Сентябрьские замесы у меня проходили в основном под тэгом "жопа", в том плане что везде засада, а на кино хватало за редкими исключениями только на лёгкое, с отметкой "поп". Но и на стрим-полке есть, на что посмотреть:
1)
Неудержимые 2. Бардак.
Сказать, что разочаровали - это просто проявить спокойствие будды. Заранее понятно, что все претензии к кинчу будут сброшены со счетов, как снобские - мол, прелесть фильма в том, что он "тупой".. Так вот, первый был действительно "тупым", и это был лучший классический, по канонам, боевик со времён раннего детства - а второй, к большому сожалению, именно что неглупый, скорее даже хитрый. Нет такого бодрого ощущения целности, непрерывной радости, безмерного пофигизма и безбашенной энергетики, которой слай-режиссёр наделил оригинал. Есть лишь холодный, спекулятивный расчёт крепкого середняка Уэста - манипуляции с мемами Норриса (его выход мне вообще напомнил какой-нибудь наигранно пошлый номер КВН-а конца девяностых), отвратительный Ван Дамм (понятно, что его привлекли для усиления эффекта "девяностости" - но это же просто позорище), балаганные перестрелки в конце, где шутка важнее удачного взрыва - не простно грустно, а до раздражения противно. Проводя аналогии, Неудержимые 1 - это был такой оммаж 90-м, в той же мере, как Артист - оммаж 20-м - т.е. ничего нового, но с любовью и знанием дела, а Неудержимые 2 - это как будто Артиста расширили кретинскими допматерьялами, снятыми помощником режиссёра на айфон с винтажным чёрно-белым эффектом. Незачёт.
2)
Особо опасен. Я всё-таки решил для себя понять, чем конкретно привлекла меня бекмамбетня в "Линкольне". Выяснилось - обаянием. Идиотским, граничащим с абсурдом обаянием. В "уонтеде" Тимур переварил канон "бой-клуба" и "матрицы", распотрошил оригинальный комикс и сделал идиотское, но довольно бодрое, как глоток свежего воздуха в душной комнате, для Голливуда действо. Но акцент, к сожалению, на идиотском - по общим экшон-меркам мы получили дерзкую акцию рекламщика на вражеской территории, но всё же бессмысленную в своей беспощадности - коэффициент пафоса и банальности на сантиметр плёнки много раз превышает ПДК. Но, в отличие от "Линкольна" это, по крайней мере, очень бодро.
3)
Тёмный рыцарь: Возрождение легенды. Всё, как и предполагалось - более сильный Нолан, чем обычно. Чувак под конец чрезмерно отягощённой заправкой серьёзностью бэтмениады выдал наиболее цельное из трёх творений - такое же "утищёчки-суровое", как и первые два, но на этот раз ультимативно идеальные стратегические решения в плане кастинга вывезли дубовый нарратив. Кристиан Бейл расцвёл и уже не кажется серой мышкой, а больше походит на настоящего Брюса Уэйна (привидения - страшного, но симпатишного). Том Харди в обличии Бэйна (сразу вспоминается симсоновская пародия на крепкого орешка "МАКБЭЭЭЙН!!") - ну просто архипиздат. Если всеобщее восторженное пищание по поводу преждевременно усопшего Лэджера не могло не раздражать, то тут просто не к чему придраться - возможно, лучший злодей современности. Это несмотря на то, что харизматичное похрипование убил дубляж (противный, как узбекский беляш) - Томми вывозит одними глазами. Хатуэй - мимимимимимимимимимимимимимимимимимимимимимимими! (я думаю, пояснять избыточно). Старички Олдман и Фримен на уровне (они, в общем-то оба с возрастом потсдулись, но на этот раз как-то сглаженно очень у них). Но Майкл Кейн - это отрада для глаз и услада для души. Смеётся как плачет, плачет как смеётся - Кейн здесь - как ярко красная вишенка на многоэтажном свадебном торте.
В общем, советую смотреть ради актёров - но не забудьте перед просмотром вколоть антидот от нолановщины, иначе вас постигнет ГРАНДИОЗНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ЭПИЧЕСКОЙ САГИ, бла-бла-бла...
4)
Иллюзионист, Нил Бургер, 2006.
Решил посмотреть из-за Джаматти (московского дрозда тут нет, иначе на меня бы уже набросились и в приказном порядке заставили бы смотреть "По версии Барни"
), к игре которого проникся симпатией после "На обочине" и "Пристрели Их". Здесь он играет такого посредственного и мелкого сыщика, который пытается разоблачить фокусника (Нортон, непосредственно ГГ) и, в общем-то, уделывает на стопроцев Эдварда. Фильм сам стилизован под винтаж, мрачен, как во время сеанса в театре любого фокусника, "готичен" и т.д., во многом даже обаятелен (в плюс также идёт инфернальный образ артиста Сьюэлла) - но опять же, как "Дорога", слегка искуственный. По сюжету - типичная "разводка" а-ля Револьвер.
5)
Одноклассники Соловьёва - зарисовка важного советского режиссёра о современной "золотой молодёжи". Вызывает недоумение, но приятное.
Недоумение - потому что видение явно не соответствует реальной картине - живые прототипы родителей главных героев явно не будут так наивно радоваться за своих детей, не будут вообще такими идиотами. Главные герои, в свою очередь, будут петь другие песни и по-другому общаться.
А приятное, прежде всего, в том, что Соловьёв, видимо, всё это прекрасно осознаёт и нарочно привносит в фильм некий сюрреализм. Разговаривают актёры чуть ли не по-
советски, этого довольно трудно добиться от тех, кто родился уже после его же "Ассы". Соня Карпунина, главная актриса, помимо всего ещё и сценарист, на данный момент ещё и начинающий режиссёр, которую хорошо принимают на разных фестивалях. Соня тут, конечно, ещё и за Татьяну Друбич из "Ассы" (похожи типажами), но в потенциале гораздо умнее и бронебойнее, что ли.
Что самое интересно, вместе с этим сюром умудряешься ещё что-то понять про себя - пожалуй, именно так выглядит образ современного молодого человека в глазах лучших представителей позднесоветского поколения.
6)
Пятое измерение (дословно "Толчок")
Пола МакГигана, 2009
Если не присматриваться - выглядит, как полнометражная серия “Героев”. Или как ТВ-версия “Людей Икс”. А если приглядется - уделывает и тех, и других (ну окей, разве что “Иксы” Мэттью Вона получше). Да, Пол МакГиган тот ещё сериальщик (ответственный за успех английского осовремененного “Шерлока”), и здесь он работает, как отличный ремесленник - меньше работает со спецэффектами, больше с колоритом (тонискоттовская яркость - первое, что приходит на ум) и сюжетом (здесь с супергеройским сеттингом проделан тот же трюк, что и наш киноклубский “dead set” проделал с зомби-муви - и вообще, по английскости “тупик” - просто отличнейшая аналогия). Сюжет бодрит своей незамутнённой простотой, при этом со спецификой (действие целиком и полностью в Гонг Конге). Необязательная, но отрадная вещица.
7)
Солдаты неудачи Ровно 4 года назад, практически без кинобагажа за спиной, начинал смотреть в хуёвом качестве, подумал, что полная шляпа и как-то забыл совсем про него. Но намедни неожиданно вспомнил про должок - и не зря. Наверняка почти все видели, но если есть кто-то, кто предвзят к Стиллеру из-за кретинских факеров-хуякеров (я в хейтер-листе) и не смотрел из принципа - очень советую. Т.е. изначально думаешь, что это обычная пародия на вор-муви, но здесь толстая, но весьма бронебойная сатира прежде всего на всю голливудскую машину в целом. Очень качественно и живо. Отдельной похвалы заслуживает Том Круз в самоироничном амплуа жлобского продуцера (его коллеге из "Тупика" и не снилась подобная энергетика). Последний раз Круз так заряжал за десять лет до того в "магнолии".
8)
Женщина в чёрном. Наряду с "Хижиной в лесу" главное хоррор-событие лета. Но если "хижина" - это скорее такой бодрейший ржач, то от "Женщины" реально бегут мурашки по коже. Причём я заметил такую особенность - с понтом что прожжёным корифеям ужасов фильм кажется совсем не страшным, даже второсортной поделкой, киноманы же, не сильно зацикленные на хоррор-сфере, как правило, пугаются. Не заглядывал в нашу хрю-хрюшную хоррор тему, но, подозреваю, и там "женщину" не гладят по головке.
Объяснение тому весьма разумное - хоррор-фаны, закалённые перед типичными крючками-"триггерами страха", ожидание ужаса настолько для них предсказуемо, что совершенно отделено от реальности (начинаешь искать "фан" в изощрённых способах напугивания, чем в напугивании как таковом) - как следствие, не погружается в фильм, а держится на большом расстоянии. Зритель же, не зацикленный на жанре, смотрит на картинку в целом - и идеально выверенные тени в коридорах, абсолютно магнетическое чувство устойчивого ужаса не может его не нагнетать. Что до разговоров про Рэдклиффа, гарри он или не гарри, мне, честно говоря, похуй. Нормально сыграл.
9)
Воспитание чувств, Лоне Шерфиг, 2009. Очередная версия "Улыбки Моны Лизы" о непростой девичьей доле.
Примечателен тем, что Кэри Малиган выстрелила именно этим фильмом (няшка). Ещё порадовал Ал Молина ролью батьки Маллиган. Приятная, но в целом довольно заурядная драма.
10)
Джон Картер - ну какого вот хуя я не пошёл на него в кено? Почему не рассказал всем, кому только можно? Ведь ебаный "аватар" не стоит и выеденного яичка по сравнению с экшн-шедевром Стэнтона. Редчайшее сочетание бодрости сюжета, взявшего за основу классический фантастический роман, простота (та, что "всё гениальное - ...") исполнения, знакомая ещё по его же "Валл-И", Отличный кастинг (идеально вписывающийся главгер Китч, лучшие сериальные актёры - Кренстон из "Брейкин Бэд", Саймон Вест с "прослушки", Хайндс и Пьюрфой из "Рима" - забавно ещё то, что они тут реально как цезарь с марком антонием).
Судя по богатому именно сюжетному каркасу, рискну предположить, что потенциал книги Берроуза не выработан, не раскрыт до конца, и толпы возмущённых фанатов уже изнегодовались по этому поводу - их, в общем-то право, но достоинств фильма это не умаляет.
11)
Возвращение в Брайдсхед, 2008.
Прежде всего эта экранизация Ивлина Во рифмуется со стивенфраевской
Золотой Молодёжью, тоже по Во: практически зеркальные по тональности рассказы про эпоху джаза, по-английски сдержанные, но не ванильные, как классические тв-экранизации а-ля джейн остин.
Брайдсхед - аристократическое поместье, куда по стечению обстоятельств попадает начинающий художник. У художника завязывается тесное (порой теснее, чем хотелось бы) знакомство с представителями семейства, владеющего поместьем. Ну а дальше идёт трагедийная история по типу "вечного зова", но на английский манер. Всё это крайне заурядно в пересказе, но очень сильно при непосредственном просмотре.
Отдельной похвалы заслужила исполнительница главной роли - актриса Хэйли Этвелл (многие могли оценить её, кхм, достоинства в роли оставшейся наедине со своим носовым платком подруги Капитана Америки в "Первом Мстителе") - она, при всей своей английской выправке и отстранённости, просто до неприличия шикарна, и на удивление, ещё и играет хорошо.
12)
Тёмная вода, Уолтер Саллес, 2005.
Самая выразительная на свете (после Кристен Стюарт) актриса Джениффер Конелли в роли отчаянной разведёнки, которая, отчаянно борясь со своими внутренними демонами (призрак матери-алкашки), не менее отчаянно переезжает в целях экономии баблеца и хорошего обучения дочке на унылый островок, где живут такие же отчаянные, как и она. И теперь ей приходится бороться ещё и с демонами внешними.
Местами есть отлично выверенные планы, общая обстановка нагнетения тоже порой доставляет, но в целом смотрится всё это, как не прискорбно, очень уныло. Вот такой же плохой могла бы оказаться "женщина в чёрном", при плохой калибровке и большей небрежности.
13)
Кориолан, Ральф Файнс, 2011
Очередное "осовременивание" Шекспира (см. Ромео+Джульетта). Очевидно было бы предположить, что задачей Файнса было показать, насколько не изменились проблемы и нравы, и что всё то, что волновало Шекспира, актуально и сейчас. Но это не так - всё-таки времена изменились, и многие вещи кажутся абсурдными. Тем не менее, политические отношения усложнились, но на схематичном уровне берут базу как раз из римских времён.
Фильм больше силён накалом невиданной ярости, которую культивируют актёры, и совершенно аутентичным повествованием - от контраста разговора и картинки порой ёжишься в ахуевозе. Злость на лице Файнса пробирает по-настоящему. Простите за клише, но это “фильм для настоящих мужиков”.
14)
Звездная пыль, Мэттью Вон, 2007.
С недавнего времени, познакомившись с "Сэндменом", стал фанатом Нила Геймана. Чувак дико крут (Коралина в стране кошмаров - его же работа). "Звёздная пыль" - экранизация его же романа. Английский режиссёр, английские актёры - в целом всё смотрится, как и вышеупомянутый "Push\Пятое измерение", слегка дёшево, но очень круто. Здесь даже ещё круче - потому что первоисточник заметно сильнее. Фэнтезийный мир здесь обыгрывается примерно так же, как в Шрэке - с той же долей чёрного юмора, но без маразма. Отменная вещь.
15)
Отважная, Нил Джордан, 2007.
Феминистский триллер с особенностями. Осознанно невыразительная Фостер здесь играет новоиспечённую вдову, внезапно открывшую в себе, как Вигго в "Жестокости", неожиданные качества. Мутация подана посредственно, если не сказать, слабо - но есть особенности - когда женщина стреляет в двух чернокожих раздолбаев - это уже не будет считаться нетолерантным использованием стереотипов, потому что здесь женщина на месте мужчины, а значит, многое можно простить.
16)
Белоснежка: Месть Гномов, Тарсем Сингх, 2012.
Странная вещь с фильмами Сингха - ни "Бессмертные", ни "Миррор Миррор" в виде трейлера положительных эмоций не вызывали, скорее наоборот. Но стоило мне преодолеть скепсис, приятное удивление ожидало в конце просмотра. Яркий, сочный, действительно сказочный (не то что слащаво-готически-пафосный налёт "белоснежки и охотника"), но опять же снятый в современном постмодернистско-феминистском ключе. Крайне приятные ощущения оставила и Робертс - она, конечно, уже не так божественно прекрасна, как та же Терон. Но, простите, тут и возраст разный, и амплуа. Робертс при этом цветёт именно что внутренней красотой, на неё банально приятно смотреть. Возникает ещё мысля, что ей совсем не идёт играть злодеек, видно же, что добрая...
17)
Агент 117, Мишель Хазанавичус, 2006.
Реж, актёр и актриса из "Артиста" до этого ещё вот в такой вот коллаборации участвовали. "Агент" - это, понятно, и пародия на "два нуля" и, вместе с этим, экранизация чисто французской истории про агента 117, и римейк ещё пяти фильмов про него же, выходивших на равне с первыми частями бондианы. Но больше всего это, конечно, стилизация под фильмы 50-х. Как и "Артист", стилизация точная, яркая - и глупая, и умная одновременно. Полтора часа чисто синефильского удовольствия. Могу посоветовать лишь тем, кто хоть частично зацепил старые фильмы, остальные же просто не уловят самый сок и увидят лишь глупую пародию а-ля Остин Пауэрс (хотя, говорят, и в нём всё не так просто, но не могу утверждать - целиком ни одного "остина" так и не досмотрел).
18)
Американский Психопат, Мэри Хэррон, 2000.
Долго не хотел смотреть это кино, ожидал некую помесь арановщины с нолановщиной, от фильма так и тянуло воодушевлённой бравадой "лучшего фильма".. Но Пчёл внёс сумятицу своей рекламой "Машиниста", и я решил взяться за Бэйла посерьёзнее. И не прогадал - очевидная на сто шагов вперёд метафора "внутренних скелетов в шкафу" у каждого нормального человека для меня до самого конца оставалась загадкой. Но дело даже не в приятной неожиданности, а в том, что а) Бэйл действительно молодчина; б) общее исполнение - на пять. Очень и очень достойный фильм.
19)
Принц Персии: Пески времени
Являюсь фанатом "Принца" с 20-летним стажем - в 3 года сел за 286 эмесдосовский писишник у бабули на работе и сделал свой первый шаг в пропасть, навстречу внезапно вылезающим из пола лезвиям.. В школе прошёл ёбасофтовскую трилогию (пески времени-схватка с судьбой-два трона), и, на мой взгляд, в своём жанре это реально зе бест. Теперь по фильму..
Ну что такое! Опять хороший английский режиссёр, который, опять же, большую часть своей карьеры занимался сериалами. Ньюэлл, находясь в жёстких клешнях Джерри "большое бабло" Брукхаммера, умудряется сделать совершенно неголливудское кино с английской спецификой. Плюс создатель "принца" Джордан Мехнер ему помогал, как сценарист - что отсекает предъявы по типу "далеко от оригинала" (в оригинале в каждой из частей трактовки принца совершенно взаимоисключающие, это как несколько вселенных того же спидер-мэна).. Достойные актёры Гилленхал и Артентон ("неотразимая тамара") в главных ролях. Конгениальный Альфред Молина, опять же (см. Воспитание чувств) во второстепенной роли обаятельного торгаша. Базовая концепция Принца (восточная сказка, акробатика, шутки, перемещение во времени) - всё на месте. В недовольных остались толькоигродельные продцеры из Ёбасофта - при бюджете в 200 бакинских лямчиков сборы в 335 их не устроили. На мой взгляд, здесь просто не совсем универсальный материал. Что лично у меня большое сожаление вызывает.
20)
Дюна, Линч, 1984
Экранизация романа Фрэнка Гэрберта, как это обычно и бывает, была разругана в пух и прах фанатами книги, но впоследствии "окультурилась", стала культовой, то бишь. Культовым это кино можно назвать в той же степени, что и "Побег из Нью-Йорка" Карпентера, вышедший тремя годами раньше - непритязательное, но круто сваренное би-муви с околоблокбастерным бюджетом. Конечно, Линч привнёс свою дополнительность в виде Человека-Слона как предводителя зловещей расы Харконеннов и головы-ластика в виде песчаного червя. В титрах на очень почётном месте даже есть должность "Creature Creator", он же создатель созданий.
Вообще, это чуть ли не тенденция - фильмы с песком ("Дюна", "Джон Картер", "Принц Персии") более или менее проваливаются и не оправдывают надежды своих покровителей.. Сами же фильмы довольно бодрые.
А теперь личный "зе бест" за первую половину септямбря:
21)
Синий Бархат, Линч, 1986.
Влюбившись в "Маллхолланд Драйв" и "Твин Пикс", я всё как-то откладывал его другие вещи. Наверное, подсознательно хотелось набраться опыта. Как выясняется теперь, не зря.
Так или иначе, первые три работы ("Голова-Ластик", "Человек-Слон", "Дюна") были уникальными в своём роде, но про них трудно сказать "милый сердцу". Понятно, что это осознанная политика самого Дэвида, чтобы герои вызывали антипатию на чисто эстетическом уровне (если не сказать отвращение, в некоторых случаях), этим он сильнее и притягивает.. Но, "Синий Бархат" - это как раз точка трансформации Линча старого, "фрикового" в Линча нового, "обволакивающего". Посмотрев "Бархат", понимаешь, зачем Линчу нужна была "Дюна" - ещё на ранней стадии Линч согласился участвовать в "Дюне" лишь на том условии, что великий продюсер Дино Де Лаурентис даст зелёный свет на производство "Синего Бархата"...
Провинциальный городок, Америка (привет, будущий "Твин Пикс"). Витающий в облаках пацанчик Джеффри (МакЛохлан) находит на лужайке аккуратно отрезанное ухо. Пристально рассмотрев его, непринуждённо идёт в полицию. Коп советует не ввязываться, мол, разберётся сам, но юношеские слабоумие и отвага не знают границ, и Джеффри уходит в глубину ночи, чтобы докопаться до правды...
Мне кажется, настоящий нео-нуар пошёл не с великим "чайнатауном" полански, не с охуенным "В упор" Бурмана, а именно что с "Бархатом", где корень в слове неонуар не "нуар", а именно что "неон" - ночное освещение прямо из сердца восмидесятых... Космический магнетизм картины невозможно перебить абсолютно ничем - тут Линч ещё не говорит загадками и не осложнён неординарым символизмом, но движения уже имеют плавность, взгляды наполнены многозначительностью, кадры выдержаны до совершенства. Я говорю "атмосфера?" - вы говорите "Линч!". - Атмосфера? - Линч! - Атмосфера? - Линч!
Где-то там выше я писал, что Бэйн в исполнении Тома Харди - один из лучших злодеев современности. Так вот, хардиевский Бэйн - просто целочка Лора Палмер, по сравнению с Фрэнком из "Бархата" в исполнении Дэнни Хоппера. Это не передать, это просто надо, блядь, увидеть. Дичайше круто.
22)
Где дом друга, Аббас Киаростами, 1986. ("То, что Маер прописал" ч.2)
Иранская деревушка. Слегка такой на расслабоне пацанчик Ахмед по недосмотру захватил тетрадку для домашки своего дружбана. Дружбана, меж тем, за проёб тетради, как тотема опрятности, аккуратности и дисциплины, могут погнать взашей из школы. Надо что-то делать, и Ахмеду предстоит непростой путь, полный странных встреч с этим причудливым миром взрослых.
Возвращение тетради как процесс обретения себя. Помощь другу в приоритете над школьными правилами "не списывать". Заветы старших не так важны, как товарищеская взаимовыручка... Весьма спорные для такой консервативной, как Иран, страны ценности. Оттого невинная и спокойная притча обретает довольно дерзкие нотки. А что может быть прекраснее незаметного широкому глазу бунта?
23)
Глаз Смотрящего, Стивен Эллиот, 1999.
Непонятый и вдрызг разруганный американской критикой фильм предстал передо мной во всей красе - и до сих пор не отпустил...
Это триллер со смещёнными, что называется, акцентами - где фатальная фамм не такая уж и основно-инстинктивная, а при всей однозначной отрицательности гораздо больше жертва. Где "окно во двор" Хичкока представляется не окошком в соседнем доме, а глазом на другой стороне объектива, и мутацией того, кто смотрит через эту призму в окно. Смотрящий здесь даже не скрывается, а наоборот, является лишь основным красным пятном на сером фоне действительности - Молодой МакГрегор справляется с ролью на ура. С Джадд у меня вообще связано какое-то непонятное ощущение несправедливости мироустройства. Пять последних фильмов, которые я с ней видел ("Тёмный Полдень", "Схватка", "Время Убивать", "Глаз смотрящего", "Глюки") - дико охуенны. Ну кто мне тогда скажет, почему у неё карьера не задалась в последние годы? Цветок рано распустился и быстро завял? Нет, всё-таки мир - говно...