|  Пол Дезмонд (Paul Desmond) (25 ноября 1924 — 30 мая 1977), урождённый Пол Эмил Брейтенфельд (Paul Emil Breitenfeld), джазовый альт-саксофонист и композитор, родился в Сан-Франциско. Наиболее известен своей работой в квартете Дэйва Брубека. Автор популярной композиции квартета — «Take Five». Известный своим особым интеллектом, он был одним из самых популярных музыкантов Кул-джаза.
Помимо работы с Брубеком, Пол возглавлял несколько собственных групп и был известен своими дуэтами с Джерри Маллиганом, Джимом Холлом и Четом Бэйкером. Из-за сильного пристрастия к курению и плохого состояния здоровья Дезмонд скончался от рака легких в 1977 году.
Начало
Пол Дезмонд (настоящее имя — Пол Брейтенфельд) родился в Сан-Франциско, Калифорния в 1924 году. Его отец был органистом, игравшим в кинотеатрах в эпоху немого кино. Его мать была эмоционально-неуравновешенной, поэтому свое детство Пол провел у ближайших родственников в Нью-Йорке. Несмотря на запреты отца, в раннем возрасте Дезмонд увлекался игрой на скрипке. В возрасте 12-и лет Пол играл на кларнете в Политехнической школе Сан-Франциско. Но уже на первом году учёбы в колледже Сан-Франциско Стэйт он увлекся альт-саксофоном. В те же годы Пол был призван в армию США и вступил в её музыкальный коллектив при Сан-Франциско. Он провёл в войсках три года, но при этом никогда не участвовал в боевых действиях. Карьера После завершения Второй мировой войны Дезмонд начал работать в клубе «Bandbox» в городе Пало-Альто, Калифорния. Также, периодически он выступал с Брубеком в клубе «Geary Cellar» в Сан-Франциско. Вскоре Дезмонд нанял Брубека, но позже урезал вдвое его гонорар. После концертов в клубе «Greagle» в отеле The Feather River, и Пол заменил Дэйва на другого музыканта. В 1950 году Дезмонд переехал в Нью-Йорк, где играл на альт-саксофоне и кларнете с Джеком Фина, но позже, услышав трио Брубека по радио, вернулся в Калифорнию.
Интересна история второй встречи Брубека с Дезмондом. Брубек, который к тому времени уже женился и имел четырёх детей, был обижен на Дезмонда из-за предыдущего опыта работы с ним. Дэйв попросил свою жену Айолу не впускать Пола в их дом. Но Дезмонд все таки пришёл к ним в тот момент, когда Дэйв занимался стиркой вещей своих маленьких детей. Айола впустила Пола в дом и привела его к Дэйву. В итоге, Брубек согласился вновь взять Дезмонда в свою группу, после того, как Пол предложил ему стать сиделкой для его детей.
Квартет Дэйва Брубека
Пол Дезмонд и Дэйв Брубек, 1954 год.
Дезмонд впервые познакомился с Брубеком в 1944 году, во время прохождения службы в армии. Брубек проходил пробы в музыкальный коллектив 253-й армии, в которой служил Дезмонд. После прослушивания, Брубек, в отличие от Дезмонда, был послан на фронт. Позже, на радиопередаче «Piano Jazz», Дезмонд рассказал ведущей Мэриэнн МакПартлэнд, что был поражен техникой смены аккордов, продемонстрированной Брубеком во время его прослушивания в армейский коллектив. После согласия Брубека во второй раз принять Дезмонда в свою группу, музыкантами был подписан контракт, согласно которому, Дэйв мог в любой момент уволить Пола. Этот контракт закрепил за Брубеком статус лидера группы, в то время, как Дезмонд получал 20% от всех гонораров квартета.
Так, в 1951 году началась история оригинального квартета Дэйва Брубека, который просуществовал до декабря 1967 года. Квартет был особенно популярен в студенческой среде, чему в немалой степени послужили многочисленные выступления на университетских концертных площадках. Некоторые из этих выступлений выходили самостоятельными концертными дисками, такими, как «Jazz at Oberlin» (1953), «Jazz at the College of the Pacific» (1953), «Jazz Goes to College» (1954). Успех квартета обратил на себя внимание журнала Time, который в 1964 году поместил на свою обложку изображение Дэйва Брубека, назвав его самым интересным новым джазовым исполнителем. |