Суд над Арнольдом Мери имеет дальний прицел
В Эстонии начались слушания дела по обвинению Арнольда Мери в геноциде эстонского народа. В случае обвинительного заключения последнему эстонскому Герою Советского Союза грозит пожизненное заключение.
Арнольду Мери вменяется в вину то, что в 1949 году, будучи секретарем ЦК компартии Эстонии, он руководил проведением депортации 251 человека с острова Хийумаа. По версии следствия в ссылке умерло 43 из 251 депортированных.
Это обвинение построено на заведомо ложной предпосылке: депортация 1949 г. не являлась геноцидом.
Базовое определение понятия «геноцид» дано в принятой ООН в 1948 г. «Конвенции по предотвращению и наказанию за преступления геноцида». Конвенция считает геноцидом следующие действия: убийства и причинения телесных повреждений, создание условий, при которых выживание становится невозможным, введение мер по предотвращению рождаемости и насильственная передача детей в другую национальную группу. Однако согласно Конвенции, эти действия становятся геноцидом тогда, когда они «совершаются с намерением уничтожить, целиком или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу».
У организаторов депортации 1949 г. не было намерения уничтожить эстонцев как нацию. Чтобы понять это, достаточно посмотреть на цифры депортированных. Население Эстонской ССР к моменту депортации составляло около миллиона человек, большая часть которых были эстонцами. Однако депортировано было 20535 чел., что составляет около 2% от населения республики.
Цель депортации не имела ничего общего с геноцидом; это была попытка подорвать базу деятельности бандфромирований «лесных братьев», развернувших настоящий террор против лояльных советской власти эстонцев. Кроме того, выселению подвергались семьи «кулаков»; таким образом, создавались условия для коллективизации сельского хозяйства.
Уничтожать депортированных у советской власти так же намерения не было. Архивные документы свидетельствуют, что условия жизни в местах расселения депортированных под определение «невозможные для выживания» не попадают. Согласно данным МВД СССР, к 1 января 1953 г. на учете состояло 19520 спецпоселенцев, высланных из Эстонии в 1949 году. Таким образом, общая смертность депортированных эстонцев (в том числе и естественная) составила около 7%. Подавляющее большинство депортированных не только выжило, но и впоследствии вернулось на Родину.
Что такое настоящий геноцид? Когда за полгода в немецких лагерях для советских военнопленных уничтожается два с половиной миллиона человек – это геноцид. Когда на оккупированной советской территории за три года уничтожаются миллионы мирных жителей — русских, украинцев, белорусов, евреев, цыган – это геноцид. Когда солдаты Красной Армии на освобожденной от нацистов родной земле находят пепелища на месте сожженных вместе с жителями деревень, набитые трупами колодцы и бесчисленные рвы с расстрелянными – это геноцид. Геноцид, в котором, кстати говоря, принимали участие каратели из эстонских батальонов вспомогательной полиции.
А вот депортация 1949 г., вне всякого сомнения, была жесткой репрессивной акцией, но геноцидом не являлась. Предъявление Арнольду Мери обвинения в «геноциде» свидетельствует о том, что суд над последним эстонским Героем Советского Союза будет не судом, а судилищем, неправедным и беспощадным.
Зачем это нужно эстонским властям? Все очень просто: путем проведения «судов» по обвинению в «геноциде», власти Таллина (а так же Риги и Вильнюса) явочным путем создают псевдоюридические обоснования тезиса о «советской оккупации и геноциде». Когда прибалтийские политики добьются от ЕС осуждения «коммунистического режима», эти судебные решения будут использовать в качестве доказательства «советского геноцида». И, разумеется, дело не обойдется без масштабных финансовых претензий.
Дело Арнольда Мери – своеобразный момент истины. Если сегодня Россия не сможет защитить Героя Советского Союза от эстонского кривосудия, то завтра наша страна сама окажется на скамье подсудимых.
Александр Дюков http://novchronic.ru/1350.htm