На главную
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЭПА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ХИП-ХОП КУЛЬТУРЫ.
Бенц был довольно навороченный - одна из тех эксклюзивных моделей, которые размером с троллейбус и, тем не менее, является двудверным спортивным купе...
Ну, да речь не о том. Речь о том, что звучало из этого чуда-техники, непоколебимо стоявшим в одной из московских пробок. Поначалу я решил, что дядя просто слушает радио. Но нет, я ошибся! Все 15 минут, что мы простояли дверь в дверь, я, а вместе со мной и водитель Benz'а (вернее он, а вместе с ним и я), слушали последний альбом довольно таки андеграундной EPMD. Это порадовало, и, одновременно, пополнило грустью, унесло куда-то далеко, на много-много лет назад...
OLD SCHOOL,
или воспоминания старого школяра
О, благословенные 80-е... Первая сигарета, украдкой выкуренная на перемене в туалете... первая, а за ней и черт знает, какая бутылка пива... школьная форма... сигареты "Ява" (обязательно "явская")... ну, и так далее.
Да-а-а... Был 84-ый год, я учился в восьмом классе одной из московских школ, и считал себя довольно таки продвинутым человеком в плане музыки. Тогда у меня был такой прикольный магнитофон, в общем полный пиздос был -назывался "TESLA", работал, естественно, на катушках (бабинах). Хотя, в те времена уже довольно широко были распространены кассетные магнитофоны, моя семья не могла позволить себе подобную "роскошь". Поэтому, я вот пользовался "катушками".
В общем, речь не о том. У меня была достаточно большая фонотека. Там тебе и Aloha Ville и SUPERTRAMP и Donna Summer и даже ACCEPT и JUDAS PRIEST в купе с SUPERMAX и PINK FLOYD. Ну, и, конечно же, Высоцкий. Масса иммигрантов, МАШИНА ВРЕМЕНИ, Аркаша Северный, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, и даже раритеты типа - Луи Армстронг исполняет "Очи Черные" в сопровождении иммигрантского оркестра в ресторане "У Максима".
Короче, полная каша. Да и у самого меня в голове была не меньшая каша. Все-таки, подростковый возраст и всё такое. Короче, весело было. Знай себе в школу ходи и "маг" слушай. Не, ну реально, я и BONEY M тогда знал и другие там всякие ВИА. А в то время (ну, кто помнит)... Тогда, короче, не было всяких там палаток с кассетами и всего такого... Даже "Горбушки" может быть, не было (хотя нет, "Горбушка", наверное, была, она ж, блин, как мавзолей, наверное, всегда была). Ну, вот, короче, прикол не в этом. Были такие "студии звукозаписи". Туда приходили и приносили чистые "катушки", а у них каталог с перечнем того, что у них есть - ну, в общем, они на эти чистые "катушки" записывают то, что ты им скажешь. По-моему рублей 9 брали за девяностоминутную "катушку". Вот такая картина была на рынке звукозаписи.
В одном классе со мной, в то время, учился один парнишка, Сергей М. (Wazzap, man!). Его отец летал в Штаты, ну и привозил оттуда всякие модные штуковины, в том числе аудио и видео кассеты с модными американскими записями. Ну, а мы, все его одноклассники естественно, брали у него их послушать. И вот, однажды в мои руки попадает кассета с непонятной какой-то группой BEAT STREET. Т.к. кассетника у меня не было, пришлось идти к моему знакомому, чтобы перекатать на "катушку".
В принципе, многого особо я не ожидал, но услышанное потрясло меня буквально с первых минут. Это было что-то настолько необычное и новое, что я долго не мог определиться в своем мнении, что же это такое - полное "говно" или... наоборот.
Придя домой, я послушал еще раз - "Beat Street Breakdown!!!" - кричал какой-то негритос под удары барабанов и странноватый аккомпанимент. Слушаю дальше... Начинает нравиться... После вещи "Breakers Revenge" я понял, что наконец-то нашел то, что так долго искал среди KRAFTWERK'ов и NAZARETH'ов. Это было то самое! Короче, МОЯ музыка. Самое смешное, что я не знал даже, как это называется (да и не я один, а все мои друзья, которые подсели на эту кассетку). Проходит какое-то время, и мы получаем возможность посмотреть по видику видеокассету. Это было ВИДЕО!!! В то время это было очень круто. Кассета называлась то ли "Breakin"" то ли "Beat Street" не помню, но там играла та самая музыка, а кроме музыки был ТАНЕЦ!!! Да! Именно с большой буквы - ТАНЕЦ. Как явствовало из надписей на кассете и на задних планах фильма - это был "Breakdance". Наконец-то мое увлечение получило буквенное определение - это был "Breakdance"!!! Космические движения чернокожих артистов потрясали своей пластикой и какой-то нечеловеческой крутизной.
Да-а-а, как все-таки давно это было. Частенько наблюдая в последнее время, молодых мальчишек и девчонок, крутящихся на оргалите, я понимаю, что не впустую пропали те синяки и ссадины, которыми нас "награждали" поклонники heavy metall за наши неумелые "баттлы" на школьных дискотеках. Breakdance... увлечение этим танцем было как первая юношеская бородка в один прекрасный день сбритая тупой бритвой времени...
Школа окончена, а вместе с ней и дурацкие тусовки с "Ghetto Blaster" на плече и хождением по "белым полосам" в 4 часа утра после выпускного вечера...
88 год. Уже довольно большое собрание рэпа у меня дома и масса кассет с неизвестными мне в ту пору рэпперами, которые впоследствии оказались Ice-T, RUN D.M.C., PUBLICK ENEMY.
Как молоды мы были и как искренне всем сердцем хотели, чтобы рэп крутили по телику и по радио... Дождались... Кому-то из моих бывших друзей брэйкеров-рэпперов это вообще "по барабану", кому-то, может, и нет... Но суть вопроса не в том. Весь прикол в том, что в году 87 мы с двумя моими друганами у меня дома записали первый (!!!) русскоязычный рэп-проект!!! Назывался он Beat Boyz. Короче, "Yamaha" - клавиши, детский барабан, какая-то дудка, микрофон от магнитофона "Электроника", в общем пи**** тот еще! Сколько бы я сейчас отдал за ту запись!!! Полцарства, блин!.. Это были довольно глупые детские стишки, типа:
А историк там напился
и в канализацию провалился...
И аккомпанемент соответствующего содержания. Но это был - рэп!!! И это был наш рэп!!! Это было круто! Но все это прошло, "кануло в лету", "накрылось медным тазом". Запись была успешно потеряна, школа закончилась, а там уж и армия приняла меня в свои "материнские объятия".
NEW SCHOOL,
или почему я до сих пор слушаю рэп
Тяжело быть "динозавром". Все признаки "двойного стандарта" на лицо и брюзжащее, типа "...а вот в наше время...", и совершенно подсознательно - ненарочное надменное отношение к молодой хип-хоп поросли, легкая грусть при виде наших российских брэйкеров и рэпперов, которые не только лихо выкручивают гелики и выступают, всегда и везде, но которых еще показывают по TV!!! По MTV!!! Опять же: "...а вот в наше время...". Мои знакомые удивляются: "Ты такой взрослый, а до сих пор слушаешь рэп". Да! Вот такой я. И ничего необычного в этом не вижу, надеюсь, что и "нынешнее поколение", (ну, хотя бы половина) к моим годам не утратит интереса к хип-хоп культуре. А вот и это словосочетание "хип-хоп культура", вот про что я буду писать дальше.
Хип-Хоп культура... Первый раз я прочитал это словосочетание в каком-то французском музыкальном журнале года 88-ого. Несколько дней со словарем переводил с французского. Понял не много (в виду "художественности" перевода). Но несколько понятий узрел. Итак: "Хип-Хоп культура объединяет в себе искусство ди-джеинга, искусство МС, искусство граффити и искусство брэйк-данса". В последнее время, почему-то, в эту кучу впихивают еще и каких-то роллеров, хотя в этом журнале об этих роллерах ничего не было написано! А может, они позже появились? А, вообще, кто это такие? Это которые на роликах что ли катаются? А причем тут хип-хоп? Или я уже настолько стар, что что-то не понимаю? Давайте тогда уж к хип-хоп культуре причислим и сноубордистов, и виндсерфингистов, и скейтеров до кучи.
Бедная хип-хоп культура. Это вам не куст, который можно так вот взять и пересадить с одного континента на другой.
Ущербность российской хип-хоп культуры,
или почему рэп в России всегда будет андеграундом
А действительно, почему? Может и не будет всегда? А может вообще не будет, и лет через 10 опять начнут "мочить" брэйкеров все, кому не лень? Как говорится: "Знал бы прикуп, жил бы в Сочи (ну, или в N.Y на худой конец)". Но, на данный момент ситуация обстоит именно так. Ан-де-гра-унд!!! И ничего больше. И, даже если В. Валов снимет еще 20 клипов, а Da BUDZ с Мастером Спенсором будут каждый день вести многочасовые теле- и радио программы - все равно, это будет андеграунд. И не кивайте на Германию, Францию. У них - не у нас. Там хоть есть своя национальная культура, в которую органично вписалась культура хип-хопа.
А какая культура у нас? Надеюсь, никто не будет меня уверять, что "великая Русская культура" оказала огромное влияние на формирование национальных культур европейских стран. Да, оказала! Но это было в прошлых веках. Весь 20 век культуру Росси искореняли всеми доступными способами. Так что, дорогие соотечественники, все мы с вами выросли и растем с "бывшей великой национальной культурой", да и слово "национальной" стало настолько расплывчатым, что не поймешь - то ли лезгинку плясать, то ли гопак...
Опять же, кто-то мне может возразить: "А вот в Штатах, там же тоже одни иммигранты живут, особенно в колыбели "хип-хоп культуры" в гетто". Да, живут, и неплохо, надо сказать живут . Но, не надо путать жопу с пальцем, господа! Ни одна из "чернокожих обезьян" (в хорошем смысле этого слова) просто не получит гражданство, в этой самой Америке, пока не вызубрит наизусть все Американские праздники, имена всех президентов и ещё массу подобных вещей. Короче, пока потенциальный претендент на звание гражданина США не интегрируется в Великую Американскую Культуру, не станет ее частью. Да я думаю, их это особенно не обламывает. И если по улицам N.Y. и ездит каддилак с номерным знаком 'Pizdec N.Y.', то уж будьте уверены, что тот Вася, что в нем сидит даст фору любому из "продвинутых" московских журналистов в плане культуры.
Бытие определяет сознание, господа! Да! Вот краеугольный камень, проблема развития хип-хоп культуры в России. Пресловутый уровень жизни. Какой может быть рэп в России при цене аудиокассеты в 1$? Кому, нахрен, по карману отдавать по 200$ за запись в студии (за 1 композицию естественно), если потом он получит, а, может, и нет, от силы сотню зеленых за свой альбом? Есть, не спорю, отдельные люди, которые могут себе это позволить (как и я в своё время). Но как, вы скажите, как какой-нибудь небогатый рэп-коллектив может культурно развиваться, раскручиваться, выпускать постеры и тишки со своим лого, если ребятам порой и пивка не на что выпить. Энтузиазм? Это не надолго, уверяю вас. Выступить несколько раз на сомнительных рэп-тусовках? Не спорю - мазово. Опять же можно перед девчонкой выебнуться. И все!!! Сколько было таких, и сколько еще будет?
Итак • 2 - Деньги. Ну, это отнесем опять же к "Уровню жизни". В этом контексте интересно будет упомянуть о таких представителях Русского Рэпа, как Bad Balance. Феномен, господа! Простые пареньки то ли из Донецка, то ли из Донбасса за какие-то 10-12 лет сумели достичь, на мой взгляд, лидирующей позиции на нашем "рэп-олимпе". Несколько компакт-дисков, клипы, радиопередачи, да тот же ежегодный рэп-фестиваль. Реально! Но, к сожалению, бесперспективно в плане дальнейшего развития.
Из-за них, из-за них, хрустящих, пахнущих краской и уютно раскладываемых по карманам, кейсам, чемоданам, багажникам. Не надо иллюзий. На голом энтузиазме далеко не уедешь. Любой проект, в том числе и музыкальный, требует финансовых вложений и развитой инфраструктуры для своей реализации. Короче говоря, нужна компания (лэйбл, если вам угодно). Богатая компания, со своими студиями, магазинами, дистрибьютерской сетью. Да и она не поможет, пока уровень жизни в нашей стране не поднимется на уровень хотя бы Польши (кто-нибудь слышал польский рэп?). Вот ты, например, сколько компакт-дисков купил за последний месяц? Один? Два? И то, я думаю, пиратских, чтобы "подешевле было". Так что, братья и сестры, будем надеяться на лучшее. Но это еще не самое "ужасное" в этой истории. Самое-то ужасное слово я приберег на конец. Менталитет, братья и сестры. МЕНТ-А-ЛИТЕТ, если вам так угодно.
РОССИЙСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ
В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ HIP-HOP КУЛЬТУРЫ
Менталитет, братья и сестры, это штука непростая, доложу я вам (кто не знает, что это такое - посмотрите в какой-нибудь умной книге - там написано). Мое поколение, ну может даже те, кто чуть помладше, выросли -то в СССР. В том самом "великом и могучем" . А тогда как было? - "Все группы советской молодежи - молодые рабочие, служащие, студенты и школьники - с высокой ответственностью и сознательностью относятся к идеалам коммунизма и завоеваниям старшего поколения, свято хранят и развивают революционные, боевые и трудовые традиции. и т. д. /Краткий словарь-справочник агитатора и политинформатора. М., Политиздат, 1997./ Вот вам пример. Ну а кто совсем помоложе - так спросите у своих родителей, они помнят, какой "менталитет" нам насаждали. И ведь большинство-то так и выросло, "свято храня", может даже и не осознавая этого. Короче говоря, с менталитетом у нас совсем хреново, как, впрочем, и с просто ментами. Ну нравиться нам Modern Talking, и все тут! А еще группа "Руки вверх". "Балаган Лимитед" опять же - ну совсем просто "ментальный сироп" какой-то. Корни, братья и сестры, корни - наши с вами корешки по горло увязли в народных напевах и попсе. Конечно, кто-то там вырос в Штатах или учился в Оксфорде - все это ерунда, братья и сестры. Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, чтобы изменить их менталитет. Hip-hop чужд и пугающ для 99 процентов населения нашей страны. И так будет еще долго, если не всегда, братья и сестры. Так что, KEEP DA REAL, HIP-HOP HEADZ!!! И никакая ZULU NATION не поможет. И какие бы крутые "телеги" не записывали наши рэп-исполнители, на нас всегда будут смотреть, как на забавных придурков. Как вот ты бы смотрел на негра, всерьез поющего частушки под балалайку, выпускающего CD с этой своей лабудой и называющего себя "REAL VANYA - TRAKTORIST"? Прикинь, как смешно было бы смотреть, как он пытается подрожать в слэнге и одежде какому-нибудь Ване Пупкину из Таганрогской филармонии? Ну, это я, конечно, утрирую, но "истина где-то рядом". Никогда не любил широкие "рэпперские" штаны и вообще весь этот маскарад. Он смотрится если не дико, то уж во всяком случае, смешно. Не тот у наших людей менталитет, братья и сестры, не тот. Нашим ближе "Версаче" с китайского рынка. Так что не обижайся, если кто-нибудь назовет клоуном. Ты действительно кажешься им клоуном, брат. Ты можешь сказать: "А пошли они все на хуй, козлы!" И вот тут ты будешь глубоко не прав. Именно ОНИ и есть ТЕ, кто покупает кассеты, CD, ходит на концерты и покупает атрибутику. Именно они своими кошельками голосуют за тот или иной музыкальный стиль. Именно они подняли таких лохов, как "Ласковый май" и "Ф. Киркоров". А все потому, что Филя для нас родной, хотя и хачик, а вот METHOD MAN - это ниггер и клоун. Вот так вот, братья и сестры.
Так что тусуйтесь, плодитесь, слушайте, рисуйте, танцуйте, читайте. Главное, делайте что-нибудь!!! А там, глядишь, и ваши дети будут вместо "спокойной ночи, малыши" смотреть "Yo! MTV Raps", а Алла Пугачева запоет соул.
PEACE 4 ALL!
Mastah Che