштабирование картинки, дорисовку отдельных кадров, освещение в сценах и пр.
Стоило ожидать, что нейросети доберутся и до актеров озвучки. Особенно когда крупные издатели ушли из России и Беларуси, компании забили на локализацию игр, и появился такой вот нищебродский, но все же способ озвучить игру в фанатском некоммерческом проекте.
Другое дело, когда профессионала цинично приглашают выполнить некий объем работ, платят копейки, потом тренируют нейросеть и спокойно монетизируют голос актера.
Понятно, что синтезированный голос далек по качеству от живого. Понятно, что актеры не останутся без хлеба, их профессия будет востребованной. Но прописать в законе правила и на эти случаи, надо обязательно. Голосом Алёны без ее ведома озвучиваются «эротические чаты, подписки и донаты на трансляциях, коммерческая реклама». Некоторые студии, с которыми она ранее работала, начали продавать её синтезированный голос на стриминговые сервисы. Это оказывает влияние на профессиональную репутацию девушки. Голос у нее узнаваемый.
Она записала видео, где коротенько, за 30 минут, обрисовала проблему. Обязательно посмотрите. Если к теме удастся привлечь много людей, в законе будут прописаны пункты для защиты актеров от деятельности недобросовестных компаний.