— Что такое микстэйп?
Микстэйп (mixtape) – изначально: замиксованная (диджеем) кассета (тэйп) содержащая музыкальные композиции и/или короткие истории прозой (скиты). Сейчас форматы аудио-носителей меняются, но по старой привычке микстэйпами называют и компакт-диски (mix-CD) и mp3-релизы(mix-??). Микстэйпы бывают – диджейские (например DJ Nik-One – Hot In Here), где диджей берёт подборку песен и миксует. Он может приглашать рэпперов на роль ведущего, делающего объявления между песнями (хостинг), бывают микстэйпы рэпперские, где и вовсе диджея нет (например Drago – Новый Русский Рэп vol.2).
— Чем микстэйп отличается от альбома?
Альбомы обычно готовятся долго, так как выпускаются лэйблами с рекламой, видео-клипами, это всё долго готовится, мусолится. Альбомы иногда делаются годами! Альбомы выпускаются официально – все права защищены, все сэмплы куплены, и т.д. А микстэйпы делаются быстрее, выпускаются неофициально, поэтому при записи микстэйпа свободы по выбору музыкального сопровождения намного больше, так как разрешено всё что хочешь, тебе никакой босс не скажет – это делать можно, этого нельзя, это не прокатит на радио, это нецензурно. Так же на микстэйпах можно использовать чужие сэмплы, инструменталы, что угодно, вообще – разрешено всё, так как кто тебе запретит взять и спеть Высоцкого на мотив Lil’ Wayne и выставить это в интернет или записать на диск и продать или подарить пацанам во дворе? Правильно – никто.
— На микстэйпах краденая музыка?
Нет. Или кто-то ночью обошёл камеры и охрану на вилле 50 Cent’a, залез через окно в студию, переписал музыку и потом выдавал за свою? Вы видите сами, если хоть немного подумать над словами «краденные минуса», то самому смешно становится. Эти «краденые» минуса (музыка из песен) выпускается совершенно легально на дисках и/или пластинках артистов – обычно при выпуске сингла (диска/пластинки с 1-2 песнями) на нём находятся 1. версия песни в грязном варианте (с матами) 2. в чистом варианте (с вырезанными матами) 3. instrumental (минус) 4. acapella (только голос). – и это всё совершенно легально! И почему кто-то, кто легально за деньги купил лицензионный диск с инструменталом любимой песни, должен выслушивать наглые наезды, что он это украл? Или скачал с интернета, куда выложил кто-то, кто купил такой сингл. Я скажу вам – артисты сами предоставляют свои инструменталы всеобщему вниманию, недавно Карандаш выложил в сеть все минуса со своего альбома, так что теперь если Саша В. из С. Зачитает свой куплет на минус Карандаша – он этот минус украл? Нет. Тут главное не выдавать чужую музыку за свою, но этого в основном, автор микстэйпа и не добивается.
— На микстэйпах только чужая музыка?
И да и нет. Есть и такие и такие. Так как делать можно всё что хочешь, то есть и миксы с исключительно чужой музыкой, есть с самодельными авторскими композициями. На миксе одной из важнейших микстэйп-тусовок Diplomats “Memorial day” многие минуса авторские, DJ нет. На миксе Juelz Santana “It’s that season again vol.2” вообще – 45 одно- или двухминутных кусков чужих инструменталов, которые Juelz рвёт один за другим, переходы делает DJ. Тут дело вкуса, когда разрешено всё, то правил нет. Я лично на своих микстэйпах пока обходился без диджеев, но совместный микс с New Union замиксует DJ Shked из Киева. Но, так или иначе – всегда на любом моём миксе есть собственные авторские минуса – на Новом Русском Рэпе 2 это были «По секрету», «Euros» и др., на новом миксе с New Union (Новым Союзом) это будет «Улыбнись» и пару других… читайте описания дисков!
— Почему в последнее время стало так много микстэйпов?
Потому что это явление (как и многое) с запозданием дошло до нас.
— Когда уже эта мода с микстэйпами закончится?
Она не закончится. Это не мода, это часть хип-хопа, которая была, есть и будет. Микстэйпы это хип-хоп. Их делали и делают 50 Cent, Lil’ Wayne, Rick Ross, Diplomats, Papoose, Busta Rhymes, 2 Pac, Notorious BIG, Clipse и многие, многие другие. И уж, поверь мне, дорогой скептик, даже если ты к одному или двум из этих артистов не питаешь уважения, то в общей сумме они всё равно лучше тебя знают, что такое хип хоп, а что нет. Лишь к нам, русским, это пришло как и всё – позже. Но это точно не мода, может это сейчас модно, но само явление миксов – так же старо как сам хип-хоп.
— Зачем артисты делают микстэйпы?
Причин – несколько. Во первых — альбомы так часто не сделаешь, потому что выпуск альбома – долговременный процесс с дорогой рекламой, дорогим сведением, дорогим мастерингом, дорогими клипами (в идеале), ты должен обговаривать всё с шефом лэйбла, с продюсером и т.д., а что если ты в день по песне пишешь? На альбоме то всего.. ну 20-23 песни максимум, а у тебя горит, ты делаешь песни, пишешь текста – куда с ними? Тебе хочется донести свои мысли и творчество до слушателей, а слушатели хотят это услышать. Что делать – выпускать по альбому в месяц? За это не возьмётся ни одна компания. Берёшь и шлёпаешь сам – не для денег или славы – а для людей.
Во вторых — для того, что бы показать свои способности. Вот вышла песня МС Пупкина, пусть это будет даже Busta Rhymes – а ты рэппер, ты услышал и тебе хочется показать, что ты мало того что точно так же можешь, ты можешь ещё круче! Ты берёшь ту же самую музыку и делаешь свою версию и выставляешь на всеобщее обозрение – и если твоя версия круче – тебя ждёт уважение и респект. В третьих – для себя. Вот обожаешь ты песню Wu-Tang – Ain’t Nothing To Fuck With и вот просто умираешь – хочешь услышать свой голос на любимой легендарной песне – кто тебе запретит сделать это, сосед? Нет.
В четвёртых – для людей! Тоже самое что в пункте 3, только когда фанаты предлагают «а такое у меня лично не раз уже было) «Вот зачитал бы Драго на минус бла бла бла, вот было бы круто!»
В пятых – из креативности! Берётся песня, например «The Whisper Song» от Ying-Yang Twins, где весь текст исполнен шёпотом (да-да!), потому что смысл песни тот, что ребята шепчут девушке в клубе пошлости на ухо, так вот – берётся музыка этой песни, которую все знают и любят – и Cam’Ron с Juelz Santana исполняют её тоже шёпотом, только уже потому, что ночью забрались к кому то в дом и шепчут хозяину, что б он не рыпался, а то пристрелят. Получается креативно и весело, когда знаешь оригинал. На альбоме такую шутку не провернёшь – из-за прав на музыку и т.д. т.п., а на микстэйпах получаются очень крутые и креативные и весёлые вещи – из Лалипап (Lollipop) – Лапать баб, из Ту лэйт ту аполоджайз (слишком поздно извиняться) – Ту гей ту аполоджайз (ты слишком гей, что бы извиняться), Солджа бой – Всё, в запой и многое другое.
Тут конечно получается немного обидно, когда песня мега хит во всём мире, кроме забытой богом (богом хип-хопа) Россией или Украиной и ты записываешь свою версию на этот хит в которой настолько нереально подколол оригинал, что Камеди Клаб и КВН нервно курят в уголке, а тебе говорят «мм… хорошая песня, музыка твоя?» ну вы поняли
Но тут уж действует девиз «не отступать и не сдаваться!», как и я в общем, решив просветить неведующих, продвинуть культуру, научить, объяснить хип-хоп, а не опустив руки, закосив под других пошёл делать гоп-хоп
— Почему они не делают свою музыку?
Не каждый рэппер заодно и продюсер, иногда он просто не умеет делать музыку и не знает продюсеров, которые сделали бы то, что ему нравится. Или нет денег, что бы заплатить продюсеру за авторский минус. Или остальные причины почему музыка не всегда авторская и почему именно это важно – было разжёвано в предыдущем пункте «Зачем артисты делают микстэйпы?». Перечитайте, если не поняли с первого раза.
— Можно ли микстэйпы продавать?
Ответ на это настолько же прост, насколько гениален – если покупают, то почему не продавать? Вообще по логике – даже если музыка не твоя, то ты приложил массу усилий – написал текста, придумал концепцию диска, сделал супер продукт, который люди слушают, им нравится – такой труд должен быть оплачен! Да и сама обложка, типография, сам диск, печать дисков – это по-вашему – с неба падает? Включайте мозги, уважаемые скептики!
На счёт продажи микстэйпов и можно их продавать или нет – их продают, когда их покупают. Это дело спроса, МС Вася из Воронежа может не найти покупателя, а нового микстэйпа Lil’ Wayne ждут тысячи людей, готовые отдать до 10-15$ за копию!
— Микстэйпы это легально?
Есть легальные, есть нелегальные. Если какой-то DJ имеет контракт с… к примеру Universal и Universal передаёт ему песни своих артистов на микс, то всё легально. Если кто-то берёт чужую композицию и с помощью неё зарабатывает большие деньги – автор композиции может подать в суд на артиста и потребовать денег. Тут всё упирается в деньги, как многое в жизни – если МС $tyle из Житомира 3 раза выступил с песней под музыку Puff Daddy и заработал 300$, то вряд ли Puff Daddy подаст на него в суд, даже если узнает об этом. Если же конечно Билан поедет на Евровидение c песней на минус Usher’a и заработает на рингтонах миллионы, Usher, возможно, захочет денег и подаст в суд!
— Так что лучше – микстэйп или альбом?
На это нельзя однозначно ответить. Это как спрашивать – что лучше – яблоки или апельсины? Иногда хочется яблок, иногда апельсинов. Кто-то яблоки вообще не любит, у него на них аллергия. Так и в данном случае – иногда хочется послушать альбом — цельное творение песен на авторскую музыку, с текстами о вечных ценностях, иногда хочется послушать микстэйп — как любимый рэппер читает рэп под музыку другого любимого рэппера или как любимый рэппер звучит, если запишется на музыку от The Prodigy. Или песни, записанные о недавно случившихся происшествиях, написанные на злобу дня. Главное не пугайтесь этого нового явления – «микстэйп» и не гребите всё под одну гребёнку – так же как и альбомы — микстэйпы не все поголовно плохие или хорошие. Что бы подвести итог – так же как сочный апельсин вкуснее червивого яблока или свежее яблоко лучше гнилого апельсина — хороший альбом лучше плохого микстэйпа, хороший микстэйп лучше ужасного альбома! Только что хорошо и что плохо каждый решает сам, это дело вкуса, а о вкусах, как говорится, не спорят. Я лично предпочитаю фруктовый салат.