- ИНТЕРВЬЮ ПОДГОТОВИЛИ: Григорий Самойленко и Ирина Судакова
- Г. САМОЙЛЕНКО: Твое имя - Наум Блик. У тебя есть еще одно имя – Dry Ice. Почему нигде в Интернете не указано, как тебя зовут на самом деле?
НАУМ БЛИК: Потому что, это является тайной, известной только узкому кругу моих товарищей, друзей и знакомых.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Что нужно сделать, чтобы эта тайна была раскрыта?
НАУМ БЛИК: Нужно войти в круг знакомых, друзей и близких.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Хочу процитировать одно твоё произведение: «Чему ты посвятил себя и свои годы? Что в перспективе, а что – уже не вернешь? Ради свободы, на что готов пойти? Какие выводы собрались ближе к тридцати?» Дак, какие выводы собрались ближе к тридцати?
НАУМ БЛИК: Много, все и не перечислить. Главный вывод: нужно делать то, что тебе нравится. И не смотреть ни на кого, не боятся быть самим собой. Отдавать свои силы и время любимому делу.
- Г. САМОЙЛЕНКО: По твоему мнению, кто такой успешный рэппер?
НАУМ БЛИК: Я думаю, тот, кто обеспечивает себя своим творчеством.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Ты успешный?
НАУМ БЛИК: Я обеспечиваю себя своим творчеством.
- И. СУДАКОВА: А всегда ли талантливые и творческие люди могут обеспечить себя своим творчеством?
НАУМ БЛИК: Нет, не всегда. Это очень не просто, особенно в России, особенно, если ты читаешь рэп. Профессиональных рэпперов у нас в стране, я бы сказал, не очень много. Даже очень мало. Для основной части рэпперов, музыка - это хобби. Если они молоды, учатся в институте, у них есть на это время. Те, кто постарше работают, и в свободное время занимаются рэпом. Но здесь уже сложно сказать, что это профессиональное занятие рэпом.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Какой совет можешь дать тем, кто пытается содержать себя своим творчеством?
НАУМ БЛИК: Нужно хорошенько подумать, на что ты готов пойти ради этого. От чего отказаться.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Отсутствие ненормативной лексики в твоих треках это твое решение или так получилось?
НАУМ БЛИК: Так было задумано очень давно, еще когда мы сформировали группу Ek-Playaz. Это особенность наших текстов. Для тех, кто не в курсе, поясню, что я участвую в двух проектах: это Ek-Playaz- группа, которая зародилась еще в конце 90-х, и мой сольный проект – Наум Блик, то, что я делаю последние 3 – 4 года. Отсутствие ненормативной лексики это то, что присуще мне в моих треках.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Если бы тебе предложили совместный трек с рэп-исполнителем, и его кусок текста был бы с ненормативной лексикой - ты бы принял участие?
НАУМ БЛИК: Я бы мог принять в этом участие. Все зависит от композиции, от трека. Я не хочу влиять на человека, если он считает нужным материться, пусть матерится. Я только лишь за то, чтобы мат был оправдан, и чтобы он был в тему. Если куплет человека в тему, если мат в нем в тему, если его куплет в целом меня каким-то образом трогает, задевает, он мне нравится, нравится музыка и так далее, тогда – почему бы и нет? Я запишусь, конечно.
-
Г.САМОЙЛЕНКО: Скажи, пожалуйста, ты рэппер или поэт? Твои произведения через 100 лет смело можно преподавать в школе?
НАУМ БЛИК: Посмотрим через 100 лет.
- Г.САМОЙЛЕНКО: Будучи рэп-исполнителем, есть награда, которую ты бы хотел получить?
НАУМ БЛИК: Для меня будет хорошей наградой, если я буду приезжать в какие-то более-менее крупные города, и на мой концерт будет собираться хотя бы 400 человек.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Скажи, современный русский рэп, по уровню можно рассматривать как серьезный перспективный музыкальный жанр?
НАУМ БЛИК: Русскоязычный рэп на 90% не представляет для меня интереса. Есть маленький процент достойной, профессиональной музыки, или музыки не очень профессиональной, но представляющей художественную ценность. Я смотрю на все это с точки зрения художественной ценности, а не с точки зрения моды и так далее. У нас получается, что в рэп музыку приходят люди, они делают рэп, взрослеют и уходят из нее. Лишь единицы становятся профессиональными артистами и продолжают что-то делать. Так же и с аудиторией. Аудитория приходит с 15-ти лет, начинает слушать рэп, до 25-ти максимум слушает, а потом уходит. И, таким образом, получается, что рэп музыка существует в России 15, ну 20 лет, именно рэп музыка, не хип-хоп вообще. Тем не менее, среднестатистический слушатель русского рэпа практически не взрослеет, он остается в одном возрасте.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Как ты думаешь, может у нас страна поп-музыки, а не рэп музыки?
НАУМ БЛИК: Конечно, у нас страна не рэп музыки, но и не поп-музыки. Россия это вообще большая такая губка, которая впитывает в себя всё. Есть у нас, к сожалению, слушатель «фанерной» музыки. Люди готовы платить сумасшедшие деньги, чтобы прийти на концерт поп-артиста и послушать его «под фанеру» - просто посмотреть на него вживую: как он скачет по сцене, открывает рот. Такая вот у нас массовая культура слушателей. Что поделать, очень печально.
- И. СУДАКОВА: С чем в основном связана ситуация с непрофессионализмом многих рэпперов: отсутствие трудолюбия, таланта или серьезного отношения к делу?
НАУМ БЛИК: Тут всего по чуть-чуть. Есть фактор того, что молодой человек послушал рэп, думает - все классно, я тоже буду читать. Почитал, почитал - «наплодил» кучу абсолютно бездарных треков, выбросил это все в Интернет - внес свою лепту в формирование общественного мнения о том, что рэп - это ни о чем, и забыл. Думает: ладно, надоело мне читать рэп, пойду я куда-нибудь дальше. Занялся спортом, на работу устроился менеджером по продажам или еще куда-нибудь. А треки то его остались, то есть он их «наплодил» и ушел из этой культуры. Треки остались, и впечатление осталось. Есть другой момент. Человек начинает читать рэп, старается делать все качественно, хорошо, красиво. Делает это из года в год, начинает добиваться каких-то интересных результатов. Но бытовая жизнь давит на него: у него появляется девушка - ему надо жениться, появляется ребенок - надо зарабатывать деньги. А так как нет бизнес сегмента в рэп музыке - поддержку получить неоткуда - бытовая жизнь съедает все его начинания. Он взрослеет, ему приходится выбирать или там, или здесь.
Например, в Америке есть рэп-индустрия. Если человек к 25-ти годам сделал какой-то хороший, достойный трек, клип - его заметят, подпишут на лейбл, найдутся люди, которые будут заниматься его продвижением. В наше время продвижение очень много значит. А у нас получается так, что человек может записать какие-то хорошие вещи, но поскольку сегмент рынка очень узкий, то шансов, что его заметят, как-то помогут, очень немного. Творческий человек должен заниматься творчеством, музыкой, а здесь ты сам пишешь рэп, сам же снимаешь клипы, сам себе делаешь сайты, сам же договариваешься о концертах и тд.
- Г. САМОЙЛЕНКО: То есть, нужно преодолеть свой первый непрофессионализм и заниматься дальше творчеством?
НАУМ БЛИК: Нужно просто быть готовым пойти до конца. И сделать выбор.
- И. СУДАКОВА: Какую музыку, кроме рэпа, ты еще слушаешь?
НАУМ БЛИК: Я сейчас вообще рэп мало слушаю, я слушаю инструментальный хип-хоп без читки, beats музыку. Люблю очень atmospheric drum’n’bass, люблю jungle, что-то из джаза, из русского рока какие-то вещи: Земфиру могу послушать, Виктора Цоя, «Pink Floyd»... всего понемногу. «Тяжеляк» не слушаю, dubstep современный, металл – это я не слушаю. Разные песни могут мне понравиться, даже советская эстрада, кстати.
- И. СУДАКОВА: Есть ли у тебя какая-то неосуществленная мечта, связанная с творческой деятельностью? Выступить на огромном стадионе, например?
НАУМ БЛИК: У меня была очень важная мечта - поставить спектакль, выпустить альбом «Re:Поэты». Сейчас эта мечта реализовалась. Собирать минимум по 400 человек на концертах, наверное, это мечта. Ну и писать вещи, за которые не будет стыдно,конечно.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Ты участник группы Ek-Playaz. Бывший участник вашей группы, ныне священник, Максим Курленко, на вопрос: «Что отличает Наум Блика от других рэп исполнителей?», ответил: «Наум Блик, в отличие от многих других реперов, не занимается словоблудием. По последним его творениям видно, что он хочет копать глубоко, и часто у него это получается». Как ты в повседневной жизни используешь «выкопанное»?
НАУМ БЛИК: Стараюсь соблюдать внутренний баланс в себе. Не реагировать на негатив. Смотреть отстраненно на какие-то вещи. Хотя, как человек, пишущий стихи, я не могу быть равнодушным к происходящему вокруг, это сказывается на творчестве. В общем, «выкопанное» я использую по назначению.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Ты женат?
НАУМ БЛИК: Нет.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Я периодически задаю этот вопрос, когда передо мной человек с большим опытом в рэпе - путь рэп-исполнителя помогает или мешает создать семью? Или эти вещи не связаны?
НАУМ БЛИК: Все зависит от того, чего ты хочешь добиться, и что для тебя важнее. Есть масса историй, когда не только рэп-исполнители, а вообще творческие люди, заведя семью, переставали заниматься творчеством. Масса историй. Есть истории, когда люди творческие, женившись, стали еще активней работать. Это зависит от ситуации. Но мне кажется, что первых ситуаций, т.е., когда люди бросали творчество, больше, чем вторых. И я считаю всему свое время.
-
И. СУДАКОВА: Тебе нужна муза?
НАУМ БЛИК: Конечно. Как и любому творцу.
- Г. САМОЙЛЕНКО: У тебя качественные треки, о тебе пишут самые популярные рэп-порталы. Ты чувствуешь, что являешься примером для начинающих?
НАУМ БЛИК: Я надеюсь. Мне хочется надеяться, что слушая мою музыку, молодые люди как-то впитывают это в себя, переваривают, анализируют.
- Г. САМОЙЛЕНКО: Что бы ты им сказал, как пример для подражания?
НАУМ БЛИК: Всем молодым МС, тем, кто начинает читать рэп, и вообще занимается творчеством, каким-то бы ни было. Я всегда всем рекомендую прочитать рассказ Михаила Веллера «Гуру» и перечитывать его хотя бы раз в два года, по мере взросления и становления. И если именно о рэпе говорить -, рекомендую читать книги. Пока молодые, пока не поздно. Потому что есть масса примеров, когда молодые рэперы начинают делать рэп, все у них хорошо получается, они даже выстреливают в какой-то момент, становятся знаменитыми. Но потом останавливаются на месте, и себя исчерпывают, пишут одно и то же. Чтение книг не дает остановиться, оно постоянно подталкивает к саморазвитию.
- И. СУДАКОВА: Ты много читаешь сам?
НАУМ БЛИК: Я не скажу, что я много читаю, но я читаю книги, да. В какой то момент я выработал в себе такую привычку.
- И. СУДАКОВА: Наивысшая ценность в жизни по твоему мнению?
НАУМ БЛИК: Любовь. Без любви, всё – ничто.
- И. СУДАКОВА: С кем обычно проводишь свободное время?
НАУМ БЛИК: Я человек такой… самодостаточный. Наедине с собой мне не скучно. А вообще есть друзья, видимся, общаемся, помогаем друг другу.
Заключительные 5 вопросов: - Назови три вещи, которые ты не сделал из-за нехватки времени?
НАУМ БЛИК: Не съездил заграницу.. Три раза, в общем, я не съездил за границу: в отпуск, заграницу и за грибами не сходил.
- Тебя пригласили выступать - заплатили за это миллион рублей. Что дальше?
НАУМ БЛИК: Машину поменяю себе, а остальное вложу в творчество, на студию, на клипы.
- Оглядываясь назад, есть то, о чем ты жалеешь?
НАУМ БЛИК: Скажем так, есть вещи, которые я бы сделал по-другому. Я о них сейчас не жалею, но если бы время можно было вернуть, то эти вещи я бы сделал по-другому.
- Что ты будешь делать, когда закончишь с рэпом?
НАУМ БЛИК: Ну это мы еще поглядим.
- Если бы ты точно знал, что Бог тебя услышит, что бы ты Ему сказал?
НАУМ БЛИК: Это личное.