БЕС, я ко всем этим авторам крайне неравнодушен, порекомендовать могу ВСЁ, ну и вкратце прокомментирую.
Олди. В их творчестве есть несколько волн, периодов:
1) 1990 - 1994. "Бездна Голодных глаз". Их первые и самые оригинальные вещи - красивейшая фэнтези, с нелинейными сюжетами, много деталей истории, этнографии, театра и так далее. "Путь Меча" - фэнтези с восточным колоритом о мире, где холодное оружие одушевлено и живёт в симбиозе с людьми (правда, ни люди, ни клинки об этом не знают), что отражается и на этике, и на общественном устройстве, и на психологии... Есть, конечно, глюки в моделировании мира, но и Бездна, и Путь читается запоем.
2) 1995 - 1999. Период "мифологический". "Герой должен быть один", "Мессия очищает диск", "Чёрный баламут", "Я возьму сам" - построены на греческой, китайской, индийской и арабской мифологиях, причём классические сюжеты (от Махабхараты до Геракла) сохраняют свою линию и меняют осмысление. Все книги - маст рид.
В этом же периоде у Олдей есть несколько "нетипичных" книг: "Пасынки Восьмой заповеди" - романтично-криминальный ужастик, место действия - средневековая Польша. Есть несколько кайфовых моментов (например, монологи-исповеди дьявола
), но в целом - на любителя. "Дайте им умереть" - натянутое продолжение "Пути меча", имхо - единственная отстойная книга Олди, хороши лишь эпиграфы к каждой главе. Хотя тебе, Бес, может понравиться её техногенно-убийственный стиль. И "Нопэрапон, или По образу и подобию" - этакий стёб, где японские мифы пересекаются с событиями в современном Харькове. Кстати, Олди там довольно похоже выписывают самих себя. Кайфово.
3. Период "фэнтазийного реализма".
"Нам здесь жить" - фит с Андреем Валентиновым, историком и фантастом, уделывающим Дэна Брауна как щенка. По духу - типа "Града обреченного" Стругацких.
"Рубеж" - этакий мегапроект Дяченки-Валентинов-Олди (сокращённо ДЯВОЛ
), фэнтези с мощным украинским колоритом и обильными отсылками к Гоголю.
"Маг в законе" - моя любимая вещь Олдей, я бы сказал - "антифэнтези". Россия, кончается 19 век, маги мельчают, скатились в мелкий криминал и вот-вот выродятся, да ладно маги - тут куда больший абзац подкрадывается... Грустная. надрывная история.
"Одиссей, сын Лаэрта" - сиквел к "Герой должен быть один", но с другим настроем - это уже не о героях против богов, а о людях против людей - и за людей.
4. Период необузданных экспериментов. "Чужой среди своих" - охрененная пародия на космооперы про невъебенных героев с большими бластерами, читать по две страницы за подход - иначе не получится. Сравнимо по плотности стёба с шедеврами Миши Успенского про Жихаря. В том же томе - паршивенькая сольная повесть Громова (вампирская банальщина) и великолепная подборка стихов Ладыженского.
"Богадельня" - альтернативная до офигения история из средневековой Европы, с обилием философии, великолепной атмосферностью и смелыми идеями "альтернативного христианства" - Дэн Браун опять сосёт причмокивая.
"Ваш выход" - как бы продолжение "Бездны голодных глаз", но более депрессивно-разочарованное. В том же издании ещё несколько достойных повестей.
"Орден св. Бестселлера" - откровенно "тусовочная" книга, чтоб понять её, нужно знать кучу реалий фэндомовской тусни. Подозреваю, что понял от силы половину стёба. Хотя и эта половина стоит того.
"Шутиха". Это вообще не фантастика в традиционном понимании, а ближе к Пелевину с его необузданностью, хотя параллелей там много - от Кортасара до Булгакова. Маст рид.
"Песни Петера Сьлядека". Одна из самых легковесных книг, по настроению похожа на первого "Ведьмака" Сапковского. Хотя вполне по кайфу.
"Шмагия". Это уже ближе к классической фэнтези, но по-олдёвски.
Самая свежая - "Пентакль". Ещё один ДЯВОЛьский проект; маст рид. Сборник новелл, где мистика живёт в Украине 20 века; как минимум половина новелл должна понравиться. Что интересно - авторы не признаются, кто именно писал тот или иной кусок.
Вот пара ссылок:
Официальный сайт Олдей Тут есть многие книги
В следующий раз поговорим про другого охуенного писателя - Евгения Лукина.