Рассказ о провокации
Что мы вообще знаем о создательнице «поттерианы» как о литераторе? Сведения о Роулинг настолько мифологизированы, что сами по себе достойны стать сюжетом фантастического романа. История о бедной учительнице, получающей пособие и пишущей великую книгу в кафе на салфетках (попробуйте написать на салфетке хотя бы пару абзацев!) это не просто миф, это до невыносимости избитый штамп. И, кстати, далеко не единственный во всей этой истории. Короче, перед нами золушка, то есть вчера она никто и ничто, а сегодня принц ей лично надевает туфельку.
Конечно, можно сказать, что многое накрутили от себя газетчики, но к счастью, у нас есть официальная биография писательницы, опубликованная на её же сайте. Из нее следует, что Роулинг с шестилетнего возраста чего-то постоянно писала, но при этом по каким то причинам ничего из «раннего» предъявить не может. То есть абсолютно НИЧЕГО. Это очень нетипично. Обычно, к своим лучшим произведениям авторы идут годами. Удачному роману предшествуют более-менее неплохие повести, на худой конец отдельные рассказы. «Проба пера» обязательно должна быть. Как утверждает сама Роулинг, идея написать роман о юном волшебнике возникла у нее в 1990 году. Проведем несложные расчеты. Родилась она в 1965-м, начала писать с шести лет, то есть с 1971-м, и только в 1990-м возникла мысль о Поттере. Как видим, результат девятнадцатилетнего непрерывного литературного творчества НУЛЕВОЙ. А дальше…Дальше, как говорится в известном анекдоте про карточного шулера «и вот тут мне стало везти»: семь романов-бестселлеров подряд за 10 лет. В мировой истории случай абсолютно беспрецедентный. Помимо семитомника, Роулинг написала еще две побочные книги, относящиеся к миру Поттера – «Квиддич сквозь века», а также «Фантастические создания и где их найти». Повторюсь, романы сложны, серьезны и объемны. Уже сейчас по ним защищают кандидатские диссертации. Создание мира Поттера требует значительных знаний сразу во многих областях – филологии, мифологии, генеалогии, истории, астрономии и т.п. А когда это Роулинг успела обзавестись столь широкой эрудицией? Блестяще образованному профессору Оксфордского университета Толкиену понадобились годы для того, чтобы сконструировать мир Средиземья. Скромная учительница за гораздо более короткий срок буквально в пулеметном режиме создала эпическое полотно, по размаху не уступающее «Властелину колец».
Знаете, давно подмечено, что биографии людей, выигравших в лотерею крупную сумму денег, поразительно схожи между собой. Это обычно разведенные и не слишком успешные женщины с детьми. Есть мнение, что их выигрыш подстроен из пропагандистских соображений. В такой «подкормке» есть великий социальный смысл. Это маяк и психологическая поддержка миллионам неудачников. Мол, у всех есть шанс, отчаиваться не надо, судьба улыбается и беднякам. Лично мне ясно, что нечто подобное произошло и с Роулинг. С мужем развелась, карьерных успехов нет, мыкается бедняга, возраст уже критический подходит и вот…СЧАСТЬЕ. Успех и мировая слава, очередное подтверждение того, что запад – это мир больших возможностей, в котором даже чистильщик ботинок может стать миллионером. Реально же, поттериана – дорогостоящий «лабораторный» проект, над реализацией которого работали высококлассные специалисты-интеллектуалы, (далее в статье я всё же буду автором называть Роулинг, подразумевая всю команду). Очевидно, что заказчиком проекта является западная властвующая элита, что очень хорошо согласуется и с темой книги и с ее идейным подтекстом.
В своей предыдущей статье
http://www.contr-tv.ru/print/2393/ я объяснил, почему историю о Гарри Потере ни в коем случае нельзя считать детской сказкой. Это серьезное произведение, с важным идеологическим смыслом и мощным пропагандистским эффектом. Подробный разбор всех идей, заложенных в романе, невозможен в рамках одной статьи, тут потребуется книга, но кое-что существенное всё же можно отметить. Так что продолжим разбор.
Для начала давайте ответим на вопрос, в каком мире, с социальной точки зрения, происходят события, описанные в романе? Иными словами, жизнь какой социальной группы находится в центре повествования? Или, еще проще, какая реально существующая социальная группа показана в романе под названием «волшебники»? Чтобы ответить на поставленный вопрос достаточно посмотреть, где и как учатся дети магов. Они учатся в учебном заведении с очень характерным названием – «Хогвартс», то есть Гарвард, а возможно, даже Гарвард и Оксфорд в одном лице. Дети уезжают от родителей и живут в школе в течение всего учебного года, носят форму, набирают баллы, сдают экзамены, что является типичными чертами лучших учебных заведений Англии и США, в которых учится мировая элита.
Далее, четко показано, что волшебный мир, то есть мир властвующей элиты не разделен ни по национальному признаку, ни по принадлежности к какому то государству. Законы обычных людей они не признают, а всё волшебное сообщество управляется специальными наднациональными магическими организациями – министерством магии и судом, решения которых обязательны для исполнения всем волшебникам, независимо от места их проживания или национальности. Существует магический патруль – аналог полиции, спецподразделение по борьбе с темными магами (мракоборцы) и, разумеется, особая тюрьма. Согласитесь, картина отнюдь не фантастическая.
Итак, понятно, что под «волшебниками» автор романа подразумевает элиту. В пользу этого говорит и масса других косвенных деталей, но для экономии места и времени мы их опустим.
Учтем, что от всех остальных людей элита отличается тем, что обладает огромными возможностями. Представители элиты могут делать то, что другим не под силу. Именно это и описано у Роулинг. Волшебники способны на то, что в принципе не доступно обычному человеку. Важно, что дети, наделенные волшебством, не обязательно рождаются в семьях магов. Иногда, в редких случаях, и в обычной семье может появиться ведьма или колдун. Волшебный мир отслеживает появление такого ребенка и «забирает» его себе, позволяет развивать неординарные способности в Хогвартсе. Иными словами принимает в элиту. Таким образом элитная социальная группа получает «свежую кровь» и обновляется. Однако далеко не все волшебники согласны с установленным порядком вещей. Часть элиты убеждена, что принимать в Хогвартс нужно только «чистокровных», то есть детей, родившихся в семьях волшебников. В переводе с метафоричного языка на обычный - это означает, что часть элиты хотела бы убрать социальные лифты, поднимающие наверх людей со стороны. Их презрение к «грязнокровкам», на первый взгляд кажется иррациональным. Ведь все прекрасно знают, что выходцы из обычных семей не уступают «чистокровным» в магической силе и учатся не хуже. В новом для себя мире дети обычных родителей осваиваются очень быстро и прекрасно интегрируются в волшебные, то есть элитарные структуры. Казалось бы, нет оснований для противостояния. Однако, как раз наоборот, именно то, что «грязнокровки» создают реальную конкуренцию «чистокровным» и приводит к конфликтам. «Мы занимаем место в элите уже по факту своего рождения, а эти, эти куда лезут?» - понятный строй рассуждений. Внутриэлитный конфликт тлеет сотнями лет, время от времени обостряясь. Заметим, что идея пересмотреть установленный порядок исходит от «чистокровных». Поттериана как раз и посвящена очередному обострению, когда у приверженцев «чистой крови» появляется сильный вождь -Волдеморт. На этом моменте стоит остановиться подробнее.
Сам Волдеморт не является чистокровным волшебником, он полукровка, его настоящее имя Том Реддл и воспитывался он не волшебниками, а обычными людьми в сиротском приюте. О мире магов он узнал лишь когда пришла пора идти в Хогвартс. Сам Дамблдор в то время один из преподавателей, посетил приют и сообщил мальчику, что он наделен неординарным даром и поэтому имеет право обучаться в школе для волшебников. При первой же встрече Дамблдор узнал о преступных наклонностях ребенка. Мало того, он заметил, что мальчик обладает харизмой и ярко выраженными лидерскими качествами. Дамблдор сразу раскусил, кто перед ним. Это видно по тому, какой психологический трюк он использовал, чтобы повлиять на Тома. Ребенок потребовал, чтобы Дамблдор продемонстрировал умение колдовать и тот взмахом палочки воспламенил шкаф. Это очень тонкий штришок. Для того, чтобы убедить мальчика в существовании магии было множество способов, но опытный педагог выбрал именно тот, что оказывает наиболее сильное влияние на сильных, агрессивных людей с лидерскими качествами. Дамблдор продемонстрировал именно мощь, причем в самом наглядном ее проявлении, ведь огонь это первобытная и страшная стихия. В романе сказано, что когда Том начал учиться, все преподаватели не чаяли души в этом обаятельном и талантливом ученике, все…кроме Дамблдора. Он внимательно следил за развитием и взрослением ребенка, видел, как он сколачивает банду, которая позже составила гвардию Волдеморта («псевдоним» Тома). Учтем, что хороший преподаватель, коим несомненно является Дамблдор, видит насквозь характер ребенка, знает о его способностях и НАКЛОННОСТЯХ, и к тому же Хогвартс – это закрытая школа, то есть почти весь год ученики находятся под наблюдением преподавателей и уезжают домой только на каникулы. Это значит у Дамблдора было более чем достаточно времени для того, чтобы хорошо узнать Тома Реддла. Мало того, когда в школе начинаются убийства, Том Реддла оказывается тем, кто разоблачил «виновника» (на самом деле ловко свалил свою вину на другого). Однако первый свидетель –это и первое лицо для подозрений. Короче, Дамблдор прекрасно понимает, что буквально на его глазах растет страшнейший темный маг, и при этом не делает абсолютно ничего ни для того, чтобы перевоспитать мальчика, ни для того, чтобы прихлопнуть гаденыша, пока он еще гаденыш, а не ГАД с большой буквы. В чем дело? В истории уже был случай, когда вовремя не прихлопнули гаденыша, когда своими же руками вскормили его и дали опериться, а потом с огромным трудом и потерями свернули ему шею. Я говорю, конечно же о Гитлере и нацистской Германии. Параллели между Гитлером и Волдемортом очевидны и многие читатели поттерианы на это давно обратили внимание. Характерный штрих – адепт теории о превосходстве арийской расы сам не обладал арийской внешностью, Волдеморт - вождь «чистокровных», был полукровкой. Но, говоря о Гитлере, гораздо уместнее проанализировать те силы, которые подняли его наверх и не остановили в то время, когда Гитлер был очень слаб, и тоже самое относится к Тому Реддлу.
Как же это волшебный мир проморгал момент, когда Том стал Волдемортом? А может и не проморгал вовсе? Нет, не мог проморгать, а значит, Тому подняться позволили. Кто именно? Как минимум имя одного человека известно, это Альбус Дамблдор – мудрец, добряк, любимец учеников и авторитет в магическом сообществе. Человек, не занимающий министерского поста, но по сути являющийся правителем волшебного мира. В седьмой книге прямо сказано, что личность Гарри Поттера буквально вылеплена Дамблдором, который контролировал и направлял почти каждый шаг ребенка. В руки педагогу попал маленький сирота, который под негласной опекой вырос в того, кто смог победить Волдеморта. Но ведь и сам Волдеморт когда то ребенком попал к Дамблдору, и преподаватель вылепил из него Темного Лорда. Он сам создал яд и сам же создал противоядие. Яд впрыснули в магическое сообщество, разгорелся конфликт, который в конце концов и был решен хотя и ценой значительных потерь. Вопрос: для чего это было нужно? Кому нужна столь масштабная и опасная провокация?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что, начиная с середины XX века начинает быстрыми темпами развиваться новое направление в науке – конфликтология. Конфликтологи в отличие от многих других социологов исходят из того, что бесполезно стремиться создать бесконфликтное общество. Конфликт будет всегда, такова природа общественных организмов, таким образом - управление обществом, в определенном смысле, есть управление конфликтами. Спонтанно возникающие конфликты опасны. Конфликт надо создавать, и его же контролировать. Оппозицию себе надо создавать и этой же оппозицией управлять. Всегда будут недовольные, как ни старайся, так значит, надо этих недовольных возглавить. По первым томам поттерианы может сложиться впечатление, будто бы автор придерживается прямо противоположной точки зрения. Постоянно подчеркивается, что разделение школы Хогвартс на сектора (в русском неудачном переводе они названы факультетами) есть досадная нелепость, пережиток прошлых времен, который надо преодолеть. По закону жанра «хэппи энд» должен был ознаменоваться «братанием», но этого не произошло, о чем я уже говорил в предыдущей статье. Кроме того, в конце книги есть очень важный эпизод: студенты Хогвартса должны сделать выбор, на чью сторону они перейдут. В предыдущих томах много говорилось о том, что перед лицом общей опасности глупо разделяться, что все факультеты должны встать плечом к плечу и позабыть свои взаимные обиды. Я был уверен, что в критический момент так оно и будет, сработал привычный стереотип –нагнетание и ожидаемая развязка. Как бы не так! Слизеринцы – ученики «чистокровного» факультета, выпускником которого был когда-то и сам Волдеморт, все поголовно переходят на его сторону! Ни о каком братании и речи быть не может. Многовековая вражда продолжается, и никто не желает уступать ни на сантиметр. Но почему? Ведь для достижения если и не братства, но хотя бы относительного единства в Хогвартсе есть все возможности. Дети проводят больше времени с преподавателями, чем со своими родителями. Почему же не налажено воспитание, сглаживающее противоречия? Демагогии о взаимной поддержке сколько угодно, но реальные педагогические меры направлены совсем в другую сторону – чего только стоят спортивные и учебные соревнования между факультетами с начислением баллов и вручением Кубка. Кто не знает, что лучший способ поссорить всех подростков это разбить их на группы и организовать непримиримое многолетнее соперничество? И если именно так и делается, значит это и есть истинная цель воспитания. Нужен конфликт, конфликт реальный, в который бы поверили, но при этом конфликт управляемый. Это сложная задача, задача как раз для такого великого человека как Дамблдор.
Вот такие провокации устраивает мировая властвующая элита. А вы говорите детская сказка…
Зыкин Д. http://contr-tv.ru/common/2410/