Почитайте вот эту
http://rksmb.ru/get.php?323 неплохую статейку про Многоточие и их творческий путь. Давольно таки полезно
Как вам?
Голос улиц
немного о современном рэпе
КУЗНЕЦОВ Леонид
В последнее время всё большую популярность приобретает рэп - некогда песни протеста угнетённых американских негров, а ныне - коммерческая молодёжная культура. К счастью, до сих пор находятся люди, наглядно показывающие, что не все и не всё ещё продано, что осталось место подлинному творчеству среди лицемерия капиталистической наживы. Одни из таких людей - рэп-коллектив Многоточие, объединяющие вокруг себя множество "подпольных" исполнителей.
Рэп в России появился как подражание американскому криминал-рэпу (яркий пример - Bad B. Альянс), о традициях 30-илетней давности, когда леворадикальные "Чёрные пантеры" [1] впервые "официально" прибегли к речитативу, никто и не подозревал. В итоге мы имеем то, что имеем - рэп-культура чудовищно далека от современной российской жизни и подобна слепому, уверенно идущему "не туда". Многоточие возвратили мою веру в рэп как истинную культуру современных мегаполисов. Но я не буду воспевать их достоинства - фанаты сделают это лучше меня. Поговорим лучше о недостатках коллектива, и о том, куда может завести патриотический рэп. Патриотический рэп? - удивитесь вы. Вот именно…
Первый альбом был окончательно записан в 2001 году и назывался "жизнь и свобода". Такие, значит, ценности у них тогда были. Что и отразилось в текстах - сплошные песни о нелёгкой жизни простых парней и о том, как им необходима свобода - свобода от наркотиков, от коммерческой рэп-культуры, от утративших смысл отношений, от своей хреновой жизни. Но это были не беспомощные "песни про тесто" дэцельных Дэцэла и Бэд Баланса. Чуваки понимали, что "изменить этот мир - вот наша судьба" и "в одиночку не спастись нам никогда". Уже ради одного этого альбом стоило слушать. Многоточие видели все болячки окружающей их действительности и не стремились затушевать их дешёвым криминалом. Если ты - наркоман, то обязательно "дебил" и если хочешь перестать быть им, "думай головой" и "убей барыгу". Если ты - фальшивый рэппер, имя тебе "гад" (это самое нежное) и вообще лучше не стой у ребят (и девчонки) на дороге - порвут, как Тузик тряпку. Достаётся и "королям", которые были жопами; и "жёлтой прессе", которую попросту оплёвывают; и бывшим друзьям, предавшим друзей и идеалы; и всем нам, которые "за много веков приучены к лести" и чья жизнь - "полный обман". Зажравшиеся псевдо-рэпперы и их публика плохо приняли этот альбом из-за его сыроватого звука и текстов, из-за максимализма, "наездов", но самое главное, как мне кажется, - из-за того, что он был другой, непохожий на рэп мелкого криминала и это было как глоток чистого воздуха. Rulezzzzzzz!
Потом был гемор с выпускающей компанией, вроде как группа даже чуть не распалась. Но второй альбом был записан через год. И мы его услышали. Не знаю, что произошло с участниками Многоточия, но клерикализм, не заметный на первом альбоме, на "Атомах сознания" расцвёл пышным цветом. Вообще, больше стало лирических текстов. Наверное на то были свои причины. Главное, что политическая составляющая качественно выросла. На ней и остановимся.
Теперь уже не стало наивных криков типа "всё плохо, давайте это изменим". Появилось сознание того почему всё плохо и что конкретно надо сделать, чтобы это изменилось. Один минус - слушая альбом, я не мог отделаться от мысли, что читаю очередной "перл" дядюшки Зю. С одной стороны - "депутаты капиталы нажили, миллионы отмыли", с другой - "богоубийцы рухнут вниз поверженные". Там же - "смерть всем гадам, которые считают себя высшей расой", но "мне жаль, что слово патриот сейчас значит нацист". "Люди делают деньги, деньги делают людей", "здесь деньги у власти", а с другой стороны осуждающее "все мои соседи позабыли бога". Дальше круче, цитировать возможно только целиком -
"Неся свой крест, мы не оглянемся назад.
Не нужно смотреть на прошлое
возвышенное, пошлое,
Но всё-таки продажное
и оттого неважное.
А падать в одну яму дважды
это не серьёзно даже".
В общем, серьёзные такие ребята. Типа "кто старое помянет - тому глаз вон". Только у этой пословицы есть и продолжение - "а кто забудет - тому два". Не знаю, может они подразумевали под этими словами что-то другое, но мне на ум приходит заезженное про "лимит на революции". Так что "падать в одну яму дважды" придётся. Что Многоточие успешно и делают в следующих песнях вслед за Бердяевым и Ко [2] - лично меня просто убила "Исповедь" с припевом "о-о-о, мо-о-ой бо-о-ог!". Следом идёт песня о вреде наркотиков. То есть, либо бог и его земные слуги, либо наркота - третьего не дано. Но, как говорил товарищ Ленин, "мы пойдём другим путём".
А ребята идут своим - "падение" продолжается словами "во всём виновата Америка". Именно она, родимая, заменившая нашим патриотам жидомасонский заговор, которой противопоставляется Россия, "где есть сила". При этом "Америка - это красиво". Оба утверждения, как говорят американцы, no comments. Одно из обвинений "Америке" - то, что она "пытается изменить сущность русского мировоззрения, разбить основы бытия", отсюда и все беды. Опять замаячил призрак зюганизма…
После порции негатива необходимо предложить что-то позитивное. Даже песню специально назвали "время России". Откуда мы первым делом выясняем, что "суть Руси в том, что не уважаем мы себя". Как это соотносится с утверждением, что все беды от изменения русского мировоззрения - непонятно. Перемешивая анализ национальных штампов с обвинениями по адресу разных нехороших людей, Многоточие, как заклинание повторяют, что "пришло наше время скинуть тяжкое бремя, пора двигаться вперёд - время России не ждёт". Куда "вперёд"? Видимо в царство божье, где "лев возляжет рядом с ягнёнком и младенец поведёт их". Мракобесие какое-то... Как луч света в тёмном царстве
"В стране теперь законы пишут воры, авторитеты,
Кукловоды, серийные убийцы скалят пасти.
Следующая партия фашистов на подходе к власти."
Короче, много чего можно сказать по поводу этого весьма разнообразного и столь же спорного альбома. Альбома, который стал первой ласточкой патриотического рэпа в нашей стране. В нём отразились все метания сознания молодого человека, осознавшего, что происходит что-то ненормальное и что надо это менять. Многоточие протащили своих слушателей от лирики в политику и обратно, через зюгановщину и стихийный нигилизм, наркоманию и отчаяние. И для многих это - благо, недаром же ребятам приходят благодарные письма со всей страны. Главное - не останавливаться на достигнутом.
Чуть позже выходит и третий альбом, составленный наполовину из ремиксов, наполовину из нового материала. "Неномерной" стал для Многоточия лебединой песней, ответом тем "критикам", которые обвиняли коллектив в топорности и однообразии. Ребята не остались в ответе: музыка на альбоме стала "красивше", хотя местами это и пошло в ущерб текстам. Хотя, возможно, это так и было задумано.
В советские времена были такие понятия - "прогрессивные силы" и "реакционные силы". Так вот, с уверенностью можно сказать, что "Неномерной" стал уступкой прогрессивного Многоточия реакционным "тёмным силам", которые "злобно гнетут". Всё, что раньше было в Многоточии нового и свежего, что заставляло обратить на творчество коллектива самое пристальное внимание, было выброшено за ненужностью. В итоге получился стандартный альбом российского рэпа: изыски ради изысков в музыке, много лирики к месту и не к месту, немного брюзжания по типу "плохая власть угнетает бедный народ", немного юмора (иначе "Ёп-т" и не назвать). Виртуально-реальные рэпперы, думаю, вполне заслуженно оценили альбом на 2,5 из 5. В принципе, всё, что было сказано по адресу "Атомов сознания" можно отнести и к "Неномерному". Если разделить восторги на два и учесть, что вторяк всегда останется вторяком.
С "Неномерным" сольное Многоточие умерло. Закономерным развитием идей третьего пути стал проект Третий Путь
- совместная работа Иезекииль 25:17, Красное Дерево, Многоточие, Отверженные, Отрицательное Влияние, Смена Мнений, White Hot Ice (может ещё кого-то забыл, извините). Это не сборники почившего Bad B. Альянса (а в моём городе их до сих пор продают!) с их механическим смешением разнородного материала, все участники совместно работают над текстами, музыкой, записью. Типа коммуна такая, хе-хе... К тому же, новый коллектив с первого же альбома заявил о себе как о крайне идеологическом образовании.
"Товарищи, третий путь, о котором так долго говорили Многоточие, материализовался!" На вкладке к первому альбому Третьего Пути читаем (привожу целиком):
"В основном существует три общих Пути.
ПЕРВЫЙ - это ПУТЬ СМИРЕНИЯ, принятия жизни и событий такими, как они есть. Такой выбор хорош, когда человек терпит беды, лишения, страдания. Он сохраняет чистоту, доброту и ясное, незамутнённое сознание. Но этот путь хорош не всегда: есть Время жить и Время умирать.
Человеку даётся драгоценный дар - жизнь. И не плыть по течению, а жить на пределе невозможного, дабы преумножить дара судьбы и продвинуться дальше, - вот задача человека. Смирение бывает равноценно эволюционной остановке.
ДРУГОЙ ПУТЬ - полная противоположность первому, активное противоборство, когда человек считает, что он "САМ КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ".
Во все времена находились отдельные личности и целые народы, которые противопоставляли себя Мировой Эволюции, отрицали связь с Космосом и Природой, объявляя себя или Богами, или Атеистами. Они считали, что истинная свобода - быть Сверхчеловеком или отрицать всё, что нельзя объяснить научно-материалистическими воззрениями. Но в жизни приходится сталкиваться с событиями, не зависящими от нас и пока не объяснимыми официальной наукой.
Подобный путь - это власть силы и желание власти, всё равно в какой форме.
ТРЕТИЙ - это тоже активный путь, когда человек выбирает себе дорогу и живёт на пределе невозможного. Иногда создаётся впечатление, что он точно знает, когда и как следует поступить ("его ведёт" - говорят о таких людях). ЭТО ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ. Человек осознаёт себя и своё место в мире - "ведает, что творит", он фиксирует свои слова мысли и действия."
Как я понял, это - символ веры Третьего Пути. Не буду критиковать, это дело для отдельной статьи. А для тебя, читатель, это тест на политграмотность, найди 10 ошибок
.
Ну да ладно! Если есть идеология, должна быть и её реализация. "Кусок Жизни (Пяти Годам Равен)" - первая серия на третьем пути. Поэтому и слушать его надо вроде как "Избранное за пять лет". Материал разнороден: тут и "песни протеста", и "проповеди", и "жалобы". Собственно говоря, "Кусок Жизни" стоит слушать только ради первых (хотя это и дело вкуса). Вот здесь позиция Многоточия выкристаллизовалась до крайней степени, чётко обозначился и "образ врага".
Главный враг - деньги и то, что с ними связано. Если цитировать исходник ("Продажный город"), то только полностью. Затронуты почти все стороны нашей с вами жизни: разделение на богатых и бедных, всеобщая коррупция, растущая преступность, падение культуры, коммерциализация религии, стремительное обеднение большей части общества. "Всё здесь покупается, всё здесь продаётся...".
Следующий враг - "лица". Это лица буржуев, чиновников, милиции - короче, всех тех, кто угнетает или способствует угнетению. Это они "раздражают, тревожат и бесят", против них направлена ненависть Многоточия. Совсем другие чувства вызывают лица трудящихся, народа, "с молоду грубеющие скулы бездомных лиц". Лица людей, у которых всё отняли, которым не на что надеяться и остаётся хотя бы "не падать на колени, не просить о пощаде". Как выход - объединяться с такими же "лицами". Зачем? Что дальше? Нет ответа. Обвинить ребята умеют, а вот предложить свою "социальную" программу - нет. Характерные строки:
"Не надо мути,
быть может, скоро всё разрулит Путин.
Не знаю, где теперь моя позиция,
я против или за.
Не знаю. Здесь всё решат другие лица."
Следующим номером - "Борцы за свободу". Меткие наблюдения, изрезанная вдоль и поперёк правда-матка. Я только одного не понял - борцы за какую свободу? В принципе, в борцы за свободу можно записать Ленина, а можно и Троцкого; можно Новодворскую с Гайдаром, а можно жертв октября 93го; можно Солженицына, а можно народ преданной и опороченной им страны. Хотя если следовать логике "третьего пути", то лучше всех разом. Тут каждый сам решает. Главное - не ошибиться с выбором.
И это проверяется уже в следующей песне - про криминал ("Сколько можно"). Опять-таки меткие наблюдения и суровый рэп. Как вывод - "их ничто не изменит, пока они не изменятся сами". Про "быт определяет сознание" забыли, дядя Бог не велит... И на вопрос "сколько можно проливать кровь?" ответ только один - "сколько нужно, вновь и вновь". Слесарю слесарево: творить твори, а не нормальную жизнь и не замахивайся.
Вообще, что касается "правды жизни", то тут Многоточие дадут фору любому "русскому рэпперу". Как-никак люди поднялись со дна жизни. Этакая американская "сказка про Золушку". Только одной правды мало, нужны ещё и соответствующие выводы из этой правды, в противном случае можно превратиться в старушек, сидящих на лавочках и перемывающих кости соседям и правительству.
Ну да ладно. Оставив претензии, можно сказать, что в целом первый блин вышел совсем не комом. Как и всё новое он сыроват, немного скомкан, но качественный рост не спрятать и не пропить
Не знаю как Вы, а я ждал следующий альбом с большим нетерпением. Наконец купил, принёс домой, поставил. Ну что сказать? Именно таким и должен быть настоящий рэп - жёсткий, правдивый, умный, местами лиричный. Это та планка, которую не взял ни один "российский рэппер". "Буриме 12" это 9 ударов в лицо современному режиму. Начнём по порядку...
"Когда-то раньше". Красивая песня с женскими подпевками про тяжёлую жизнь начинающего музыканта. Сплошная автобиография. Просто холодный пот прошибает насколько жизненно. Половину песни можно смело переписывать под заголовком "моя жизнь".
"За красивой жизнью". Этакая изнанка "красивой жизни", её тёмная сторона. Ни одного лишнего слова. Если в трёх словах - богатые тоже плачут. Послушав, Вы поймёте, почему не в деньгах счастье.
"Моно". Сложно сказать о чём она. Больше похоже на крик отчаяния человека, пытающегося творить в нетворческой атмосфере.
"Больше ничего не будет". "...потому что хуже уже некуда". Несколько вариаций на эту тему. Слабонервным лучше не слушать, а то паранойя замучает.
"2 кулака". Просто отличная песня. Для всех диких котов и кошек.
"Мир не без". Если вкратце, песня про то, что, несмотря на всеразличные подлянки, надо оставаться сильным. Потому что нехороших людей много, а нервов мало.
"Канат". Песня о борьбе с репрессивной машиной государства. Обязательно к прослушиванию больным парламентским кретинизмом. Вокал Михаила Краснодеревщика просто продирает до костей.
"То, что я ненавижу" (архив '99). Один интернетный рэппер написал, что эта песня - свидетельство убожества и творческого застоя Многоточия. Дескать группа как 5 лет назад мочила свой однообразный рэпак про негатив, так и сейчас мочит. Я придерживаюсь другого мнения: это свидетельство умения Многоточия писать хорошие, нестареющие и актуальные песни.
"Тупая яма". Многие называют такое состояние "депрессией". Глобальные выводы.
***
Вместо послесловия: Многоточие сотоварищи - одни из редких российских рэп-коллективов, занимающих более-менее чёткую социальную позицию. И надо сказать, у них это хорошо получается. Это действительно "голос улиц" со всеми радостями и неприятностями этих улиц. С их мировоззрением и мировосприятием. Картинки проходят одна за одной - хрущёвки и девятиэтажки с зассаными подъездами и разбитыми окнами; стайки местной молодёжи, вечерами пьющей пиво на лавочках; сосед-наркоман, которого разыскивает участковый; обезьянник со спящими бомжами; бытовой национализм и радость у телевизора за победы "наших" на Олимпиаде. Попытки вырваться с улицы в какой-то другой мир обречены на неудачу - здесь твои корни. Остаётся один выход - стать сильнее и начать самому менять мир к лучшему. Как? На этот вопрос и дают ответ ребята и девчата из Третьего Пути. Кому-то он покажется неполным, кому-то вовсе неуместным. Делай свой выбор, с этого всё и начинается... "Но помни: сделав хотя бы шаг по этому пути, ты уже не сможешь с него свернуть".
Примечания
[1] "Чёрные пантеры" - леворадикальная марксистская партия, возникшая в США в 60-х годах первоначально для самообороны афроамериканцев от полиции; впоследствии целью стало изменение социального устройства Штатов. Объединяла только чернокожих. После разгрома партии в 70-х, её бывшие члены занимались различной деятельностью - в частности, некоторые читали и записывали революционный коммунистический рэп.
[2] Бердяев Н.А. (1874 - 1948) - русский философ, перешедший с позиций "легального марксизма" в область идеализма. Считал, что смысл жизни человека, бытия постигается в боге, области чистого духа, тогда как материальная действительность несёт только страдания. Предшественник религиозного экзистенциализма.