Письмо в редакцию…
На днях к нам по e-mail пришло письмо от одного из наших читателей, текст письма приведен ниже. После некоторых раздумий мы все же решили его опубликовать. Никаких комментариев с нашей стороны при этом мы не приводим…
[email protected],
[email protected]
Привет всему "Hip-Hop Side"!
Сразу хочу сказать, что к идее писать разные там письма обычно я отношусь холодно и, вообще-то, этим делом не занимаюсь, но написать это письмо меня подтолкнули последние события, происходящие в белорусском хип-хопе, и не последнюю роль в моем желании написать письмо сыграло "Открытие хип-хоп сезона" в Минске, которое состоялось 2 сентября в "Парк-клубе "Минск".
Честно говоря, я уже давно поставил жирный крест на всех хоповых вечеринках, проходящих в Беларуси или, по крайней мере, у нас в Минске. Хочу сказать, что, отдав свое сердце хип-хопу, я вот как лет 5-6 (пусть не много, но все же) слежу за событиями, происходящими в Беларуси на хоповом фронте и, увы! Результаты моих наблюдений плачевны. Да, благодаря росту популярности хип-хоп у нас стал по крайней мере вещью обыкновенной, что в некоторой степени имеет даже немного негативный оттенок. Несмотря на то, что рэппером сегодня никого не удивишь, в самом хип-хопе пропал дух, соответствующий этой культуре. Если с количеством все ясно, то как быть с качеством? Качество как было смешным, так и осталось. Я это говорю как человек, на глазах у которого происходили практически все фазы становления рэпа в Минске. Я делаю ударение на слово практически, потому что не беру на себя ответственности, как, скажем, Киндут, который, как я знаю, слишком критически ко всему относится, что многим, надо сказать, не нравится (слышал, что не только в Беларуси).
Я знаю, я наблюдаю, как многие из тех, кто действительно из себя ничего не представляет, предпочитают оставлять все на своих местах. Я знаю, что многие наши хип-хоп-коллективы устраивает их положение "местных" звезд, они даже и не думают двигаться куда-то дальше. Действительно, а зачем? А может, они просто не верят в себя!? Из года в год я вижу, как одна "звезда" сменяет другую "звезду". А на самом-то деле слушать и смотреть нечего.
Мне это знакомо и, думаю, это ощущение испытывал каждый человек хотя бы один раз в жизни. Молодости присущ юношеский максимализм: плевал я на твое мнение, если тебе не нравится то, что я делаю… иди ты на х… Сам был такой… И именно этой позиции придерживатся большинство русскоязычных команд. Именно эти строчки объединяют все эти отстойные коллективы, которые собственную несостоятельность скрывают за пафосом, надменностью и лирикой, которой самое место в туалете. Не многие это признают… На этом фоне в очередной раз выделяется КАСТА, у которой я слышал что-то вроде: "Первые текста заставляют улыбаться: "Если не нравится, сейчас по роже получишь…". Реальные пацаны, вот чего не хватает нашим эМСи. Критического осознания своего творчества… Чего они добиваются? Стать популярными на всех этих вечеринках? Так это же легко сделать, многие это и сделали. Звонишь, договариваешься и, пожалуйста, ты в списке (главное, чтоб свой человек был среди организаторов). За сутки до выступления делается текст, за ночь — музыка. Репетиция? Какая такая репетиция!?
Вы можете меня спросить, а зачем я все это пишу. Вы это и без меня все прекрасно знаете и не раз об этом писали сами. Суть не в этом, я хочу показать своим письмом, что есть еще люди, которые воспринимают хип-хоп на другом уровне, не так, как среднестатистический хопер. Не думаю, что к вам приходит много таких писем как это, не потому, что таких людей нет, а потому, что они все прекрасно сами понимают: письмо — это пустая трата времени, зачем писать человеку то, что он и без тебя прекрасно видит и понимает. Просто у меня действительно наболело на душе. Неужели настоящий хип-хоп у нас МЕРТВ?! Конечно же, нет, хотя положение дел и находится на плачевном уровне…
Хочу немного проанализировать сложившуюся ситуацию. Я являюсь непостоянным читателем вашей страницы (я человек занятой), но все же когда она ко мне попадает в руки, читаю с интересом, особенно поддерживаю обзорные статьи. Не в обиду будет сказано, есть у вас и некоторые ошибки. Мне кажется, вы слишком строго, довольно критически относитесь к хип-хопу. Я знаю, что некоторые считают, что вы как-то предвзято относитесь к "Хип-хоп Нации" и некоторым командам. По-моему, это полнейшая чушь! Люди просто не правильно воспринимают критику, вот и все. Легче нагнать на того, кто указывает тебе ошибки, чем увидеть их самому и измениться… В этой ситуации (расценивайте этот как взгляд со стороны) я все же посоветовал бы вам более спокойно относиться к "творениям" русского и белорусского рэпа, так как критикуй — не критикуй, а быстрых изменений все равно от команд не добешься, тем более, если они сами не видят свои ошибки, не хотят прислушиваться к советам других и вообще не хотят меняться. Только время рассудит… Все делается поэтапно, далеко ходить не надо, можно взять для примера многие московские коллективы. У некоторых из них наблюдается явный прогресс. Да, многие из них этого добились не сами, а лишь благодаря появлению Лигалайза и КАСТЫ. Да, многие из них так не считают, но со стороны-то лучше видно. Многие из них даже возводят себя в ранг культовых, но на самом деле это смешно, люди берут и сами себе присваивают то, что им не принадлежит. Но я отвлекся от основной темы. Я живу в Беларуси и естественно меня волнует прежде всего белорусский хип-хоп. Хочется, чтобы и у нас был кто-то, кого приняли бы за пределами нашей республики. Нам не хватает своего героя! Вот, что сейчас меня беспокоит...
Я хочу коснуться организации и тех людей, влияние которых отражается на развитии хип-хопа у нас. Это организации вроде "Хип-хоп Нации", "Beatsound", "Хип-хоп Центра", это организаторы вечеринок, это продюсеры различных рэп-сборников, это вы и ваш "Hip-Hop Side", это недавно вышедший белорусский хип-хоп-журнал "True Stilo" и т. п.
Хочу проанализировать ситуацию изнутри нашего хип-хопа.
"Хип-хоп Центр". Сказать особенно и нечего, так как ничего, кроме "B-Session" и каких-то среднего уровня вечеринок, толком и не сделано. Nex' Cut все что-то обещает, этим и ограничивается. Наверное, все главное у них впереди, если не позади…
"Beatsound". Наверное, многого могли б добиться, если б не были довольно странной организацией — то появляются, то исчезают. Такое впечатление, что это у них сезонно. Позиция его главных действующих лиц мне до сих пор не понятна. То, что делает Киндут приемлемо на процентов 80. Слышал, что он вроде разошелся с ними. Что ж, в любом случае и на фестивале "BS-1" и на последующем сборнике "BS-1" было что посмотреть и послушать. Наверное, это лучшее, что было у нас по качеству, но, к сожалению, не по количеству…
"True Stilo". Может быть, единственное событие, которым мы можем сполна гордиться. Первый номер есть первый номер, но зато какой потенциал! Хотя если смотреть на наших хоперов, то с горечью понимаешь, что им это не совсем интересно, потому что их волнуют больше собственные амбиции нежели такое событие. Большинство минских хоперов предпочитают тусоваться на "Центре" и убивать на это каждый вечер, нежели чего-то постичь, чего-то добиться, заслужить respect не за то, что ты хороший тусовщик и можешь выпить много водки, а за то, что ты действительно чего-то достиг. Думаю, образованность в хип-хопе — вот единственный выход из сложной ситуации, существующей в Беларуси. И именно СМИ и различного рода организаторы должны за это отвечать. Желаю вашему журналу не опопсеть и не идти на поводу следующей организации, деятельность которой и побудила написать меня это письмо…
"Хип-хоп Нация". Самое раскрученное и в то же время самое попсовое и, чего греха таить, "валовское" движение. Литвинюк откровенно слизывает манеру Шеffa по отношению к организации и продвижению хип-хопа. Не знаю, как кто к этому относится, но лично меня просто раздражает тот факт, что человек взял и просто присвоил себе название "погромче", которое подразумевает под собой всех представителей хип-хопа во всем мире. Просто взял и присвоил, сделал его своим. Вы где-нибудь подобное вообще видели? Скорее всего, он даже не сам его придумал, а просто послушал ранний сборник "Hip-Hop Info", где этот термин впервые упоминался… Ладно, название — это не самое здесь главное. Даже их сборники с, как очень точно подметил один из участников "Hip-Hop Side", "ресторанно-эстрадным репом", которые абсолютно не отражают реальные силы Беларуси, не являются главным. Главное в истинном духе хип-хопа! Где же он?! Я говорю об этих массовых мероприятиях и фестивалях, проводимых организацией. Не хочу выражать свое мнение о них по двум причинам:
1. Практически согласен со всем, что вы о них пишите. Единственное "за" — это массовость. Но массовость убивает истинный дух.
2. Прочитал у вас в новостях рекламу на фестиваль и понял — на него я не пойду, даже если вход будет бесплатным. Все эти тату, шоу и прочее не признак настоящего, а признак явно нездоровой коммерции в хип-хопе, направленной на массовость, но отнюдь не на качество… О каком настоящем хип-хопе может идти речь? Обыкновенное "запудривание" мозгов малолеткам. Ни о каком реально празднике речь и не идет. Я был на двух предыдущих фестах и уяснил для себя одно простое правило — не справившись с маленькими трудностями, организаторы возлагают на свои плечи еще большие тяготы. Конечно, обещается, что будет все ровно, но такие обещания даются каждый год. Организаторы, по-моему, просто пользуются тем, что люди со временем забывают о том, как все было галимо… Это как в политике — главное навешать побольше лапши людям, потому что они — это живые деньги.
Конечно, вы можете подумать, что я чем-то обижен на парней, это не так. Я просто выражаю свой взгляд со стороны на происходящие у нас вещи. Я бы вам и не написал, если б не 2 сентября. От "Открытия хип-хоп-сезона" я ничего хорошего не ожидал, хотя вру, наверное, раз я туда поперся, значит была какая-то надежда. Больше таких ошибок не повторится… Ближе к делу — меня сразу насторожили эти попсового направления вечеринки: хардкор против рэпа. Такого не должно быть много, потому что… Не знаю, как это описать… рано еще это скрещивать, рано заниматься экспериментами, когда и рэп-то еле-еле у нас держится на ногах. Не знаю, как это описать, но я чувствую это сердцем… В общем, суть всего произошедшего в том, что на "Открытии хип-хоп-сезона" я увидел ТУСУЮЩИХСЯ ВМЕСТЕ хоперов, коровцев, ГОПНИКОВ и, что самое страшное, СКИНОВ!!!!!!!! Думаю, таких аналогов где бы то ни было отыскать НЕВОЗМОЖНО. В этом и заключается РАЗВИТИЕ хип-хопа? Настоящий хип-хоп в Беларуси МЕРТВ?! В чем правда? А в том, что хотя все эти вечеринки и устраиваются под лозунгом "хип-хоп", хип-хопа как такового там нет, он там просто не признается. Люди танцуют не под рэп или хип-хоп, а под LIMP BIZKIT и тому подобное. Я специально стоял и наблюдал за толпой — ни на одну рэп-композицию народ и даже некоторые хип-хоп "авторитеты" не реагировали так, как реагировали на хардкор. Так это и есть тот самый настоящий хип-хоп, который пропагандируется организаторами?! Какие-то отморозки один за другим вылазят на сцену и несут в микрофон какую-то х… Деградирующая и самодовольная сущность человека доминирует в ситуации, когда перед ним находится толпа, скандирующая его имя. Я сам видел, как принимают команды, участники которых не входят в тусовку "Центра" или "Парк-клуба", но которые в десятки, сотни раз лучше, любой команды "Парк-клуба". Их воспринимают НИКАК!
И еще, в тела и умы практически всех минских рэп-команд проникли водка и сознание собственной значимости. Люди делают рэп по инерции и самое страшное, что их такими воспринимают. Но сколько б они не наслаждались поддержкой толпы и себе подобных, сколько б они не считали, что их "сделали не СМИ, а бешеной толпы восклик", им не понять одного — настоящие, реальные хоперы не те, что тусуются на этих вечеринках — их никогда не будут слушать, даже если они решат измениться, потому что тот, кто не слеп, он видит, тот, кто не глух, тот слышит фальшь в их образе и "творчестве". И что б они не говорили, как бы не поливали дерьмом из-за собственного бессилия измениться тех, кто чего-то добился, им никогда не приблизиться к тому, что сделал Лигалайз, КАСТА, и даже до этого смешного парня ШеFFa им далеко. Сердце и дух хип-хопа не с ними.
Меня раздражает характерная черта наших белорусских рэпперов — из-за собственной неспособности к развитию они всегда будут сидеть в своих белорусских подвалах и гнать на того, на чьем месте на самом-то деле хотели б оказаться. Может быть, я не прав? Не спорю… Только где же тот настоящий хип-хоп, чье имя они себе присвоили? Они его либо с самого начала не умели делать, либо просто продали его, получив взамен пару-тройку десятков рук восторженных поклонников. Может быть это не так? Все может быть... однако достаточно проанализировать все эти сборники, чтобы понять... Улица и сердце хип-хопа не с ними.
А вам бы я посоветовал поменьше уделять внимания на разборки с ними и вообще меньше отвлекайтесь на различный отстой, больше давайте интересного материала и, если это возможно, пишите больше об неизвестных эМСи и про новых, перспективных героев мирового и отечественного хип-хопа. Очень понравилась статья про Remedy, парни хорошо написали.
Письмо получилось немного жестким, зато о наболевшем. Надеюсь, что к критике в вашу сторону вы отнесетесь с пониманием…
С.
Peace!
(c) Музыкальная газета